открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятнадцатое октября Классная работа Правописание НЕ с причастиями.

Слайд 2

1 задание «Игра на внимание»

Слайд 3

Девятнадцатое октября Классная работа Правописание НЕ с причастиями.

Слайд 4

О частице НЕ

Слайд 5

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные значения, в эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова .

Слайд 6

по Этимологическому словарю Фасмера НЕ – это отрицательная частица, употребляется также в качестве приставки в украинском, белорусском, русском, старо-славянском, болгарском, сербохорватском, чешском, польском языках

Слайд 7

В словаре Ожегова НЕ – частица 1.Служит для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. 2 . При противопоставлении двух предложений отрицает ситуацию, о которой сообщается в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточная песня). 3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая определённость состояния, противопоставляемого чему-нибудь другому. Болит не болит, а ноет. 4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не хочешь, а идёшь. 5 . При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неполное отрицание при противопоставлении. Дурачок не дурачок , а с придурью. 6. Соединяя неопределённую и личную форму одного и того же глагола, выражает отрицание того, что противопоставляется чему-нибудь другому. Бить не бьёт, а ругается. 7 . То же, что НЕТ (прост.). Хочешь чаю. Не .

Слайд 8

Грамматический словарь: слова с приставкой НЕ Приставка не - используется для образования слов с противоположным смыслом ( сильный - не сильный ), либо с оттенком ослабленности ( трудный - не трудный ). Чтобы не перегружать лексикон множеством легкообразуемых негативных форм, в словарь внесены только самые употребляемые слова с приставкой не - . Для некоторых слов с приставкой не - в языке утеряны исходные формы без не -: нельзя непременный неотъемлемый неожиданный нерадивый непреложный неотразимый нечисть непрошенный непреклонный невмоготу ненароком непролазный непомерный неоплатный немножко непроглядный непобедимый неописуемый нелепый неколебимо неизъяснимый незабвенный невылазно неимоверный неизбежный негаданный невтерпёж невредимый невпроворот невинно невпопад невзрачный негодовать Во многих случаях можно легко найти однокоренное слово без приставки не-, относящееся к другому грамматическому классу, но простое отсечение приставки создает несуществующее в языке слово: негаданный ( гаданный ) - гадать, гадание нелепый ( лепый ) - лепота невтерпёж ( втерпёж ) - терпеть , терпение

Слайд 9

Правописание частицы Не Частица НЕ употребляется с существительными прилагательными местоимениями числительными глаголами причастиями деепричастиями

Слайд 10

2 задание «Изучи сам и расскажи другим» Работа с учебником страница 61-62, параграф 17 Первая группа читает в учебнике раздельное правописание НЕ с причастиями и записывает в тетрадь примеры ; вторая группа читает в учебнике слитное правописание НЕ с причастиями и записывает в тетрадь примеры. Запомнить и объяснить правописание НЕ с причастиями .

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

3 задание «Докажи правописание причастий с НЕ» Первая группа из упражнения 136 выписывает 3 предложения со слитным написанием НЕ с причастиями, Вторая группа выписывает 3 предложения с раздельным написанием НЕ с причастиями. Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот. Работа с учебником Упражнение 136

Слайд 13

4 задание «Примени правило и объясни» Спишите предложения, раскрывая скобки и обособляя, где нужно, причастные обороты. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями. Первая группа 1.Муму отраду (не) бывавшая в таких великолепных покоях очень испугалась. 2.Телегин сложил (не) дочитанное письмо. Вторая группа 1.Дом стоял посреди степи ничем (не) огороженной. 2.Твой (не) доказанный упрёк я разгадать вполне не смею.

Слайд 14

5 задание «Продолжи»

Слайд 15

Домашнее задание Параграф 17 (ВОУД) Упражнение 141 алгоритм рассуждения «Правописание НЕ с причастиями»

Слайд 16

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

«Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: частично-поисковый. 

Метод проектной технологии: Исследовательские проекты: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты: направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выделенных фактов.

Ролево-игровые проекты: участники исполняют определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев), обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Сулейменова Э.Д. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Оценочные листы. Мультимедийная  установка с экраном (для демонстрации сопроводительного материала  к изучению нового материала).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 м)

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Работать мы сегодня будет в группах, а значит на один общий положительный результат. Выберите спикера, который будет отмечать работу группы в оценочном листе и регулировать ответы учащихся.

II. Систематизация известной информации о причастии

- Предлагаю размяться и настроиться на работу.

1 задание «Игра на внимание» (3 м)

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительн; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суфф вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

Оценивание разминки

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать причастие. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока «Правописание частицы НЕ с причастиями».

- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?

III. Дополнительная информация

Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ (3 м)

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний  порядок, потому что существует правило правописания  частицы НЕ

- А что мы знаем о частице НЕ?

Ребятам было дано задание подготовить информацию о частице НЕ

Информационный проект о частице НЕ. (3 м)

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.

По Этимологическому словарю Фасмера,

НЕ – это отриц. част., употребляется также в качестве приставки в укр., белор. русск. ст.-слав., болг., сербохорв., чеш., польск. Языков

В словаре Ожегова НЕ – частица

1. Служит для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. 2. При противопоставлении двух предложений отрицает ситуацию, о к-рой сообщается в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточн. песня).

3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неопределённость состояния, противопоставляемого чему-н. другому. Спит не спит, а вроде как задремал. Болит не  болит, а ноет.

4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не  хочешь, а идёшь.

5. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неполное отрицание при противопоставлении. Дурачок  не дурачок, а с придурью.

6. Соединяя неопред. и личную форму одного и того же глагола, выражает отрицание того, что противопоставляется чему-н. другому. Бить не  бьёт, а ругается

7. То же, что нет  (в 1 знач.) (прост.). Хочешь чаю. Не.

Грамматический словарь: слова с приставкой НЕ

Приставка не- используется для образования слов с противоположным смыслом (сильный - несильный), либо с оттенком ослабленности (трудный - нетрудный).

Чтобы не перегружать лексикон множеством легкообразуемых негативных форм, в словарь внесены только самые употребимые слова с приставкой не-.

Для некоторых слов с приставкой не- в языке утеряны исходные формы без не-:

нельзя

непременный

неотъемлемый

неожиданный

нерадивый

непреложный

неотразимый

нечисть

непрошенный

непреклонный

невмоготу

ненароком

непролазный

непомерный

неоплатный

немножко

непроглядный

непобедимый

неописуемый

нелепый

неколебимо

неизъяснимый

незабвенный

невылазно

неимоверный

неизбежный

негаданный

невтерпёж

невредимый

невпроворот

невинно

невпопад

невзрачный

негодовать

Во многих случаях можно легко найти однокоренное слово без приставки не-, относящееся к другому грамматическому классу, но простое отсечение приставки создает несуществующее в языке слово:

Негаданный (гаданный) - гадать, гадание       нелепый (лепый) – лепота      невтерпёж – (втерпёж) - терпеть, терпение

Правописание частицы Не

Частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует  определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать? ( Если слово без НЕ не употребляется)

Самой интересной нам показалась информация, которую предоставляют психологи. Они утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель  говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило»

Спасибо девочки. А мы переходим к следующему заданию.

IV. Изучение нового материала.

2 задание «Изучи сам и расскажи другим» (10 м)

Работа с учебником страница 61, параграф 17

Первая группа читает в учебнике раздельное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь, вторая группа читает слитное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь.  Запомнить и объяснить правописание НЕ с причастиями.                                   

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатые работа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

На вершинах гор лежали нетающие снега

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.   

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.                                                                               

Оценивается ответ учащихся

Физминутка (1м) (Встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули.)

Садимся на свои места и продолжаем работать.

V. Закрепление.

3 задание «Докажи правописание причастий с НЕ» (4 м)

Первая группа из упражнения 136 выпишите 3 предложения со слитным написанием НЕ с причастиями, а вторая группа выпишите 3 предложения с раздельным написанием НЕ с причастиями. Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.

Объяснить (4 м)

Оценивание.

4 задание  «Примени правило и объясни» (6 м)

Спишите предложения, раскрывая скобки и обособляя, где нужно, причастные обороты. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.

Первая группа 

1.Муму отраду (не) бывавшая в таких великолепных покоях очень испугалась.

2.Телегин сложил (не) дочитанное письмо.

Вторая группа

1.Дом стоял посреди степи ничем (не) огороженной.

2.Твой (не) доказанный упрёк я разгадать вполне не смею.

Оценивание

5 задание «Продолжи» (7 м)

Ролево-игровой проект Инсценирование сказки «О том, как НЕ искала друзей среди Причастий»

Ребята подготовили для нас сказку о частице НЕ. Вы должны посмотреть сказку и написать продолжение, в которой используете материал о правописании НЕ с причастием, о котором ребята не рассказали в своей сказке.

                        О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

   Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

   - Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

   Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением и союзом а.

   Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

   НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

   - Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

   Они обнялись и сразу стали неразлучны.

   И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:

   - Я одинокое. У меня нет ни зависимых, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

   - Мы приведём тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

   И друзья побежали навстречу приключениям.

Обсудите в группе, о чём не было сказано в сказке, и напишите продолжение 3 м

Проверка. Прочитать продолжение сказки. Оценивание.

 

6 задание (дополнительное)

Составить алгоритм рассуждения о правописании НЕ с причастиями

Алгоритм рассуждения

  1. Употребляется ли слово без НЕ?

                                                           ДА                        НЕТ

                    2.  Это краткое причастие?          слитно

                                  ДА                             НЕТ

                       раздельно                3. Есть противопоставление с союзом А?      

                                                                     ДА                       НЕТ

                                                            раздельно          4. Есть зависимые слова?

                                                                                      ДА                             НЕТ

                                        5. Есть ли наречия меры и степени?              слитно                (совершенно, очень, весьма, крайне,

           в высшей степени, вполне)

                                                                                                                         

                                                         ДА                         НЕТ

                     

                                                  слитно                      раздельно

VI.  Домашнее задание 

Параграф 17 (ВОУД)  Упражнение 141

(если алгоритм в классе не успели, то завершаем дома)

VII. Подведение итогов урока (1м)

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

Оценки. Анализ работы (1 м)

VIII. Рефлексия  (1)

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.

- Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

- Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

- Я доволен своей работой на уроке

- Я согласен с оценкой, которую поставил учитель

- Я благодарен ребятам, которые работали  со мной в группе

Если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши

Спасибо за работу. До свидания.

Список

уч-ся группы №1

1 задание

2

 задание

3

 задание

4

задание

5

задание

6

задание

1.Эрнст Д

2.Халимон

3.Шиебаев

4.Клеймёнова

5.Пигарев

6.Серикбаева

7.Досмаилов

8.Пасечник

9.Тюрина

10.Доспанова

11.Кульбеков

12.Зайков

13.Искакова

Итого

Список

уч-ся группы №2

1 задание

2

 задание

3

 задание

4

задание

5

задание

6

задание

1.Фёдорова

2.Данник

3.Панько

4.Юхименко

5.Логинов

6.Максимова

7.Эрнст А

8.Руденко

9.Захарчук

10.Протасов

11.Токтубаева

12.Чаусов

13.Алексанян

Итого

                        О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

   Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

   - Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

   Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением и союзом а.

   Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

   НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

   - Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

   Они обнялись и сразу стали неразлучны.

   И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:

   - Я одинокое. У меня нет ни зависимых, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

   - Мы приведём тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

   И друзья побежали навстречу приключениям.



Предварительный просмотр:

 План-конспект урока

 Класс – 5

Тема: Правописание чередующихся гласных в корне слова.

                       (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож- )

Цели: - способствовать изучению учащимися чередующихся гласных в корне слова;

           - способствовать формированию навыка учащихся находить корни с чередованием,  

            определять правописание гласных О и А в крнях с чередованием;

           - развивать внимание, память, речь, мышление, умение работать в паре и

           самостоятельно.

            Воспитывать ответственность, честность.

Оборудование: презентация к уроку, опорные схемы, стикеры, красный карандаш.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, частично-поисковый

План урока:

1.Орг. момент. 1 м

2.Повторение. 5м

- Орфоэпическая разминка;

- Орфографическая разминка;

- Логическая разминка.

3.Проверка домашнего задания. 10 м

- Работа в парах; 5 м

- Разбор слова по составу. 5 м

4. Словарная работа. 1 м

5.Изучение нового материала. 7 м

- самостоятельное изучение параграфа; 2 м

- работа в парах 5 м

6.Закрепление. 12 м

- выполнение упражнения; 6 м

- распределительный диктант. 6м

7. Домашнее задание. 1 м

8.Подведение итогов урока. 1 м

9. Рефлексия. 1 м

10. Оценки за урок. 1 м

Ход урока:

1.Орг. момент. 2 м

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Приглашаю вас на обычный рабочий урок русского языка. Учащиеся могут садиться (проверка тетрадей). Гостям нашего урока я желаю не скучать и провести время с пользой, а нашим ребятам желаю правильно поставить цели и достичь их, получив заслуженную оценку. Тема нашего урока: Правописание чередующихся гласных в корне слова (-раст- – -ращ- – -рос-; -лаг- – -лож- и др.) Исходя из темы урока, что мы сегодня должны узнать и чему должны научиться.

- знать чередующиеся гласные в корне слова;

- знать корни с чередованием;

- уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока.

2.Повторение. 5м

Орфоэпическая разминка.

Прочитаем вместе слова:

Что, чтобы, скучно, конечно;     Алфавит, каталог, досуг, красивее.

Орфографическая разминка.

Вставьте пропущенную букву. Объясните орфограмму.

Т…жёлый, скр…пучий,  гиган…ский, скорос…ной.

 Логическая разминка.

Найди лишнее слово. Объясни.

Зерно, слово, хорошо, окно.

3.Проверка домашнего задания. 10 м

На партах у вас лежат листочки, разделите пополам и напишите фамилии. Сегодня на уроке вы будете выполнять пять заданий, оценивать вашу работу будет ваш сосед по парте. 1 задание устное. Проверка домашнего задания.

- Работа в парах. 5 м

Ответьте соседу на три вопроса.

1 вариант: Что изучает словообразование? Что такое корень слова? Что такое основа?

2 вариант: Что такое морфема? Что такое приставка? Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова?

Оцените ответ. Кто получил «5»? Проверка.

2 задание

- Разбор слова по составу. 5 м (С обратной стороны доски  1ученик выполняет задание)

Подосиновик, пригорок.

Проверьте работу соседа, поставьте оценку.

Физминутка  

Разминку выполняет дежурный ученик.

4. Словарная работа.

Сегодня на уроке мы изучаем материал учебника на страницах 179 -184, параграфы 60-61. Найдите словарное слово на этих страницах.

Маршрут – это путь следования объекта, учитывающий направления движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной и конечной точек, основных пунктов и привязкой ко времени.

Запишите слово, поставьте ударение. Лексическое значение слова? Составьте со словом маршрут словосочетание. Запишем словосочетание.

Проложить маршрут.

- Какой корень в слове? Почему пишется О в корне?

-Чтобы ответить на этот вопрос мы возвращаемся к параграфу 60-61.

5. Изучение нового материала. 7 м

3 задание

1 вариант самостоятельно прочитайте параграф 60. 2 м

2 вариант самостоятельно прочитайте параграф 61.

Посмотрите схемы на страницах 180, 182. Подготовьтесь объяснить тему урока соседу, опираясь на схемы, приводя примеры.

- работа в парах.3 м

Объясните тему урока «Правописание чередующихся гласных в корне слова» соседу, опираясь на схемы, приводя примеры.

- проверка. 2 м

Поднимите руки ребята, сидящие на 1 варианте, которые поняли, когда пишется А, когда О в корнях -лаг-,-лож-.

Поднимите руки ребята, сидящие на 2 варианте, которые поняли, когда пишется А, когда О в корнях -раст-,-ращ-, -рос-.

2 ученика у доски от 1 и от 2 варианта объясняют ещё раз тему урока.

В корне –лаг-, -лож- в безударном положении А пишется перед Г, О – перед Ж.

Примеры: предлагать, предложение.

В корне –раст-, -ращ-, -рос- безударная А пишется перед СТ, Щ, О перед С.

Примеры: Растение, заросли 

Исключения: Росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Оцените объяснение темы соседом.

- Почему в слове проложить  корень –лож-?

6. Закрепление. 12 м

4 задание 6 м

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы по образцу.

Полагаться, изложить, слагать, вложить, располагать;

Возраст, выращивать, подрастать, вырос, отрасль, водоросли.

Проверка. Оцените работу соседа.

5 задание 6 м

- Выборочный диктант.  

Вставь пропущенные буквы

1 вариант находит слова, в которых в корне слова пишется О.

2 вариант находит слова, в которых в корне слова пишется А.

Выделите орфограммы по образцу.

Возлагать, уложить, слагаемое, вырасти,  изложение, прилагательное, заросли, отращивать, сложение, росточек.

Проверка.

1 вариант  Уложить, изложение, заросли, сложение, росточек

2 вариант  Возлагать, слагаемое, вырасти, прилагательное, отращивать

Оцените работу соседа

7. Домашнее задание. 1 м

Запишем домашнее задание в дневник.

Параграфы 60-61

Упражнение 683

8. Подведение итогов урока. 1 м

Вернёмся к целям, которые мы ставили на уроке.

- знать чередующиеся гласные в корне слова; О каких гласных идёт речь?

- знать корни с чередованием; Какие корни мы изучили?

- уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова. На сколько вы усвоили правописание корней с чередованием покажут ваши оценки за урок.

9. Рефлексия. 1 м

Оцените свою работу на уроке. На стикере поставьте оценку и прикрепите  на классный журнал.

10. Оценки за урок. 1 м

                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Слайд 2

- знать чередующиеся гласные в корне слова; - знать корни с чередованием; - уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова

Слайд 3

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Слайд 4

Орфоэпическая разминка Ч то ч тобы ску ч но коне ч но

Слайд 5

Орфоэпическая разминка А лфав и т катал о г дос у г крас и вее

Слайд 6

Орфографическая разминка Т… жёлый

Слайд 7

Орфографическая разминка Т я жёлый

Слайд 8

Орфографическая разминка Скр … пучий

Слайд 9

Орфографическая разминка Скр и пучий

Слайд 10

Орфографическая разминка Гиган … ский

Слайд 11

Орфографическая разминка Гиган т ский

Слайд 12

Орфографическая разминка С корос …ной

Слайд 13

Орфографическая разминка Скорос т ной

Слайд 14

Логическая разминка Найдите лишнее слово Зерно, слово, хорошо, окно.

Слайд 15

Логическая разминка Найди лишнее слово Зерн о , слов о , хорошо , окн о .

Слайд 16

Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы. 1 вариант Что изучает словообразование? Что такое корень слова? Что такое основа?

Слайд 17

Проверка домашнего задания Ответьте на вопросы. 2 вариант Что такое морфема? Что такое приставка? Что такое суффикс?

Слайд 18

Проверка домашнего задания Выполни разбор слова по составу Подосиновик пригорок

Слайд 19

Физминутка

Слайд 20

Словарная работа страницы 179-184 М а ршр у т

Слайд 21

М а ршрут - это путь следования объекта, учитывающий направления движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной и конечной точек, основных пунктов и привязкой ко времени.

Слайд 22

Словарная работа страницы 179-184 Прол о жить м а ршр у т

Слайд 23

Самостоятельная работа 1 вариант Самостоятельно прочитайте параграф 60 «Буквы О – А в корне - лаг-, - лож-» и изучите схему на странице 180 2 вариант С амостоятельно прочитайте параграф 61 «Буквы О-А в корне – раст -, - ращ -, - рос –» и изучите схему на странице 182

Слайд 24

Прол о жить м а ршр у т

Слайд 25

Исключения: Р о ст ов Р о ст ислав р о ст ок р о ст овщик отр а с ль

Слайд 26

4 задание Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы по образцу. Пол… гаться , изл …жить , сл …гать , вл …жить , распол …гать ; Возр … ст , выр … щивать , подр …стать, выр …с, отр … сль , водор … сли .

Слайд 27

4 задание Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы по образцу. Пол а г аться, изл о ж ить, сл а г ать, вл о ж ить, распол а г ать; Возр а ст , выр а щ ивать, подр а ст ать, выр о с , отр а с ль, водор о с ли.

Слайд 28

Выборочный диктант 1 вариант находит и записывает слова , в которых в корне слова пишется О . 2 вариант находит и записывает слова , в которых в корне слова пишется А . Выделите орфограммы по образцу. Возл …гать , ул …жить , сл … гаемое , выр … сти , изл … жение , зар … сли , прил … гательное , отр … щивать , сл … жение , р…сточек .

Слайд 29

Выборочный диктант Проверка 1 вариант Ул о ж ить , изл о ж ение, зар о с ли, сл о ж ение , р о ст очек 2 вариант Возл а г ать , сл а г аемое, выр а ст и, прил а г ательное , отр а щ ивать

Слайд 30

Домашнее задание. 1. Выучи параграфы 60-61 2.Выполни упражнение 683

Слайд 31

- знать чередующиеся гласные в корне слова; - знать корни с чередованием; - уметь правильно писать слова с чередующимися гласными в корне слова

Слайд 32

Оценки за урок

Слайд 33

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе "Это удивительное причастие"

Урок-закрепление наиболее трудных орфограмм по теме "Причастие"...

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

открытый урок класс насекомые

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение...

Открытый урок (класс КРО) Развитие речи и окружающий мир. Тема "Транспорт"

Урок предназначен для детей  7 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б). На уроке рассмотрены 4 вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный...

Презентация Открытый урок класс баяна

Открытый урок в классе баяна тема:«Развитие самостоятельных творческих  навыковв обучении игре на баяне»http://yadi.sk/i/jFd5G0NJ3GJD6R...