Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"
методическая разработка по физике (9 класс)

Евсевлеева Ольга Владимировна

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Закон всемирного тяготения»

        Урок по теме “Закон всемирного взаимодействия” для 9-го класса разработан со следующей дидактической целью: создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию.

Образовательная:

добиться усвоения учащимися знания о законе; изучение основных законов природы; усвоение закона всемирного взаимодействия (тяготения).

Развивающая:

развитие навыка слушать и систематизировать полученные знания; развитие логического мышления (умение классифицировать факты, делать выводы); развитие речи, мышления, совершенствования умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы; научить выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Воспитательная:

пробуждение интереса к изучению физики; развитие навыка работать в совместной деятельности с преподавателем; развитие коммуникативных качеств личности; формирование системы взглядов на мир; пробуждение интереса к творческой и исследовательской работе.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Этап мотивации (1 минута)
  3. Этап актуализации знаний (6 минут)
  4. Первичное усвоение новых знаний (20 минут)
  5. Первичное закрепление новых знаний (10 минут)
  6. Рефлексия (1минута)
  7. Информация о домашнем задании (1 минута)

Оборудование, ТСО: персональный компьютер, проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Орг/мом-т

Добрый день!. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с большой пользой для вас.

3

Этап актуализации знаний

Начнем наш урок с того, что мы уже знаем.

Вспомним и ответим на следующие вопросы:

- Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

- Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.

- Первый закон Ньютона.

- Второй закон Ньютона.

-Третий закон Ньютона.

      ________________________________________________

Эксперимент  Учитель "случайно" роняет  шарик со стола. 
«Ой, извините, что-то упало».

 
Ни для кого не секрет, что ничем не удерживаемые тела падают

на Землю.

Почему так происходит?

(Это происходит потому, что существует земное тяготение –притяжение тел Землёй)

Разные тела притягиваются к ней по-разному.

Взгляните на штативы:

одинаковые по размерам гирьки из алюминия и латуни подвешены к одинаковым пружинам.

 

Однако пружины растянулись по разному,    Почему?

(Вес и масса правой гирьки больше, чем левой)

А только ли Земля обладает способностью действовать на  
тела с силой притяжения?  
(Нет. Все тела )


Как бы вы сформулировали тему урока?

Как вы считаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ.

    Задачи урока:

1 Узнать историю …….

2 Узнать физический смысл  и ……..

3 Применить на практике ………..

4 Определить практическое значение в ………

;

Из-за силы сопротивления воздуха.

Да, она препятствует его подъему.

Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело сохраняет состояние покоя или состояние равномерного прямолинейного движения, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсируется.

 

 a =F / m.

F1= - F2,

1. История открытия закона;
2. Математическое
выражение и суть закона;

3. Применение закона;
4. Значение закона

4

Этап «открытия» новых знаний

В 1667 году английский физик Исаак Ньютон, изучая
движения Луны вокруг Солнца, высказал предположение о том, что  между всеми телами действуют силы взаимного  притяжения.
Легенда.

Эти силы  теперь называют силами всемирного тяготения или
гравитационными силами.    Ньютон смог найти закон их
взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы
между двумя телами.

Эта формула имеет следующий вид:

F = G∙ m1∙m2/r2


где F – модуль вектора силы гравитационного притяжения
между телами с массами m1 и m2 ([F] = [H])
R - расстояние между телами ([R] = [м])
G – гравитационная постоянная ([G] = [Н·м2/кг2 ])

В формуле присутствует  величина – это коэффициент
пропорциональности, который одинаков для всех тел –
гравитационная постоянная.
Числовое значение этой величины было получено опытным путем:
G = 6,67·10–11 м3/кг·с2 (СИ).

Теперь выясним границы применимости данного закона

  • Для материальных точек
  • Для двух шаров в которых плотность распределена равномерно
  • Для шара большого размера и материальной точки

Приближенно он выполняется для любых тел, если расстояние между ними значительно больше их размеров.

Когда Ньютон открыл закон всемирного тяготения, он не знал ни одного числового значения масс небесных тел, в том числе и Земли.

Неизвестно ему было и значение постоянной G.

Между тем гравитационная постоянная G имеет для всех тел Вселенной одно и то же значение и является одной из фундаментальных физических констант.

_____________________________________________________

Этот закон имеет огромное практическое значение:

- Закон всемирного тяготения  лежит в основе небесной  механики - науки  о движении планет.

- С помощью этого закона с огромной точностью определяются положения небесных тел на небесном своде на многие десятки лет вперед и вычисляются их траектории.

- Закон всемирного тяготения применяется также в расчетах движения искусственных спутников Земли и межпланетных автоматических аппаратов.

Проверка

Карточки- текст – работа в группах

Работа с учебником

Записывают в тетради

Работа в группах

5

Первичное закрепление материала

Ребята, как вы думаете - мы можем использовать З.В.Т. и рассчитать с какой силой коза тети Маши притягивает капусту в огороде бабы Глаши?

Итак, решим задачу:

С какой силой козла тети Маши притягивает капусту в огороде  бабы   Глаши, если он пасется от нее  на расстоянии 10 метров?  Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году  выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг. (лишние данные)

Решают задания письменно

6

Решение дифференцированных задач

Предлагаю для закрепления решить задачи дифференцированные (разноуровневые) на карточках

Индивидуальная работа

7

Рефлексия

Организует рефлексию.

Вернулись к задачам – Выполнили поставленные задачи?

8

Д/з

Пар. 15. Формулировку + формулу закона ВТ выучить

Выполнить

Упр. 15 (3,4), Упр. 16 (2-4)

Задание по выбору.

Подготовить доклад «Применение закона всемирного взаимодействия при открытии новых планеты Нептун, Уран или Плутон»

Записывают задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?

Слайд 2

Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема?

Слайд 3

1 Узнать историю ……. 2 Узнать физический смысл и …….. 3 Применить на практике ……….. 4 Определить практическое значение в ………

Слайд 4

Исаак Ньютон 04. 01. 1643 — 31. 03. 1727 два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональ - ной квадрату расстояния между ними Закон всемирного тяготения:

Слайд 7

С какой силой козла тети Маши притягивает капусту в огороде бабы Глаши, если он пасется от нее на расстоянии 10 метров? Масса козла Гришки равна 20 кг, а капуста в этом году выросла большая да сочная, ее масса составляет 5 кг.

Слайд 8

1 Узнать историю ……. 2 Узнать физический смысл и …….. 3 Применить на практике ……….. 4 Определить практическое значение в ………

Слайд 9

Д/З Пар. 15. закон ВТ выучить Выполнить Упр. 15 (3,4), Упр. 16 (2-4) Задание по выбору. Подготовить доклад «Применение закона всемирного взаимодействия при открытии новых планеты Нептун , Уран или Плутон »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физики 8 класс "Световые явления".

Открытый урок физики 8 класс "Световые явления"....

План-конспект открытого урока (физика, 11 класс)

Основная задача урока - сформировать знания о явлениях  отражения и преломления  света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; ...

Обобщающий урок по теме «Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения»/

Цель урока:создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона.  Закон всемирного тяготения»;научить видеть проявления изученных закономерностей в о...

Открытый урок физики 8 класс по теме"Плавление и отвердевание вещества"

Открытый урок физики 8 класс по теме "Плавление и отвердевание"...

урок физик 7 класс "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Учебный предмет: физикаКласс: 7 классАвтор УМК:  А.В. Перышкин  Физика 7  класс. М.-Дрофа,2017 годУчитель: Мурадов В.С.Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжестиЦель урока: сформ...

Открытый урок физика 7 класс

Технологическая карта урока физики по теме "Плавание тел" Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний)...