Конспект урока по теме "Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Жангужинова Мадина Ерсаиновна

Данный конспект урока хорошо подходит для изучения нового материала по теме "Атмосферное давление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_atmosfernoe_davlenie.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Атмосферное давление»

Цели урока:

  • расширение и углубление знаний учащихся по данной теме, полученных на уроках и в ходе самостоятельной работы,
  • развитие у учащихся интереса к физике.

Задачи урока:

  1. Образовательная: повторить, расширить и углубить знания, полученные при изучении темы “Атмосферное давление”;
  2. Развивающая: научить видеть вокруг физические явления, уметь их правильно объяснять.
  3. Воспитательная: пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для проведения простых опытов, доказывающих существование атмосферного давления, презентация.

Ход урока

  1. 1.     Вступительное слово учителя. 

Слайд №1 Удивительное дело – жить в воздушном океане,

Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть.

Без него, без океана, жизнь была бы очень странной,

Впрочем, даже и не странной: просто не было б её.

О чём речь? Какова цель урока?

Слайд №2

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Атмосферное давление". Повторить, расширить и углубить знания, полученные по этой теме на предыдущих уроках – цель нашего урока. Во время урока вы услышите много нового, интересного, увидите ряд занимательных опытов, сможете поучаствовать в аукционе знаний. Я надеюсь на вашу активность.

Слайд №3

Аукцион знаний «Атмосферное давление»

Слайд №4 поле для игры, правила, самооценка.

1 этап Воздушный дом

Что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)

Из каких газов состоит атмосфера?  (Азот, кислород)

Из каких слоёв состоит атмосфера?  (тропосфера, стратосфера, мезосфера,                                                                           

                                                                         термосфера, экзосфера)

+ сообщение учащегося «Воздушный дом»  Слайд №10

Почему молекулы газов, образующих атмосферу Земли не улетают в космическое пространство? (необходима большая скорость 11,2 км/с)

Какую роль играет атмосфера для нашей планеты?

Значение атмосферы огромно. Она защищает всё живое на Земле от разрушительного действия ультрафиолетовых лучей, от быстрого нагревания лучами Солнца и остывания. Она является передатчиком звука, рассеивая солнечный свет, она освещает те места, куда не попадают прямые лучи Солнца. Один из слоёв её – термосфера – даёт возможность установить дальнюю связь на коротких волнах. Человек использует движущийся воздух для получения электрического тока (ветряные электростанции), в атмосфере пролегают трассы авиалиний. Получается, что атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле и оказывает большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли. Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства. Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов. Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине. Атмосфера – крыша  нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу.

2 этап Объяснялка

Объяснить рисунок

                   

 

3 этап Атмосферное давление

Что называют атмосферным давлением?

Какое атмосферное давление считают нормальным?

Какие приборы для измерения атмосферного давления вы знаете?

Назовите приборы, которые в нашем доме работают за счёт атмосферного давления.

Как изменяется атмосферное давление с высотой?

4 этап Чудеса? Нет – физика!

Опыты выполняют учащиеся – экспериментаторы.

Опыт 1. “Сухим из воды”

Я могу вынуть монету из воды, не замочив руки. Для этого я кладу на тарелку монету и сверху наливаю слой воды. Вырезанную из картофеля призму со вставленными в неё спичками ставлю тоже на тарелку. Зажигаю спички и накрываю призму стаканом. Видите, горение прекратилось, а вся вода собралась под стаканом. Достаю монету. Что же заставило воду войти в стакан?

Ответ: Верно, атмосферное давление. Тёплый воздух вышел из стакана, давление в нём стало меньше атмосферного, поэтому вода зашла в стакан.

Опыт 2. “Непослушная пробирка”

Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления.

Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку.

Почему это происходит?

Ответ: Вода вытекает, над ней образуется безвоздушное пространство, а атмосфера вталкивает в него узкую пробирку.

Опыт 3 . “Самый простенький фонтан”

Беру шприц, закрываю отверстие пальцем и перемещаю поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните.

Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан.

Опыт 4. “Не можешь влезть? Помогу!!”

Ребята, как варёное яйцо заставить влезть в трёхлитровую бутылку , имея спички и лист бумаги?

Скомкав лист бумаги, поджигаем его и опускаем в бутылку. После того как бумага прогорит, кладём на горлышко бутылки яйцо и видим, как яйцо втягивается в бутылку.

Ответ: атмосферное давление

Опыт 5. “Богдановичские стаканы”

 Возьмём два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги, ножницы. Поставим зажженный огарок свечи в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоёв газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного больше, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана осталась открытой. Смочив бумагу водой, мы получим эластичную прокладку, которую и положим на верхний край первого стакана.

Осторожно поставим на эту прокладку перевёрнутый второй стакан и прижмём его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись рукой за верхний стакан, поднимем его. Мы увидим, что нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним.

Это произошло потому, что огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, а, как мы уже знаем, нагретый воздух расширяется и становится легче, поэтому часть его вышла из стакана. Когда мы медленно приближали к первому стакану второй, часть содержавшегося в нём воздуха также успела нагреться и вышла наружу. Значит, когда оба стакана были плотно придавлены один к другому, в них было меньше воздуха, чем до начала опыта. Свеча потухла, как только был израсходован весь содержащийся в стаканах кислород.

После того как оставшиеся внутри стакана газы остыли, там возникло разряжённое пространство, а воздушное давление снаружи осталось неизменным, поэтому оно плотно придавило стаканы один к другому, и когда мы подняли верхний из них, то и нижний поднялся вместе с ним. Стаканы были бы ещё гораздо сильнее прижаты друг к другу, если бы нам удалось создать внутри них совершенно пустое пространство.

 

В чём убедил вас этот опыт?

Ответ: В большой силе атмосферного давления не предметы.

Учитель: Все эти опыты вы можете легко повторить дома для своих друзей и близких. Успехов вам!

5 этап Посчитаем!

Решение задач оформляются в тетради, в карте только ответы.

1. Вычислите атмосферное давление в паскалях, если высота столба ртути в трубке Торричелли 750 мм.(99750Па)

2. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе показывает 863 мм.рт.ст., а при входе в метро 760 мм.рт.ст? (1236м)

3.Трубку какой длины следует заказать для изготовления спиртового барометра Торричелли? (13 м)

4. С какой силой атмосферный воздух давит на поверхность тетрадного листа размером 16х20 см? (3242Н)

5. У подножия горы барометр показывает 98642 Па, а на её вершине 90317 Па. Используя эти данные, определите высоту горы. (750м)

В ходе работы учащиеся заполняют карты оценивания.

Самопроверка на слайде ответы. Слайд №5

Итоги урока:  Какова цель нашего урока?

     Ребята, цель наша достигнута. Мы вспомнили, что такое атмосфера, каково ее строение; познакомились с понятием атмосферного давления, рассмотрели опыты, доказывающие существование атмосферного давления и теперь знаем, что атмосферное давление играет очень важную роль.

Вы оценили свои знания, полученные на уроке. Итоговый балл Слайд №6

Домашнее задание: опыты, составить кроссворд по теме «Атмосферное давление» Слайд №7

Рефлексия: перед уроком раздать 2 жетона разного цвета. После урока учащиеся сдают один жетон. Зелёный – понравилось, понял. Красный –непонятно, трудно, не понравилось.

 

 

Приложение:

Сообщение учащегося

ВОЗДУШНЫЙ ДОМ

По своему строению воздушный океан напоминает дом. У него тоже есть свои "этажи".

"Первый этаж" – тропосфера. Он получил своё название от греческого слова "тропос" – поворот. Этот слой простирается до 11 км над уровнем моря и температура в нём с высотой уменьшается. Здесь сосредоточено всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера – родина облаков.

Большинство явлений погоды образуется в этом слое.

Второй "этаж " – стратосфера. "Стратум" – значит настил, слой. Второй этаж располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера составляет примерно часть атмосферы. Здесь – царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40° ниже нуля. Тут лишь иногда появляются перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлаждённой воды. Небо здесь чёрного или тёмно-фиолетового цвета.

Третий " этаж" – мезосфера (от греческого "мезо" – средний, промежуточный). Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от земли. Воздух здесь сильно разрежён. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца. Иногда здесь появляются серебристые облака, которые видны только в сумерках.

Четвёртый "этаж" – термосфера ("термо" – тепло, жар). Воздух здесь ещё сильнее разряжен. Частицы движутся с огромными скоростями (десятки и сотни тысяч км в секунду).

Пятый "этаж " – экзосфера ("экзо" – снаружи, вне), то есть внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500–600 км. Экзосферу называют слоем рассеяния, потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство. Но опасаться. Что атмосфера улетучится, не стоит: воздуха хватит ещё на многие миллиарды лет. Таков воздушный океан. На дне которого мы все живём.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Давление газа"

Урок объяснения нового материала проводится с использованием элементов игровых технологий....

Конспект урока по физике "Давление твердых тел"

Вашему вниманию предлагается конспект урока по физике. Тема: "Давление твердых тел" . Это урок изучения нового материала....

План-конспект урока "Способы изменения давления".

В данном материале представлена технологическая карта урока физики в 7 классе "Способы изменения давления"....

Конспект урока по физике: "Давление"

Конспект урока по физике: "Давление"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

В данной теме раскрывается  история и  способ измерения атмосферного давления...

Конспект урока по теме "Давление твердых тел"

Тема: Давление твердых тел.Цели урока:Познавательные:формировать умение планировать и проводить физические опыты.Образовательные:1. Закрепить представление о давлении, как о физической величине.2. Сфо...