Электромагнитные явления в курсе физики 8 класса
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Иван Сергеевич Родионов

Отдельно взятые, даже очень хорошо спланированные и проведённые, занятия не могут дать ощутимого результата. Достичь ощутимого качества знаний учащихся можно тогда, когда применяется система знаний, а педагогическая технология гибкая и допускает использование разнообразных видов уроков и их различных сочетаний. Вместе с этим, система обязана иметь вполне понятную структуру, которая, по моему мнению, должна иметь следующие этапы:

- определение чёткой цели обучения;

- конструирование обучения;

- методика определения отдельных занятий;

- определение полученных учениками знаний.

При определении цели обучения очень важно определить степень мотивации учеников к изучению физики, и лучше всего учащимся предложить список целей, которые он хотел бы достичь по окончанию обучения раздела. Например:

- изучить материал учебника;

- усвоить основные понятия и законы раздела;

- хорошо подготовиться к самостоятельной работе (срезу);

- научиться самостоятельно, добывать знания;   

- глубже изучить отдельные параграфы раздела;

- получить хорошую оценку;

- приобрести навыки решения задач;

- ничего не хочу;

- есть свой вариант цели.

Анализируя анкеты, выдаваемые детям перед изучением раздела, можно судить о мотивах детей, а зная мотивы определить приоритеты и цель обучения, которую предполагается достичь системой занятий. После определения цели строится система знаний по разделу, комбинируется материалом УМК, изыскиваются средства обучения.

В соответствии с этим, конструирование системы занятий может быть следующим:

  1. Материал раздела рассматривают сразу, как единый блок, который затем прорабатывается на отдельных уроках.
  1. Темы раздела изучаются постепенно, последовательно, в соответствии с учебной программой отдельного ученика.
  1. Можно выбирать занятия по теме раздела, преимущественно одного.

Например, только практикумы по решению задач.

  1. Материал изучается дифференцировано. Например, группа теоретиков, экспериментаторов (чаще всего ученики с сильной мотивацией к изучению физики), историков физики (учащиеся классов с гуманитарным профилем) и т.д.

Последняя из рассмотренных систем применяется в условиях образовательной среды МБОУ СШ № 11, как наиболее гармонично вписывающихся и хорошо применяемых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 11

Раздел рабочей

учебной программы

по физике для 8 класса

«Электромагнитные явления»

Учитель физики

Родионов И.С.

высшая квалификационная категория

г. Выкса

  2022

Система уроков, основанная на использовании личностно – ориентированного обучения.

Отдельно взятые, даже очень хорошо спланированные и проведённые, занятия не могут дать ощутимого результата. Достичь ощутимого качества знаний учащихся можно тогда, когда применяется система знаний, а педагогическая технология гибкая и допускает использование разнообразных видов уроков и их различных сочетаний. Вместе с этим, система обязана иметь вполне понятную структуру, которая, по моему мнению, должна иметь следующие этапы:

- определение чёткой цели обучения;

- конструирование обучения;

- методика определения отдельных занятий;

- определение полученных учениками знаний.

При определении цели обучения очень важно определить степень мотивации учеников к изучению физики, и лучше всего учащимся предложить список целей, которые он хотел бы достичь по окончанию обучения раздела. Например:

- изучить материал учебника;

- усвоить основные понятия и законы раздела;

- хорошо подготовиться к самостоятельной работе (срезу);

- научиться самостоятельно, добывать знания;        

- глубже изучить отдельные параграфы раздела;

- получить хорошую оценку;

- приобрести навыки решения задач;

- ничего не хочу;

- есть свой вариант цели.

Анализируя анкеты, выдаваемые детям перед изучением раздела, можно судить о мотивах детей, а зная мотивы определить приоритеты и цель обучения, которую предполагается достичь системой занятий. После определения цели строится система знаний по разделу, комбинируется материалом УМК, изыскиваются средства обучения.

В соответствии с этим, конструирование системы занятий может быть следующим:

  1. Материал раздела рассматривают сразу, как единый блок, который затем прорабатывается на отдельных уроках.
  2. Темы раздела изучаются постепенно, последовательно, в соответствии с учебной программой отдельного ученика.

  1. Можно выбирать занятия по теме раздела, преимущественно одного.

Например, только практикумы по решению задач.

  1. Материал изучается дифференцировано. Например, группа теоретиков, экспериментаторов (чаще всего ученики с сильной мотивацией к изучению физики), историков физики (учащиеся классов с гуманитарным профилем) и т.д.

Последняя из рассмотренных систем применяется в условиях образовательной среды МБОУ СШ № 11, как наиболее гармонично вписывающихся и хорошо применяемых.

        В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 11 На раздел «Электромагнитные явления» в курсе физики 8 класса отводится пять уроков.

Раздел: «Электромагнитные явления»

Форма занятий

Тип занятия

Задачи

1.

Вводное

Произвести мониторинг включить обучающихся  в познавательную деятельность вызвать интерес к теме

Урок –

путешествие

2.

Изучение нового материала

Познакомиться с новым материалом раздела

Урок –

 конференция

3.

 Тренинг

Закрепить полученные знания и умения по разделю

Урок-

соревнование

4.

 Контроль

Отследить качество знаний по разделу

Урок –

 творческий зачёт

5.

Рефлексия

Систематизировать полученные знания по разделу

Урок –

 сочинение

Первый урок раздела проводиться по теме «Магнитное поле».

Этот урок – путешествие, познавательная игра. В ходе урока учащиеся с помощью книг, поисковых систем Интернета (мобильные телефоны) совершают экспедиции в разные эпохи и разные страны. Цель путешествия – узнать о вкладе, который внесли учёные данных стран в развитие учения о магнитном поле. Занятие данного типа является вводно-обзорным и посвящено оно истории становления научных знаний. Самое главное в данном уроке это самостоятельная деятельность учащихся по поиску информации, и ее обработке. Через интерактивную доску вывожу географическую карту мира. Также на интерактивной доске выведена тема урока:

«В страны и века: узнать историю учения о магнетизме».

Класс делиться на группы (от 4 до 5 групп, в зависимости от численности класса), по возможности, состав групп подбираю таким образом, чтобы в одной команде оказались и дети из школ с физико-математическим уклоном, и дети из классов с гуманитарной направленностью. Данные группы, это на самом деле экспедиции, которые направлены в разные страны и разные времена, чтобы изучить литературу, документы и определить, какой вклад внесли в изучение магнитного поля учёные данных стран.          

Начинаю первый этап - подготовительный. 

Экспедиции определяют государства для путешествия и фамилию учёного. Предлагаю учащимся на выбор 5 фамилий и 4 государства:

  • Дания, Эрстед Ханс Кристиан;
  • Россия, Борис Семёнович Якоби;
  • Франция, Андре Мари Ампер;
  • Англия, Майкл Фарадей;
  • Англия, Джеймс Максвелл.

 Каждая группа выбирает себе страну. Все группы получают снаряжение: литература, карточки, которые нужно раскрасить в цвета флага стран, куда направляется экспедиция, бумажные флажки, на которых пишутся фамилии учёных, годы их жизни, карандаши, листы белой бумаги. Выставляется задача для экспедиции: найти материал и подготовить краткий доклад (не более 2 минут). Доклад будет зачитан на международной конференции, которая будет организована во второй половине урока. Подготовка занимает 5-6 минут, начинается творческая работа (на неё отводится 17-18 минут). В группе работа разворачивается двумя путями.

  1.  По усмотрению членов группы, когда подбирается активный контингент учащихся в ней.
  2. В соответствии со специальностями, закрепленными за учащимися преподавателем, но чаще всего дети самостоятельно их выбирают:
  • руководители групп;
  • разведчики, находящие в книгах или в Интернете нужные материалы;
  • научный работник читает его и отсевает не нужное, выбирая главный фактор;
  • литературные сотрудники;
  • оформители, систематизирующие и подготавливающие информацию к транслированию.

 По окончанию работы, учащиеся поднимают карточки с флагами стран и, подойдя к интерактивной доске, зарисовывают флажок на географической карте мира в том месте, где находится страна, откуда родом учёный, о котором они готовили доклад.

Завершающим этапом урока является творческий отчёт на международной конференции. Руководители групп делают краткие сообщения о результатах своего поиска, обязательно начиная так «наша экспедиция побывала в Англии, мы работали в Лондонской библиотеке Академии наук, где собрали документы о начале 19 века и хотим Вам сообщить..» и т.д.

Подводя итог урока, нужно обязательно подчеркнуть международный характер науки. Наиболее активные дети получают оценки. Данный тип урока очень важен для формирования дружеской атмосферы во временном коллективе.

Второе занятие раздела урок пресс-конференция.

        Проводится по темам «Магнитное поле прямого тока», «Магнитные линии», «Магнитное поле катушки с полем», «Электромагниты и их применение».

Занятия данного типа имитируют проходящие в жизни пресс- конференции, когда группа учёных ведёт беседу с представителями СМИ с целью выявления важнейших вопросов и проблем, также данная пресс-конференция направлена на популяризацию и пропаганду рассматриваемого раздела физики.

Обычно заранее приглашается на консультацию тот класс, в котором проводится пресс-конференцию, он делится на несколько групп журналистов (4, 5). В течение 5 минут выбираю специалистов-учёных (дети, изучающие физику углублённо). Они войдут в пресс-центр. Знакомлю учащихся с предстоящей работой, выдавая небольшой план действий.

Вид деятельности

Учёные-специалисты

Журналисты

Подготовительный этап

Подбор литературы. Обстоятельное изучение темы пресс-конференции.

Выбор профиля занятий и названия группы. Подбор и составление вопросов, соответствующих данному профилю.

На уроке

Ответы на вопросы журналистов. Демонстрация опытов или показ презентаций.

Постановка вопросов, слушание ответов на них. Отчёт о проделанной работе.

Каждая группа специалистов готовит вопросы самостоятельно, заранее перед уроком. Используя при этом сборники задач, учебные пособия, доступ к которым можно получить в библиотеке школы. Во избежание дублирования вопросов, нужно определить область интересов каждой группы журналистов. Например:

  • первая группа готовит вопросы о магнитном поле прямого тока и магнитных линиях;
  •  вторая о магнитном поле катушки с током;
  • третья о применении магнитов в науке;
  • четвёртая о применении электромагнитов в промышленности и сельском хозяйстве.
  • пятая о применении электромагнитов в медицине.

В соответствии с выбранной областью, учащиеся, попавшие в группу журналистов, придумывают названия журналов, которые они представляют на пресс – конференции. Например: «Наука и жизнь», «Экспериментальная физика», «Здоровье» и т.д.

        Перед началом урока на интерактивную доску выводится высказывание великих людей о физике.

        Столы расставлены так, чтобы каждая группа журналистов могла работать отдельно. На каждый стол учащиеся устанавливают заранее подготовленные таблички с названием журналов (или подписывают таблички перед началом урока). Перед столами журналистов установлен стол пресс – центра. За ним сидят ученики, играющие роль ученых, инженеров, физиков, теоретиков. Каждый из них готовился по определенной области, список областей праведен выше.

        Начинается пресс – конференция со слов приветствия ее участников. Затем сообщается тема пресс – конференции и рассматриваемые на ней вопросы. Следующим этапом представляются пресс – центры и озвучиваю название журналов, специалисты которых принимают участие в пресс – конференции. Далее озвучивается план проведения конференции:

  • ответы пресс- центра на вопросы журналистов (15 мин.);
  • подготовка журналистов к отчету (5 мин.);
  • отчет о работе, чтение заметок журналистов (7-8 мин.);
  • подведение итогов конференции, определение самых активных (5 мин.).

Группа журналистов читает вопросы в порядке очередности. Вопросы начинаются следующими словами: «Читателей нашего журнала интересует вопрос…», «На электронный адрес журнала пришло письмо со следующим вопросом…» или «Читатели журнала просят объяснить следующее явление…». Пресс – центр отвечает на вопросы, журналисты записывают ответы. После вопросов и ответов происходит обработка данных в каждой группе с целью написания общего отчета в журнал по данному направлению. Отчет должен точно отразить рассматриваемую тему, правильно и в интересной форме передать содержание полученных ответов. Затем данные отчеты зачитываются, если возникает необходимость пресс – центр дополняет выступающих.

При подведении итогов совместно с учащимися выявляются лучшие доклады, наиболее активным учащимся выставляются оценки.

Трений урок – соревнование по теме «Постоянные магниты» и «Магнитное поле».

Данное занятие основано на групповой деятельности детей, оно развивает коммуникабельность отдельного ребенка, способствует лучшей адаптации ученика в условиях образовательной среды Центра. Также уроки подобного типа воспитывают у учащихся чувство личной ответственности перед друзьями по команде.

Ученики делятся на две команды примерно одинаковые по силам, им даётся минута, чтобы каждая команда выбрала капитанов. После этого начинается соревнование.

Первый этап соревнований – «Поиск».

Капитаны команд выбирают конверты с темами мини-докладов, которые они должны подготовить с помощью учебника:

  1. Постоянные магниты, что это?
  2. Магнитное поле постоянных магнитов?

Первыми всегда начинают отвечать представители той команды, у которой доклад на тему «Постоянные магниты». Команда соперников задает вопросы, которые находятся после параграфа и относятся к теме мини-доклада. Затем команды меняются ролями. Побеждает та, которая отвечает на большее количество вопросов и делает более основательный доклад.

Второй этап соревнований – «Знаешь ли ты?».

На интерактивную доску выводится слайд, на котором изображены 6 квадратов, которые скрывают вопросы по темам: «Магнитное поле», «Магнитные линии». Например:

  • В чем состоит опыт Эрстеда?
  • Что называется, магнитными линиями?
  • Каким способом можно усилить магнитное действие катушки с током?
  • Что называется, электромагнитом?
  • Для каких целей на заводах используются электромагниты?
  • Что такое естественный магнит?

Капитаны команд выходят к интерактивной доске и по очереди вскрывают квадраты. Каждая команда обсуждает полученный капитаном вопрос коллективно (1-2 мин.). Затем представители команд отвечают на вопрос, если необходимо, делают зарисовки на доске. Команда соперников задает вопросы по данной теме. Например, к вопросу «Для каких целей используются на заводе электромагниты», задается вопрос «Зачем и как меняют полярность у промышленных магнитов?».

Третий этап – «Конкурс смекалистых».

Этот этап посвящен решению качественных задач из дидактического сборника. Номера задач записаны на карточках (6-8 карточек). Сборники задач находятся на столах команд. Капитаны команд тянут карточки с номерами и возвращаются к командам, чтобы совместно выполнить задание из сборника (не более 2-х минут на одно задание). Затем представители команд отвечают, если команда не справляется, то ей помогают соперники, но первая команда теряет баллы.

Четвертый этап- «Кроссворд».

На интерактивной доске находится сетка кроссворда и вопросы к нему. Кроссворд так же напечатан на карточках, которые получает каждый игрок. Кроссворд необходимо решить, вписав ответы в карточки, затем карточки сдать. После этого коллективно заполняется кроссворд на доске, и, сверяясь с ним, капитаны проверяют карточки у команды соперников, исправляя неправильные ответы. Общее число правильных ответов зачисляется на счет команды, предоставившей их. Вопросы кроссворда имеют следующее содержание:

  1. Какой ученый впервые обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки?
  2. С помощью какого электроприбора можно регулировать магнитное поле катушки с током?
  3. Какой сплав в присутствии магнитного железняка приобретает магнитные свойства?
  4. Как называются места магнита, где наиболее сильное магнитное поле?
  5. Фамилия ученого, который объяснил магнитные свойства вещества наличием кольцевых токов внутри него?
  6. Назовите электромагнит, используемый для сортировки зерна (магнитный….).
  7. Как называется железный стержень, вставленный в катушку с током?

Пятый этап – «Где сильнее?».

Команды получают карточки с заданием, где нужно определить в какой точке магнитного поля воздействие на магнитную стрелку больше. На подготовку дается 2 мин. Представители команд отчитываются по рисунку, выведенному на интерактивной доске. Баллы присуждаются той команде, которая не ошиблась. После этого этапа подводится общий итог урока. Самые активные участники получают оценки, а команда победителей грамоты.

Четвертый урок – «Творческий зачет».

Урок посвящен теме «Магнитное поле Земли», на этом занятии организуется зачет по теме раздела «Электромагнитные явления».  Зачет это одна из форм проверки знаний, обучающихся своего рода микроэкзамен очень удобный для преподавателя, поскольку дает точный срез усвоения материала, позволяя своевременно корректировать полученные учащимися знания.

Весь урок разбит на 5 этапов.

Первый этап — это своего рода разминка, отводится на него 10 минут, из них 5 – на прочтение параграфа «Магнитное поле Земли» и 5 минут отводится ответам на вопросы, выведенным на интерактивную доску. Например:

  1. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении?
  2. Где находятся магнитные полюсы Земли?
  3. Чем объясняют появление магнитных бурь?
  4. Что такое область магнитной аномалии?
  5. Где находятся область, в которой наблюдается большая магнитная аномалия?

Учащиеся отвечают соседу за партой и оценивают знания друг друга. Вопросов 5, поэтому выставить оценки не представляет затруднений. Оценки выставляются в зачетки. Зачетка имеет следующий вид:

Ф.И._______________________________

Класс______________________________

Дата_______________________________

Оценка

Отметка о зачете

На втором этапе вызываю к доске двух учащихся, обладающих хорошей подготовленностью. Каждому из них задается 4 вопроса. Например:

Ученик 1.

Ученик 2.

  • Останется ли в покое магнитная стрелка, если к ней приблизить проводник с током? (ответ обосновать)
  • На тонких проволоках подвешены две катушки. Почему они притягиваются (или отталкиваются), если по ним пропускать электрический ток?
  • Изготовляя самодельный электромагнит, можно ли неизолированный проводник наматывать на железный сердечник?
  • Почему два гвоздя, притянувшихся к магниту, расходятся противоположными свободными концами?
  • Можно ли, используя компас, определить, есть ли в проводнике прямой ток? (ответ объясните)
  • На тонких проволоках подвешена катушка. Если по катушке пустить ток, то она притягивается к магниту. В чем причина этого явления?
  • При работе электромагнитного подъемного крана часть груза не оторвалась от полюсов электромагнита при выключении тока. Крановщик пропускает через обмотку слабый ток обратного направления, и груз падает. Объясните почему?
  • Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы, но не из железа?

По данным вопросам эти учащиеся ведут взаимный опрос и устанавливают образец правильных ответов. Остальные учащиеся следят за правильностью ответов, уточняя их и корректируя.

На третьем этапе обговариваем с классом общие требования к качеству ответов. Регламентируем нормы оценок. Например, восемь правильных ответов – оценка «5», шесть – «4», пять правильных ответов – оценка «3», и т.д.

На четвертом этапе сильные ученики, опрошенные у доски, принимают зачет у своих одноклассников. Опрос идет шепотом. Очень важно правильно выбрать проверяющего, т.к. от него требуется умения грамотно организовать работу (справедливость, доброжелательность, внимание). Они так же выставляют оценки в зачетки. Количество принимающих зачет может увеличиться за счет тех учащихся, которые получили отметку «отлично» и зачет у преподавателя.

Па пятом этапе ученики вместе с преподавателем анализируют оценки в зачетке, мотивируя их. Если вопросов не возникает, то преподаватель расписывается в зачетках, подтверждая оценки. Зачетки сдаются в конце урока.

Очень важно, чтобы учащиеся со слабой подготовкой спрашивались на зачете в последнюю очередь, чтобы они могли прослушать сначала ответы своих одноклассников. Об этом изначально договариваемся с детьми, принимающими зачет.

Как правило, на подобных уроках хорошая рабочая атмосфера, все вовлечены в учебный процесс.

 Заключительным уроком по разделу это «Урок сочинение».

Уроки этого типа, лучше всего подходят для систематизации знаний и повторения изученного материала.

Первым этапом даю 5-7 минут на прочтение параграфа «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели». Это необходимо сделать чтобы у детей четко определилось для чего изучается и где носит прикладной характер рассматриваемый материал раздела «Электромагнитные явления».

На втором этапе открывается доска, где записан план, которого нужно придерживаться при написании сочинения.

  1. История открытия магнитного поля.
  2. Магнитное поле катушки с током:
  • обозначение магнитного поля;
  • электромагниты и их применение.
  1. Значение открытия магнитного поля для человечества.
  • магнитное поле Земли.
  1. Составить и решить качественную задачу на электромагнитные явления.

Очень важно объяснить учащимся, что они должны в ходе повествования не только сообщить об электромагнитных явлениях, но и объяснить их.

На интерактивной доске выведены портреты ученых: Эрстеда, Ампера, Фарадея, Максвелла, Якоби. Так же на ней изображен магнит с линиями магнитного поля. На демонстрационном столе находится макет электродвигателя.

Обучающиеся должны подписать листочки, которые заранее приготовлены на парте, после чего дети приступают к написанию сочинения (25 мин.).

Результаты обычно неплохие. В среднем из 25 человек только около 20-25 % «3», остальные оценки «4» и «5». Обучающиеся остаются довольны уроком.

 Данное занятия разработана на основе использования игр и коллективно – групповых форм работы. Давно известно, что один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся и развития интереса к физике, к ее самостоятельному изучению – это обращение к тому, что ребенку интересно с самого рождения – к играм и, на основе их, к коллективно – групповой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 8 классе по теме:"Электромагнитные явления"

1)развивать творческую личность учащихся через  решение  экспериментальных, расчетных и качественных задач   по    теме: «Электромагнитные явления»...

Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Явление электромагнитной индукции.

Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...

Тест по физике 8 класс "Электромагнитные явления"

Тест по физике 8 класс "Электромагнитные явления"  Перышкин А.В. Тест содержит 2 варианта по 8 вопросов....

Методическая разработка урока физики. Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» 8 класс (к учебнику А.В.Перышкина)

Контрольная работа №4 по  теме «Электромагнитные  явления» .Разработка содержит 4 варианта работы, бланк ответов и инструкцию по проверке и оценке работ по физике для учащихся 8 класса....

Статья по теме: изучение звуковых явлений в курсе физики основной школы

Изучение звуковых явлений в курсе физики основной школы. Разработка урока по теме "Ультразвук и инфразвук" для учащихся 9-х классов. Теория и контрольные вопросы....

Методическая разработка урока по физике на тему «Электромагнитные явления. Магнитное поле» (8 класс).

Методическая разработка урока по физике на тему «Электромагнитные явления. Магнитное поле» (8 класс). Цель:  показать взаимосвязь электрического и магнитных полей, дать понятие э...

элективный курс по физике 8 класс "Законы термодинамики и электромагнитные явления. Их применение в природе и технике"

Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность,...