Урок физики в 9 классе
план-конспект урока по физике (9 класс)

Гималтдинова Гузелия Галимзяновна

Искусственные спутники Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_iskusstvennye_sputniki_zemli.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок физики в 9 классе

Тема урока: «Искусственные спутники Земли».

Цели  урока:  изучить движение тел в гравитационном поле Земли. Углубить понимание  закона Всемирного тяготения и движения по окружности путем их применения для вывода формулы первой космической скорости. Познакомить учащихся с историей запусков ИСЗ, с успехами и трудностями, которые пришлось преодолеть нашим ученым, физикам, конструкторам первых космических аппаратов.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить движение тел в гравитационном поле Земли. Углубить понимание  закона Всемирного тяготения и движения по окружности путем их применения для вывода формулы первой космической скорости;
  • выработать умения воспринимать и излагать новый материал;
  • показать практическую значимость изучаемого материала;
  • познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства.

Воспитательные:

  • сформировать интерес учащихся к изучаемому материалу. Рассмотреть примеры из истории космической техники, показать роль ученых, физиков, конструкторов ;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Развивающие:

  • продолжить обучение умению выделять главное, существенное в изучаемом материале на основе сравнения скоростей, сообщаемым телам  в горизонтальном направлении у  поверхности Земли, с траекториями движения в поле тяготения Земли, анализировать , проводить сравнения, находить общие и отличительные черты , делать выводы;
  • развивать внимание, память, устную речь;
  • развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции .

Формы и методы обучения :

  • изложение материала учителем, использование межпредметных связей (истории , литературы);
  •  самостоятельная работа с  ОК , заполнение таблицы ( определение верных и неверных суждений)  во время закрепления материала;
  • самостоятельная работа при проверке знаний учащихся (выбор главного из второстепенного);
  •  компьютерная презентация ;
  •  демонстрация  видеофрагментов запуска первого ИСЗ, запуска ракеты и отделение1-2 ступеней до выхода на орбиту;
  • прослушивание позывных первого ИСЗ, запущенного 4 октября 1957 года;

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, фотографии и иллюстрации о космосе
  • Видеоресурсы : (Запуски  ИСЗ, космических ракет, документальные кадры запуска первого в мире ИСЗ 4 октября 1957 года)
  • Учебник: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник

            Физика- 9 класс

  • Презентация  учителя

                         

      План урока

  • Организационный момент.  Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
  • Постановка цели урока.
  • Актуализация ранее изученного материала. Проверка знаний учащихся на начальном этапе урока
  • Основной этап урока.   Изучение нового материала. Заполнение ОК.
  • Закрепление материала.  Определение верных и неверных суждений (заполнение таблицы).
  • Итоговый этап.   Оценивание знаний учащихся. Домашнее задание.
  • Рефлексия.

     Здравствуйте! Я приветствую вас и всех гостей, которые присутствуют сегодня на уроке.

В начале урока хотелось бы узнать ваше настроение. Выразите, пожалуйста, его

с помощью одного прилагательного. Очень хорошо. Перейдем к уроку.

Опрос:

  • Какую тему  мы изучали на прошлом уроке?
  • Приведите примеры движения по окружности.(Стрелки часов, колеса автомобиля, планеты вращаются вокруг Солнца и др.)

На столе у вас лежит лист, подпишите его и выполните следующее задание.

Продолжите предложение: для этого выберите из правого столбца нужное слово или словосочетание и соедините ответы стрелками

Активизация:

 По каким траекториям могут двигаться тела, брошенные с разными скоростями?

Опыты: с шаром  (№1,2,3,)

Сделайте вывод .   Во всех случаях Земля притягивает тела, но при этом тела двигаются по-разному.

  • А можно бросить тело так, чтобы оно не упало на Землю?
  • Кто считает, что можно, а кто считает, что нельзя ?
  • Как вы думаете, может ли служить примером движения по окружности – движение спутников вокруг планет Солнечной системы?

У планет  Солнечной системы естественные спутники, они созданы природой, значит можно создать и искусственные. Что значит «искусственный»?   (созданный человеком, запущенный  человеком).

Основной этап урока.

Тема нашего урока – Искусственные спутники Земли.    

Что вы хотите узнать об  искусственных спутниках?  (что это такое, какие бывают, что необходимо сделать, чтобы тело стало ИС)

На столе у вас есть 2 листа. Один – опорный конспект, который вы должны в течение урока заполнить,   второй – лист с утверждениями и в конце урока мы к ним вернемся.

- Ребята, подумайте и сделайте вывод о том ,как будет двигаться тело, если его бросить в горизонтальном направлении?

- Правильно, по участку параболы.

А если тело движется по окружности вокруг Земли, то какая сила удерживает его, не давая ему упасть?

-  Сила тяжести. ( использование   тематических стихов… все тяготеют друг к другу и падая мчатся по кругу )

 

-   Что же необходимо сделать, чтобы тело стало ИСЗ? Посмотрим анимационную модель. (демонстрируется модель движения  шарика вблизи Земли с различными скоростями.) Проанализируйте анимацию и сделайте вывод о том, как могут двигаться тела в поле тяготения Земли?

Показывают расчетные формулы для 1-ой, 2-ой и 3-ей космической скорости.

На доске учитель , совместно с ребятами  производит аналитический вывод первой космической скорости, привлекаются знания, полученные учащимися на предыдущих уроках  по теме  « Закон Всемирного тяготения» и знания по теме «Движение по окружности с центростремительным ускорением».

Давайте сделаем вывод. Какую скорость необходимо сообщить телу у поверхности Земли в горизонтальном направлении, чтобы оно стало ИСЗ ? ( первую космическую, равную приблизительно7,9 км/с.

В октябре 1954г оргкомитет Международного геофизического года обратился к ведущим мировым державам с просьбой рассмотреть возможность запуска ИСЗ для проведения научных исследований. Президент США Дуайт Эйзенхауэр объявил, что США запустят такой спутник. Вскоре с таким же заявлением выступил Советский Союз.

Выступление учащихся о неудачном запуске Американского ИСЗ.(Организация работы с группой учащихся по опережающем у обучению)

Мы гордимся своей страной. 4 октября 1957 года в СССР был  успешно запущен первый ИСЗ-П (простейший )

Стихотворение о первом ИСЗ, основные параметры спутника,  позывные первого ИСЗ аудиозапись(подлинная) (1 минута )  Сообщения ТАСС.

Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.

3 ноября того же 1957 года был запущен второй ИСЗ весом 508,3 кг.    Это была уже настоящая научная лаборатория. Впервые в космическое пространство отправилось живое существо — собака Лайка.

Фотографии современных ИСЗ.

Вклад наших ученых, конструкторов в освоение космического пространства (информация о том, что запуск первого спутника Земли был произведен в год 100-летия К.Э.Циолковского-основоположника космических полетов).

Документальные кадры запуска 1-го ИСЗ с космодрома Байконур, С.П.Королев следит за движением спутника. Отделение головной части ракеты.

( 2 минуты) подготовлены учащимися.

В США запуск первого спутника привел в настоящий шок. Оказалось вдруг, что СССР, страна, не успевшая еще толком оправиться от войны, имеет мощный научный, промышленный и военный потенциал, и что с ней надо считаться. Престиж США как мирового лидера в научно-технической и военной области пошатнулся. Это вызвало недоумение и страх: в небе над головой беспрепятственно и безнаказанно летает чужой аппарат!

Памятники первому  искусственному спутнику Земли .Какими могут быть спутники?

Анимация. Движение ИСЗ по орбите вокруг Земли.

Внешний вид современных ракет. Первая ракета «Восток-1»

Видеозапись Запуск ракеты и отделение 1-ой и 2-ой ступеней. Подготовлена учащимися (1,5 мин)

Космодром Байконур. Вид из космоса.

Давайте попробуем и мы посмотреть на Токаево, используя спутниковую связь.  Работа в Интернете в режиме реального времени ( карта нашего села из космоса ) через спутник. Проводит группа учащихся.

За годы  освоения космоса в мире созданы и эксплуатируются более 20 космодромов и ракетных полигонов, сотни боевых ракетных шахт и пусковых установок, всего запущено свыше 6000 космических объектов, из них около 700 в настоящее время эксплуатируются на околоземных орбитах. Ежегодно осуществляется около 100 запусков объектов в космос, в которых участвуют более 20 стран.

Заключение.

«…Подумать только, как время бежит! Как далеко ушли мы по космической дороге. Но как далеко ни ушли бы мы, каким бы маленьким ни казался нам издали прошедших лет зеркальный шарик, он всегда будет светить всем, идущим к звездам, потому что мы наделили его великим качеством, которое невозможно превзойти никому и никогда: он - самый первый!»

Закрепление

1.Теперь проверим ОК.( При заполнении ОК учащиеся должны выделить главное из материала презентации и заполнить лист ОК)

2.Тест.

Домашнее задание § 20,   вопросы к параграфу,   упр.19 (1)  

Рефлексия:  

- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

- Интересна ли для тебя была  дополнительная информация из истории космонавтики?

- Что ты хотел бы отметить положительного ,отрицательного на уроке ?

- Понравился тебе урок ?  

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"

Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...