«Формирование функциональной грамотности: использование цифровых образовательных инструментов»
статья

По материалам выступления на уровне школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fg.docx660.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики и астрономии

МКОУ «Школа-интернат №26 г.

Нижнеудинск» Прокушева НА.

Мастер-класс на уровне школы

«Формирование функциональной грамотности: использование цифровых образовательных инструментов»

План работы:

  1. Актуальные аспекты государственной политики в Российской Федерации. Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку ФГ обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год в рамках реализации национального проекта «Образование».
  2. Международные исследования оценки качества образования.
  3. Использование цифровых образовательных инструментов для формирования и оценки функциональной грамотности на примере платформы РЭШ.

Понятие функциональной грамотности – тренд современного образования. В совместном приказе Рособнадзора №590 и Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» идёт речь о формировании 5ти этапной системы оценки качества образования, которая включает в себя как апробированные в течение ряда лет процедуры проверки (ВПР, ГИА, НИКО – национальные исследования качества образования, международные исследования), так и новое направление – общероссийскую оценку качества общего образования по модели PISA*, проверяющую уровень владения 15-летними подростками функциональной грамотностью (ФГ).

Актуальность данной процедуры обусловлена задачей попадания России в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году.

Указ президента от 21июля 2020 «О национальных целях развития до 2030 г»….

Готовите ли Вы своих учеников к PISA?  *PISA (Programme for International Student Assessment) Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Давайте вспомним, в чём разница между академической и функциональной грамотностью. Академическая грамотность – это совокупность умений считать, читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем, именно этому учила детей советская, а затем российская школа вплоть до начала XXI века. Функциональная грамотность подразумевает необходимость использования полученных знаний для решения широкого спектра жизненных задач, а также формирование отношений и ценностей.

Основными компонентами ФГ являются: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. В качестве дополнительных компонентов выступают креативное мышление, финансовая грамотность и глобальные компетенции. Иркутская область попала в число 43 субъектов РФ, в которых  в 2021г. будет проводиться общероссийская оценка качества общего образования по модели PISA.

Нам, конечно, более всего интересна естественнонаучная грамотность (ЕНГ), это не просто один из видов функциональной грамотности, это умение ориентироваться в окружающем мире, понимать явления окружающего мира и умение использовать ресурсы на благо человечества.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение PISA).

Естественнонаучная грамотность аккумулирует научные знания и «Методы научного познания».  Научные знания (в том числе межпредметные) включают в себя знания о физических системах (их дают предметы: физика, химия, биология, астрономия), о живых системах (биология, химия, физика, экология), знания о Земле и Космических системах (их получают при изучении физики, географии, экологии, гэологии и астрономии).

 «Методы научного познания» – это тот комплекс знаний, умений, компетентностей, который относится к типу процедурного знания.

По результатам международных исследований PISA-2018 уровень ЕНГ в России невысок, средний балл по всем испытуемым соответствовал только 3 уровню. Учащиеся, достигшие 3 уровня, способны решать не очень сложные задания для распознавания или построение объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более сложных ситуациях они могут строить объяснения, лишь используя подсказки. Они способны выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач, провести различие между научными и ненаучными вопросами и привести доказательства для научного утверждения.

Учащиеся, достигшие 4 уровня (в 2018 в России их было 14%) могут использовать более сложные или более абстрактные знания, которые им либо предоставлены, либо они их вспомнили. Те, кто достиг 5 уровня (3%), могут использовать абстрактные естественнонаучные идеи и понятия, для объяснения незнакомых комплексных явлений, событий и процессов. И только 0,2% учащихся достигли 6 уровня, они могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественнонаучных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии.

В качестве простого примера рассмотрим ситуацию «Качели»: необходимо указать, что общего у изображённых предметов, и назвать ещё три бытовых предмета с тем же свойством.

Правильный ответ: для всех ситуаций общим является физическая основа: рычаг. Примеры предметов с тем же свойством: ножницы, дверь, домкрат, кусачки, рычажные весы, мясорубка и т.д.

Практически все ответившие на данный вопрос восьмиклассники назвали общую для всех предметов физическую основу – рычаг. При этом три разных бытовых предмета называют 25%, ни одного предмета не смогли назвать 40%.

По результатам мониторинга были выявлены проблемы формирования функциональной грамотности:

  • формализм знаний – это старая проблема российской и советской школ: знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Около 70% учащихся 5-9 классов не могут прояснить не только ЕН понятий, но и не могут привести примеры поясняющих понятий. Учимся для школы, не для жизни!
  • ситуационность знаний – если задачи максимально приближены к реальной жизненной ситуации и не содержат никаких указаний на способ действий, то, оказавшись лишёнными ориентиров в способах решения, лишь 15% учащихся оказываются способны разрешить ситуацию.

«Если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались», считает специалист в области психологии детского развития, доктор психологических наук К. Н. Поливанова.

Осложняет ситуацию и тот факт, что все задания, направленные на оценку ЕНГ есть задания на разрешение проблем, а проблема эта предъявляется школьникам в целостном (комплексном, нерасчленённом на отдельные содержательные области) виде.

Первым помощником учителю в формировании ФГ у учащихся должен стать учебник. Для этого в учебнике нужны задания на «прояснение смыслов», примеры естественнонаучных явлений и жизненных ситуаций, задания «от задачи к способу», PISA-подобные задачи, задания на совместное решение проблем с возможными множественными путями решения, пошаговые задания. Подробнее с этим вопросом можно познакомиться, посмотрев вебинар от 26 февраля 2021 (выступление Марии Арсеньевны Петровой, одного из авторов новой линия УМК (Пёрышкин И.М., Иванов А.И., Гутник Е.М., Петрова М.А.), запись вебинара доступна на платформе ГК «Просвещение».

Ну а как быть тем, кто работает по другим УМК? Прежде всего, нужно чётко понимать, что формировать необходимо именно те компетенции, которые проверяются при проведении исследований, а именно:

НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ

ПОНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

 Готовим ли мы своих учеников к PISA? – Частично да!

 На каждом ли уроке мы можем формировать весь набор умений? – Нет.

 Почему? Сформировать все на одном уроке невозможно, так как:

  1. В основу работы на уроке ложится предметное содержание, поэтому основной упор мы делаем на предметный результат.
  1. Каждый урок по физике обладает «своим» набор компетентностных умений из области естественнонаучной грамотности.
  1. На уроке можно формировать и отрабатывать в среднем от 3 до 5 компетентностных умений.
  1. В рамках урока невозможно рассмотреть задание уровня PISA, поскольку время урока ограничено.

В чём разница между заданиями на формирование ЕНГ

и заданиями на оценку ЕНГ?

В рамках предмета формируем: умения, составляющие компетенции ЕНГ в рамках предмета «Физика», упор на предметное знание и метапредметные умения.

На оценочных мероприятиях проверяется: насколько учащиеся владеют компетенциями в рамках естественнонаучной области, упор на практическое применение естественнонаучных знаний в реальных жизненных ситуациях.

Что необходимо предпринять:

1. Увеличить количество контекстных задач на уроках.

2. По возможности рассматривать задачи с элементами исследования.

3. Рассматривать задачи с метапредметным содержанием.

4. Если готовим конкретно к PISA, то отдельным курсом – формируем умения применять знания и навыки при решении контекстных межпредметных задач.

Главное: нужен набор методических инструментов, которые будут помогать учителю находить задания для формирования компетентностных умений из области естественнонаучной грамотности для каждого урока.

Где можно взять задания для формирования ЕНГ?

Серия печатных изданий ГК «Просвещение»

  1. УМК Громов С.В., Родина Н.А. Предметное содержание, набор практико-ориентированных заданий, методический аппарат для формирования читательской грамотности, контекстные задачи на реальных примерах.
  2. Серия «Задачник» для 7-9 классов. Контекстные задачи по физике, химии, биологии и географии. Практико-ориентированные задачи в каждом сборнике. Познакомиться можно на странице издательства: httpS://сlсK.гu/UszНЕ
  3. Серия «Функциональная грамотность. Тренажёр». Помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность: https://shop.prosv.ru/katalog#/orderby=5&sFilters=13!67611
  4. Серия «Учимся для жизни». Предназначены для формирования и оценки всех направлений функциональной грамотности международного сравнительного исследования РISA:https://shop.prosv.ru/katalog#/orderby=5&sFilters=13!81288
  5. Серия «ФГОС. Оценка образовательных достижений»: https://shop.prosv.ru/katalog#/orderby=5&sFilters=13!3000

Электронные ресурсы для формирования и оценки ЕНГ

  1. Медиатека «Просвещение»: Серия «Функциональная грамотность. Тренажёр» в электронном виде. Легальный доступ с возможностью печати. https://prosv.ru/pages/pisa.html Платно.
  2. Электронный банк заданий. Полнофункциональный цифровой тренажер, который имитирует задания PISA для начальной и основной школы. Платно. 

Формирование естественнонаучной грамотности: от учебника к оценкеСтраница