Развиваем креативность (с использованием образовательных технологий деятельностного типа, в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок с использованием образовательных технологий деятельностного типа, в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся.
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Развиваем креативность | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | формирование у обучающихся навыков для успешной и уверенной адаптации к быстро меняющимся событиям в мире посредством выполнения заданий на развитие элементов креативного мышления и воображения | ||
Задачи урока |
| ||
Образовательные ресурсы | «Психогимнастика в тренинге» Под редакцией Н. Ю. Хрящевой; Изд-во: Речь, 2006 г., Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов», Питер, 2008 г.; проектор, презентация, раздаточный материал | ||
План урока |
| ||
Личностно-значимая проблема | Преодоление барьеров для проявления и развития творческого и креативного мышления, профориентация (с использованием образовательных технологий деятельностного типа, в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся) | ||
Методы и формы | Методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, метод практических упражнений Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная | ||
Основные понятия | Тренинг, креатив, креативная реклама | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
- построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации - постановка и формулирование | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми во время учебной деятельности, самооценка. | - развитие самостоятельности принятия решений; целеустремленности, умения преодолевать трудности; - развитие сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный этап | 2 | Подготовка к теоретической части обучающихся, в которой учитель должен показать учащимся и убедить их, что та цель, которую мы себе поставили, является и их целью тоже, показать важность формирования новых современных навыков. Это мотивирует их на активную работу в практической части тренинга и обеспечит более успешное освоение материала практической части | Приветствие учителя, подготовка к получению знаний | Фронтальная беседа | Личностные: Стремятся хорошо заниматься и сориентированы на участие на занятиях; Правильно идентифицируют себя позицией школьника. самоконтроль | визуальный | |
II. Актуализация Знаний, теоретическая часть | 13 | Эмоциональная и информационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала , рассказ учителя | Слово учителя. Возьмите в руки карандаш (любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты! (слайд 1 презентации) Тренинг – это метод обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. А теперь, ребята, подумайте, чем же тогда тренинг отличается от урока? Ведь урок, по сути, выполняет такие же функции. (слайд 2 ) Так вот, самое главное отличие тренинга от урока, это то, что в процессе тренинга вы являетесь не слушателями, а активными участниками. (слайд 3) Если на уроке вы ещё можете отсидеться, промолчать, то на тренинге это невозможно, поэтому приготовьтесь к активной, плодотворной работе! Теперь хочу обратить ваше внимание на название темы «Развиваем креативность» , вот у меня возник вопрос: что такое креатив? Сейчас я вам зачитаю одну историю (слайд 4) Вот эта история, ребята, это такая яркая иллюстрация креатива в быту. А теперь, подумайте, каким другим современным словом мы можем назвать подобные действия человека? Вспомните, какое новое слово появилось в нашем обиходе последнее время? Мы с вами выяснили, что проявления бытовой смекалки, свежие мысли, способы, как облегчить и удешевить себе тот или иной процесс называется «лайфхак», (слайд 5)Так вот, ребята, чтобы придумать лайфхак, нужен креативный и творческий подход, потому что без этого умения в современном мире очень сложно будет проявить себя и реализоваться. Креативность не даётся от рождения, ребята, ее наличие или отсутствие зависит только от вас, от вашего желания её развить. (слайд 6, 7 вот примеры бытовых креативных идей А в каких профессиях нужна креативность? Креативность тесно связана с еще одним понятием, как «реклама» , ее еще называют «двигатель торговли» На самом деле, в современном мире, мире потребления, без рекламы никак, она действительно является двигателем торговли, ведь каждый производитель и продавец, стремится убедить покупателя, что именно его товар самый лучший и именно этот товар мы должны покупать. Сейчас я буду демонстрировать вам рекламные картинки того времени, когда ваши родители были маленькими, вы смотрите внимательно и подмечайте детали, запоминайте своё впечатление от них.(слайд8 Теперь покажу современную рекламу, вы, ребята, тоже подмечайте детали (слайд 9) А сейчас, ребята, я продемонстрирую вам современную креативную рекламу, тоже попрошу, вас быть внимательными, подмечать все детали и запомнить своё впечатление. (слайды 10, 11,12) Давайте обсудим, я предлагаю вам следующие вопросы:
На основе всего сказанного мы можем сделать вывод, что креативными людьми не рождаются, креативность и творческое мышление можно развить так же как память, внимание, так же как мышцы на руках. Этим, ребята, мы и займёмся в практической части нашего занятия. | Привлекают обществоведческие и жизненные знания, отвечают на вопрос, при возможной помощи учителя Проводят аналогии с обычным уроком, дают различные варианты ответов Предполагают свои ответы, без наводящих вопросов учителя Формулируют ответы Слушают учителя Называют профессии: маркетолог, дизайнер, художник и т.п Ожидается, что обучающиеся среагируют на креативную рекламу, а рекламу советских времен назовут менее интересной Ожидаемые ответы: она не такая яркая, не такая интересная, не запоминается, в ней только фото или рисунки, она скучная, невзрачная, что креативная реклама отличается тем, что создается любыми современными способами и такая реклама использует все возможные пространства | Беседа | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели занятия проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Устный рассказ. Беседа |
III. практическая часть | 15 8 | Тренинговое задание Практическое задание на воображение | Предлагает определить основную проблему предложенной темы В практической части учитель должен постараться четко формулировать задания, поощрять и озвучивать успешные идеи обучающихся, избегать критики и пресекать критику от участников занятия. Между любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной: пятерка — хорошая отметка, хорошая отметка — поощрение, поощрение — подарок, подарок — велосипед. Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями. Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка): пейзаж — холодильник, окурок — лягушка, зависть — пальма, гурман — хранилище, багажник — младенец, мороз — середина, строитель — освобождение, джунгли — рекорд, запишите на листочке «Назови предмет». Обучающимся демонстрируются несколько изображений (слайды 15-19), по которым нельзя однозначно понять, что это за предмет. Задача участников – догадаться, что именно изображено на фото. Какая фотография вам понравилась больше всего? А какая была полной неожиданностью, когда вы узнали, что именно изображено? | Ученики делятся на группы по 4-5 человек, работают в команде, придумывая подписи к каждой картинке Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями Рассматривают фото (по 1-1,5 минуты на каждое), делают предположения Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями | Практическое занятие в группах индивидуально | Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы Коммуникативные: учатся совместно принимать решения, взаимодействовать в группах Личностные: проявляют сообразительность, внимательность, тренируют воображение, расширяют словарный запас, развить мелкую моторику, проявляют умение вести диалог Личностные: тренировка умения генерировать яркие и необычные ассоциации, глядя на материал, домысливать недостающие детали сюжета, восстанавливать контекст ситуации, выражать возникшие идеи в словах Познавательные: расширяют кругозор посредством необычного взгляда на привычные предметы | Визуальный, фротальный Фронтальный, беседа |
V. Рефлексия, заключительное слово
| 2
|
| Ну вот, ребята, закончился наш урок-тренинг. Кстати, еще одна особенность тренинга, что после него у человека появляется какой-то новый навык. Вопрос: Какой навык на ваш взгляд вы сегодня приобрели? Ребята, я надеюсь, что наша работа сегодня была вам полезна, до новых встреч! | Обучающиеся отвечают, какие навыки получили (ожидаемые ответы: составлять ассоциа- ции, проявлять творческий потенциал, смотреть на обычные вещи с необычной стороны, придумывать, предполагать что-то нестандартное) | Индивидуаль но | Личностные: самостоятельно формулируют итог работы, оценивая навыки Коммуникативные: выражают понимание важности работы в команде и взаимовыручки |
беседа |
Дополнительный материал к уроку
- Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», –ответил Хэрриган.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»
Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Образовательные технологии деятельностного типа для работы с обучающимися ОВЗ
В небольшой статье приведены примеры образовательных технологий для работы с учащимися ОВЗ....

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся"
Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся", 144 ч....
Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности
Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....

Конструирование и оценивание заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся основной и средней школы по биологии с применением кейс-технологий.
В методическом материале представлены технология работы с кейсом, этапы осуществления кейс-метода, применяемые на уроках биологии, которые способствуют формированию и раз...
Использованием образовательных технологий деятельностного типа (в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся) при проведении открытых уроков
Материал содержит описание образовательных технологий (в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся) при проведении уроков химии....
