Развиваем креативность (с использованием образовательных технологий деятельностного типа, в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся
план-конспект урока по математике (5 класс)

Гнатенко Татьяна Борисовна

Урок с использованием образовательных технологий деятельностного типа, в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся.

  1. На каждом этапе урока организована самопроверка и контроль деятельности. Определены четкие этапы урока: - организационный момент; - разминка/актуализация знаний; - открытие новых знаний: постановка проблемного вопроса, поиск решения; - применение полученных знаний; - рефлексия урока.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka_treninga_kreativnoe_myshlenie.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Развиваем креативность

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

формирование у обучающихся навыков для успешной и уверенной адаптации к быстро меняющимся событиям в мире посредством выполнения заданий на развитие элементов креативного мышления и воображения

Задачи урока

  1.  Образовательные: ознакомить обучающихся с понятиями: «тренинг», «лайфхак», «креатив», «креативная реклама»; создать условия для освоения знаний о тенденциях, существующих в современном обществе, в области рекламы.
  2. Развивающие: расширять кругозор обучающихся; развивать элементы креативного и творческого мышления; развивать коммуникативные навыки; развивать оптимистический, позитивный взгляд на жизнь
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; формировать активную жизненную позицию,  уважительно относиться к мнению других.

Образовательные ресурсы

 «Психогимнастика в тренинге» Под редакцией Н. Ю. Хрящевой; Изд-во: Речь, 2006 г.,  Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов», Питер, 2008 г.;  проектор, презентация, раздаточный материал

План урока

  1. Урок простроен согласно системно – деятельностному подходу: материал урока систематизирован, выделена проблемная ситуация, организована работа (групповая) по решению проблемы.
  2. На каждом этапе урока организована самопроверка и контроль деятельности. Определены четкие этапы урока: - организационный момент; - разминка/актуализация знаний; - открытие новых знаний: постановка проблемного вопроса, поиск решения; - применение полученных знаний; - рефлексия урока.
  3. Вступительная теоретическая часть
  4. Практическая часть
  1. задание ассоциативный ряд
  2. задание на воображение «Назови предмет»
  1. Рефлексия, заключительное слово

Личностно-значимая проблема

Преодоление барьеров для проявления и развития творческого и креативного мышления, профориентация  (с использованием образовательных технологий деятельностного типа, в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся)

Методы и формы
обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, метод практических упражнений

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия

 Тренинг, креатив, креативная реклама

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

- постановка и формулирование

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: умение взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми во время учебной деятельности, самооценка.

- развитие самостоятельности принятия решений; целеустремленности, умения преодолевать трудности;

- развитие сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I. Организационный этап

2

Подготовка к теоретической части обучающихся, в которой учитель должен показать учащимся и убедить их, что та цель, которую мы себе поставили, является и их целью тоже, показать важность формирования новых современных навыков. Это мотивирует их на активную работу в практической части тренинга и обеспечит более успешное освоение материала практической части

Приветствие учителя, подготовка к получению знаний

Фронтальная беседа

Личностные:

Стремятся хорошо заниматься и сориентированы на участие на занятиях;

Правильно идентифицируют

себя позицией школьника.

самоконтроль

визуальный

II.

Актуализация

Знаний, теоретическая часть

13

Эмоциональная и информационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала , рассказ учителя

Слово учителя. Возьмите в руки карандаш (любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!
Ум говорил:
— Талант, давай жить вместе. Ты поможешь мне талантливо применять ум.
Глупость предлагала:
— Талант, иди ко мне жить. Увидев тебя рядом, люди не будут смеяться надо мной.
Богатство уговаривало:
— Талант, с твоей помощью я ещё больше разбогатею.
Но талант искал особого друга, который помог бы ему стать краше и служить людям.
— Ищи друга, пока не найдёшь. Если хочешь чего-то добиться, нужно упорно идти к цели, несмотря ни на что, — сказала настойчивость таланту.
— Мне нужен именно такой друг! — воскликнул талант. — Без настойчивости любой талант бесплоден.
Наша настойчивость может раскрыть талант каждого и получить плод знаний.
 Сегодня нас ожидает очень интересное занятие, с элементами тренинга. Как вы думаете, что такое тренинг?

(слайд 1 презентации)

Тренинг – это метод обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.

А теперь, ребята, подумайте, чем же тогда тренинг отличается от урока? Ведь урок, по сути, выполняет такие же функции. (слайд 2 )

Так вот, самое главное отличие тренинга от урока, это то, что в процессе тренинга вы являетесь не слушателями, а активными участниками. (слайд 3) Если на уроке вы ещё

можете отсидеться, промолчать, то на тренинге это невозможно, поэтому приготовьтесь к активной, плодотворной работе!

Теперь хочу обратить ваше внимание на название темы «Развиваем креативность» , вот у меня возник вопрос: что такое креатив?

Сейчас я вам зачитаю одну историю (слайд 4)

Вот эта история, ребята, это такая яркая  иллюстрация креатива в быту.

А теперь, подумайте, каким другим современным словом мы можем назвать подобные действия человека? Вспомните, какое новое слово появилось в нашем обиходе последнее время?

Мы с вами выяснили, что проявления бытовой смекалки, свежие мысли, способы, как облегчить и удешевить себе тот или иной процесс называется «лайфхак», (слайд 5)Так вот, ребята, чтобы придумать лайфхак, нужен креативный и творческий подход, потому что без этого умения в современном мире очень сложно будет проявить себя и реализоваться.

Креативность не даётся от рождения, ребята, ее наличие или отсутствие зависит только от вас, от вашего желания её развить. (слайд 6, 7 вот примеры бытовых креативных идей

А в каких профессиях нужна креативность?

Креативность тесно связана с еще одним понятием, как «реклама» , ее еще называют «двигатель торговли» На самом деле, в современном мире, мире потребления, без рекламы никак, она действительно является двигателем торговли, ведь каждый производитель и продавец, стремится убедить покупателя, что именно его товар самый

лучший и именно этот товар мы должны покупать. Сейчас я буду демонстрировать вам рекламные картинки того времени, когда ваши родители были маленькими, вы смотрите внимательно и подмечайте детали,

запоминайте своё впечатление от них.(слайд8

Теперь покажу современную рекламу, вы, ребята, тоже подмечайте детали (слайд 9)

А сейчас, ребята, я продемонстрирую вам современную креативную рекламу, тоже попрошу, вас быть внимательными, подмечать все детали и запомнить своё впечатление. (слайды 10, 11,12) 

Давайте обсудим, я предлагаю вам следующие вопросы:

  1. Какая реклама показалась вам более интересной, увлекательной и продуманной? А какая менее интересной?
  2. Как вы думаете , чем реклама тех времен отличается от современной?  Чем креативная реклама отличается от предыдущих примеров?

На основе всего сказанного мы можем сделать вывод, что креативными людьми не рождаются, креативность и творческое мышление можно развить так же как память, внимание, так же как мышцы на руках. Этим, ребята, мы и займёмся в практической части нашего занятия.

Привлекают обществоведческие и жизненные знания, отвечают на вопрос, при возможной помощи учителя

Проводят аналогии с обычным уроком, дают различные варианты ответов

Предполагают свои ответы, без наводящих вопросов учителя

Формулируют ответы

Слушают учителя

Называют профессии: маркетолог, дизайнер, художник и т.п

Ожидается, что обучающиеся среагируют на креативную рекламу, а рекламу советских времен назовут менее интересной

Ожидаемые ответы: она не такая яркая, не такая интересная, не

запоминается, в ней только фото или рисунки, она скучная, невзрачная, что креативная реклама отличается тем, что создается любыми современными способами и такая реклама использует все возможные пространства

Беседа

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,  

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели занятия

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Устный рассказ.

Беседа

III. практическая часть

15

8

Тренинговое задание

Практическое

задание на воображение

Предлагает определить основную проблему

предложенной темы

В  практической части учитель должен постараться четко формулировать задания, поощрять и озвучивать успешные идеи обучающихся, избегать критики и пресекать критику от участников занятия.

Между  любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной.

Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной:

пятерка — хорошая отметка,

хорошая отметка — поощрение,

поощрение — подарок,

подарок — велосипед.        

Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.

Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):

пейзаж — холодильник,

окурок — лягушка,

зависть — пальма,

гурман — хранилище,

багажник — младенец,

мороз — середина,

строитель — освобождение,

джунгли — рекорд,

запишите на листочке

 «Назови предмет». Обучающимся демонстрируются несколько изображений (слайды 15-19), по которым нельзя однозначно понять, что это за предмет. Задача участников – догадаться, что именно изображено на фото.

Какая фотография вам понравилась больше всего? А какая была полной неожиданностью, когда вы узнали, что именно изображено?

 Ученики делятся на группы по 4-5 человек, работают в команде, придумывая подписи к каждой картинке

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями

Рассматривают фото (по 1-1,5 минуты на каждое), делают предположения

Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями

Практическое занятие в группах

индивидуально

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

Коммуникативные: учатся совместно принимать решения, взаимодействовать в группах

Личностные: проявляют сообразительность, внимательность, тренируют воображение, расширяют  словарный запас, развить мелкую моторику, проявляют умение вести диалог

Личностные: тренировка умения генерировать яркие и необычные ассоциации, глядя на материал, домысливать недостающие детали сюжета, восстанавливать контекст ситуации, выражать возникшие идеи в словах

Познавательные: расширяют кругозор посредством необычного взгляда на привычные предметы

Визуальный, фротальный

Фронтальный, беседа

V. Рефлексия, заключительное слово

 

2

 

 

 

   Ну вот, ребята, закончился наш урок-тренинг. Кстати, еще одна особенность тренинга, что после него у человека появляется какой-то новый навык.

Вопрос: Какой навык на ваш взгляд вы сегодня приобрели?

Ребята, я надеюсь, что наша работа сегодня была вам полезна, до новых встреч!

Обучающиеся отвечают, какие навыки получили (ожидаемые ответы: составлять ассоциа-

ции, проявлять творческий потенциал, смотреть на обычные вещи с необычной стороны, придумывать, предполагать что-то нестандартное)

Индивидуаль

но

Личностные: самостоятельно формулируют итог работы, оценивая навыки

Коммуникативные: выражают понимание важности работы в команде и взаимовыручки

 

беседа

        

        Дополнительный материал к уроку

 

  1. Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», –ответил Хэрриган.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории Донского края в 7 классе».Тема урока: «Наши корни»

Данный урок был подгротовлен ко дню открытых дверей в Верхнедонской гимназии. Моей целью было познакомить коллег с методиками деятельностного типа, испозуемими в моей работе. Учащиеся смогли продемонс...

Образовательные технологии деятельностного типа для работы с обучающимися ОВЗ

В небольшой статье  приведены  примеры  образовательных технологий для работы с учащимися ОВЗ....

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся"

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся", 144 ч....

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....

Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности

Креативное мышление на уроках труда (технологии) как средство формирования функциональной грамотности....

Конструирование и оценивание заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся основной и средней школы по биологии с применением кейс-технологий.

В методическом материале  представлены  технология работы с кейсом, этапы осуществления кейс-метода, применяемые  на уроках  биологии, которые способствуют  формированию и раз...

Использованием образовательных технологий деятельностного типа (в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся) при проведении открытых уроков

Материал содержит описание образовательных технологий (в том числе технологий, направленных на формирование функциональной грамотности у обучающихся) при проведении уроков химии....