«Развитие познавательного интереса плюс монологическая речь.
статья по физике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тема по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель физики и математики Л.В.Доронина.                  14.04.2017

Тема по самообразованию:

Развитие познавательного интереса

плюс монологическая речь.

Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, так как связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, ученики могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников.

Работая в 7-х и 11-х классах, я пришла к выводу, что у современных школьников слабо развита монологическая речь. Ученики с трудом способны сформулировать свой вопрос к учителю, дать ответ на поставленную задачу. С чем же связано такое резкое ухудшение культуры речи? Ни для кого не секрет, что современный мир трудно представить без компьютера и Интернета. Учителя стараются использовать компьютерные технологии на уроках, чтоб таким способом привлечь внимание обучающихся.

За компьютер дети садятся в самом раннем возрасте, еще до того, как пойдут в школу. Во всемирной паутине школьники проводят большую часть своего времени, причем не только свободного. Их невозможно оторвать от телефонов, планшетов и прочих современных гаджетов даже во время урока. Общение в интернете предполагает свободный стиль, не соблюдение пунктуационных, орфографических правил и даже не логично построенные предложения – это норма, которую дети переносят в свою реальную жизнь. Современные дети, которые ежедневно болтают в сети, не способны написать пространное официальное письмо или выразить свои мысли в полной мере. Грамотно выражать свои мысли – это и сохранение целостности личности, и показатель образованности и воспитанности этой личности, внутренней культуры и достоинства. Это сохранение языка и передача знаний, информации, обмен опытом, да и просто приятно. Для монологической речи типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную стройность и относительную смысловую завершенность. Критерии монологической речи: основные (связность, цельность), дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой. Свои уроки я стараюсь строить таким образом, чтобы монологическая речь обучающихся имела сложное строение, являлась видом устного высказывания, которое может быть оформлено как лекция, доклад, проект, объяснение и т.д. Неполноту своего монолога ученики заполняют невербальными средствами.

Одной из моих задач является задача создания реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке математики и физики, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Часто на уроках я использую различные дидактические игры. Так, например, в 7-8 классах я организую игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки, с помощью которых увеличивается словарный запас учеников. Для старших классов я прибегаю к таким видам игр, как игры – путешествия, в которых активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах; сюжетная (ролевая) игра, отличающейся тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определенные роли; а так же игра – соревнование, в которую могут быть включены все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы . Вот некоторые игры, которые я периодически использую на своих уроках: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Рыцарский турнир», «Математическое лото» и другие. Все эти игры включают в себя, как диалогическую, так и монологическую речи. Игры я стараюсь строить таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить свои знания, показать владение математическим языком или набраться опыта в данном направлении. В результате я получаю результат – речь характеризуется убедительностью и эмоциональным воздействием, синтаксической усложнённостью.

В целом, всё обучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в образование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний обучающихся. Все виды работ, применяемых при обучении монологической речи на уроках  физики и математики, должны представлять собой единое целое. Важно добиться стремления учеников к работе и дать почувствовать свои возможности, своё продвижение вперед. А это, в свою очередь, повысит интерес к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...