Урок физики в 7 классе "Сила трения".
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Жукова Галина Ивановна

Сила трения: величина, направление

С силой трения вы сталкиваетесь буквально каждую секунду. Каждый раз, когда вы взаимодействуете с любой поверхностью — идете по асфальту, сидите на стуле, пьете чай из чашки — на вас действует сила трения.

Трение — это и есть взаимодействие в плоскости соприкосновения двух поверхностей.

Чтобы перевести трение на язык физики, вводится понятие сила трения.

Сила трения — это величина, которая характеризует процесс трения по величине и направлению.

Измеряется сила трения, как и любая сила — в Ньютонах.

Возникает сила трения по двум причинам:

  • Различные шероховатости, царапины и прочие «несовершенства» поверхностей. Эти дефекты задевают друг друга при соприкосновении и создается сила, тормозящая движение.
  • Когда контактирующие поверхности практически гладкие (до идеала довести невозможно, но стремиться к нему — значит устремлять силу трения к нулю), то расстояние между ними становится минимальным. В этом случае возникает взаимное притяжение молекул вещества этих поверхностей. Притяжение обусловлено взаимодействием между электрическими зарядами атомов. В связи с этим можно часто услышать формулировку «Сила трения — сила электромагнитной природы»

Направлена сила трения всегда против скорости тела. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx759.08 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_sila_treniya.docx28.31 КБ
Файл konspekt_sila_treniya.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сила трения. Трение в природе и технике Подготовлена: Учителем физики ВКк Г. И. Жуковой МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»

Слайд 2

Цель урока Сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Слайд 3

Какой буквой обозначается сила? F Как называется основная единица измерения силы? Ньютон Как называется сила, с которой тело притягивается к Земле? Сила тяжести Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела Что называют весом тела? Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес Как вычислить вес тела? Так же, как и силу тяжести Главное отличие силы тяжести от веса тела? Сила тяжести приложена к телу со стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой приложения отличаются эти силы

Слайд 4

Какой прибор предназначен для измерения силы? Динамометр Какая сила называется равнодействующей сил? Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил Куда направлена и чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой и в одну сторону? Направлена в ту же сторону, что и эти силы, а равна их сумме Куда направлена и чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой, но в противоположные стороны? Направлена в сторону большей силы, а её модуль равен разности сил: из большей силы вычитаем меньшую

Слайд 5

Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению. Сила трения - сила, возникающая при взаимодействии соприкасающихся тел, называется силой трения .

Слайд 6

Шероховатость поверхности Причины возникновения трения 2. Притяжение молекул соприкасающихся тел

Слайд 7

Работа в группах Зависит ли сила трения от силы давления на поверхность ? Зависит ли сила трения от состояния поверхности? Зависит ли сила трения от площади соприкосновения?

Слайд 8

Физическая величина Зависит от Не зависит от Сила трения Массы (силы давления), состояния поверхности. Площади поверхности

Слайд 9

Виды трения Трение покоя Трение скольжения Трение качения

Слайд 10

Формулы для силы трения F = μN μ – коэффициент трения N – сила реакции опоры(сила давления)

Слайд 11

Название силы, ее разновидности Чем вызвано ее существование Формула для расчета Чем и как ее измеряют Как сила направлена Примеры проявления силы Сила тяжести Притяжение к Земле F=mg динамометр Вертикально вниз Сила упругости Взаимодействие тел динамометр Против смещения частиц тела Вес тела Притяжение к Земле P=mg динамометр Вертикально вниз Сила реакции опоры Взаимодействие тел N=mg динамометр Вертикально вверх Сила трения Взаимодействие тел F =μ N динамометр Против движения

Слайд 15

Домашнее задание § 32-34 творческое задание (по выбору): Сочинение на темы : «Польза силы трения» , «Вред силы трения»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Жукова Галина Ивановна

Предмет, класс: физика, 7 класс

Тема урока: «Сила трения. Трение в природе и технике»

Цель урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи: Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: комбинированный

Технологии урока:

обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, информационно-коммуникацивные, технология развивающего обучения

Средства обучения:  стакан, наждачная бумага, два треугольника, подвижная тележка, деревянные бруски, металлические грузы, динамометр, опорные конспекты по количеству учащихся,  стёклышки

Планируемые результаты:

Личностные: школьник получит возможность для формирования уважения к личности и ее достоинствам, умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные: школьник научится решать качественные и расчетные задачи по теме, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты или делать умозаключения. школьник получит возможность научиться приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; решать проблемы на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Предметные: школьник научится методам расчета первой космической скорости модели искусственный спутник Земли и пониманию, почему движение спутника вокруг планеты есть свободное падение и при этом он не падает на планету, получит возможность ознакомиться с понятием вторая космическая скорость и период обращения планеты вокруг Солнца.

Основные этапы организации учебного времени

Планируемые результаты

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Предметные

Метапредметные УУД:

1.Оргмомент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе

Приветствие.

Привлечение внимания детей, установление аудиовизуального контакта

Учащиеся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, осуществлять сравнение

Готовность и способность к саморазвитию.

Формирование мотивации к обучению и познанию

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности 

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся

Организует диалог с учениками на основе эксперимента, формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся

Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока.

 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной  деятельности 

Формирование   мотивации к обучению и познанию

3.Приобретение новых знаний 

Знакомство с силой трения, её направлением, способами изменения, выяснение от чего она зависит.

Работа в группах.

Излагает новый материал в форме диалога с учащимися

Воспринимают и записывают новый материал

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах

4.Закрепление новых знаний

Выполнение учащимися контрольного задания

Контроль работы учащихся

Проводят эксперименты по исследованию зависимости силы трения от силы давления, площади поверхности, состояния поверхностей, работая в группах

Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

5.Подведение итога урока

Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке

Организует обсуждение решения задач, предлагает сделать выводы;

совместно с учащимися подводит итоги работы класса, даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию

Представляют отчёт о работе.

Умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

6. Рефлексия: техника «Улыбка».

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения ; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Акцентирует внимание на ключевых моментах; побуждает к высказыванию собственного мнения

Высказывают свое мнение о практическом применении полученных знаний на уроке

Самостоятельно определять уровень своего успеха и находить способы выхода из ситуации ;

0сознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания, новых познавательных задач и средств их достижения.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сила трения. Трение в природе и технике»

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи:

Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;

Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:

1.словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);

2. обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний);

3. творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);

4. контроль – самоконтроль;

5. частично - поисковый

6. объяснительно-иллюстративный

Оборудование:  стакан, наждачная бумага, два треугольника, деревянные бруски, металлические грузы, динамометр, опорные конспекты по количеству учащихся,  пара  перчаток, стёклышки, подвижную тележка

План урока:

I.Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания.

VI. Первичное закрепление.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока:

I. Организационная часть.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

II. Целеполагание и мотивация.

Ребята, я держу стакан двумя пальцами и он не выскальзывает и не падает. Какая сила помогает мне удерживать стакан? По причине действия этой силы на транспортные средства, они останавливаются. Из-за действия этой силы протирается и изнашивается одежда. Что это за сила?

III. Актуализация знаний.

Вопросы:

  1. Какой буквой обозначается сила? (F)
  2. Как называется основная единица измерения силы?( Ньютон)
  3. Как называется сила, с которой тело притягивается к Земле? (Сила тяжести)
  4. Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела)
  5. Что называют весом тела? ( Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)
  6. Как вычислить вес тела? (Так же, как и силу тяжести)
  7. Главное отличие силы тяжести от веса тела? (Сила тяжести приложена к телу со стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой приложения отличаются эти силы)
  8. Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)
  9. Какая сила называется равнодействующей сил? (Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил)
  10. Куда направлена и чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой и в одну сторону?(Направлена в ту же сторону, что и эти силы, а равна их сумме)
  11. Куда направлена и чему равна равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой, но в противоположные стороны? (Направлена в сторону большей силы, а её модуль равен разности сил: из большей силы вычитаем меньшую)

IV. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).

Теперь возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся легче)

Теперь возьмите треугольники из пластмассы и проведите одним по поверхности другого.

Что вы наблюдали теперь? (Трутся очень хорошо)

Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали? (Трение)

Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение.

(Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению)

Хорошо. А что вы назовете силой трения?

(Сила, возникающая при взаимодействии соприкасающихся тел, называется силой трения.)

А как вы думаете, куда направлена сила трения? (в сторону, противоположную движению тела относительно другого)

Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: Fтр .

А какая единица измерения силы трения? (Ньютон).

Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул)

Давайте ещё поэкспериментируем.

Возьмите деревянный брусок, положите его вдоль парты и слегка толкните. Деревянный брусок … скользит… по парте.

Теперь возьмите подвижную тележку и также слегка толкните. Она… катится …по парте.

А если брусок и тележку совсем не трогать, то они находятся в покое.

Во всех трех случаях между бруском и партой, тележкой и партой возникает сила трения.

Сила трения: скольжения, качения, покоя (сравнить значения сил). Объяснить какая из сил больше и почему, привести примеры.

Великий Аристотель говорил: «Сначала нужно собирать факты, и только после этого связывать их мыслью». Давайте прислушаемся к его совету.

Как измерить силу трения? (динамометром, но перемещать тело нужно равномерно, т. е. с неизменной скоростью)

Работа в группах:

№1 ??? Зависит ли сила трения от силы давления на поверхность ?

Оборудование: деревянный брусок, 2 грузика по 100г, динамометр

1.Определить вес бруска с помощью динамометра

2.Измерить силу трения при скольжении бруска по поверхности стола динамометром

3.Определить вес бруска с одним грузом с  помощью динамометра

4. Измерить силу трения при скольжении бруска с грузом по поверхности стола динамометром

5.Повторить опыт с двумя грузами

3.Сделать вывод о зависимости силы трения от массы тела ( силы давления)

№2 ??? Зависит ли сила трения от состояния поверхности?

Оборудование: деревянный брусок, динамометр, лист бумаги, стекло

1. Измерить силу трения при скольжении бруска по поверхности бумаги динамометром.

2. Измерить силу трения при скольжении бруска по поверхности стекла динамометром.

3. Сделать вывод о зависимости силы трения от состояния поверхностей соприкасающихся тел.

№3 ???Зависит ли сила трения от площади соприкосновения?

Оборудование: деревянный брусок, динамометр

1. Измерить силу трения при скольжении большей грани бруска по поверхности стола динамометром.

2. Измерить силу трения при скольжении меньшей грани бруска по поверхности стола динамометром.

3. Сделать вывод о зависимости (независимости) силы трения от площади поверхностей соприкасающихся тел.

Физическая величина

Зависит от

Не зависит от

Сила трения

Массы (силы давления),

состояния поверхности.

Площади поверхности

Практическое  применение знаний о силе трения (как уменьшить и увеличить силу трения):

  • трение приносит вред, как уменьшить силу трения(смазка, подшипники и др.)? Тут мы вспоминаем лопату, велосипед, ключ от замка (их смазывают для того, уменьшить силу трения);
  • трение приносит пользу, то как его увеличить (напильник, песок на дороге, зимняя резина ребристые колёса, песок, кроссовки с шипами и др.) ?

V.  Первичная проверка понимания

Силы, с которыми я познакомился

Название силы, ее разновидности

Чем вызвано ее существование

Формула для расчета

Чем и как ее измеряют

Как сила направлена

Примеры проявления силы

Сила тяжести

Притяжение к Земле

F=mg

динамометр

Вертикально вниз  

Сила упругости

Взаимодействие тел

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/567934/img4.jpg

динамометр

Против смещения частиц тела

Вес тела

Притяжение к Земле

P=mg

динамометр

Вертикально вниз  

Сила реакции опоры

Взаимодействие тел

N=mg

динамометр

Вертикально вверх  

Сила трения

Взаимодействие тел

F=мN

динамометр

Против движения

Работаете сначала самостоятельно, затем в группах обсуждаются, корректируются, «шлифуются» записи.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на дом:

– § 32-34

– творческое задание (по выбору): Сочинение на темы : «Польза силы трения» , «Вред силы трения»

VIII. Рефлексия.

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты? (цели записаны на доске; учащиеся их видят и могут подвести итог занятия). В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

А какая самая очаровательная деформация на лице человека?

 На доске изображены улыбки: радостная и нерадостная. Выходя из кабинета, напишите своё имя под той улыбкой, которая соответствует вашему впечатлению от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики по теме "Сила трения" в 7 классе

Урок изучения новой темы "Сила трения" в 7 классе...

Сценарий урока физики 7 класс "Сила трения" в рамках ФГОС

Урок "Сила трения" разработан согласно требованиям ФГО...

Урок по физике (7 класс) "Сила трения"

Урок вкоррекционной школе с использованием конструктора "Лего"...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)

Методическая разработка содержит план-конспект урока...

Урок физики по теме "Сила трения" 7 класс

Урок физики в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме "Сила трения"...