Конспект урока по ФГОС по теме "Сила"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Жаворонкова Юлия Вадимовна

Конспект урока по учебному предмету - физика по теме: "Сила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plankonspekturokasila.docx775.33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики по теме:

 «Сила тяжести. Явление тяготения».

Студент: Жаворонкова Юлия Вадимовна

Школа, класс: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Йошкар-Олы», 7 «Б» класс

Тема урока: «Сила тяжести. Явление тяготения»

Цели урока:

  • Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
  • Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи урока:

  1. Образовательная:
  • Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний по данной теме;
  • Продолжить формирование умения характеризовать физические явления;
  • Организация деятельности учащихся по первичному закреплению понятий данной темы;
  • Знакомство с основными этапами научного познания.
  1. Развивающая:
  • Развитие познавательного интереса учащихся, критического мышления;
  • Развитие умения проводить исследование, анализировать, сопоставлять, выделять главное;
  • Развитие рефлексивной культуры;
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  1. Воспитательная:
  • Воспитание уважения и любви к науке и её ярчайшим представителям.
  • Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения задания.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Метод преподавания: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Требования к учащимся:

  1. Что учащиеся должны знать:
  • Смысл понятий: сила, вектор, модульное значение;
  • Смысл физических величин: сила тяжести, сила Всемирного тяготения.
  1. Что учащиеся должны уметь:
  • Решать задачи на применение изученных физических формул и законов: вычислять силу тяжести при заданной массе; вычислять силу тяготения при заданных массах и расстоянии между центрами масс;
  • Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы;
  • Изображать на чертеже силу тяжести;
  • Приводить примеры действия силы тяжести, действия силы тяготения.

Оборудование: рабочая тетрадь, проектор, экран, компьютерная презентация (Приложение 1), видео.

Дидактическая оснащенность урока:

  • Физика. 7 кл. Методическое пособие/ Н.В.Филонович. Дрофа, 2018г.
  • Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкин/ Волков В.А., Полянский С.Е. ВАКО, 2010г.

Методы контроля: устный уплотненный (комбинированный) опрос.

Учебная литература:

  • Физика. 7 кл. : учебник / А.В.Перышкин. Дрофа, 2017г.
  • Сборник задач по физике:7-9 кл.: к учебникам Перышкина А.В. и др. «Экзамен», 2019г.

Внеаудиторная самостоятельная работа:  подготовка презентаций по теме: « Замечательная сила тяжести», сроком подготовки одна неделя.

План урока

  1. Организационный момент (мотивирование на учебную деятельность). -1 мин.
  2. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. – 3 мин.
  3. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока. -  5 мин.
  4.  Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. - 13 мин.
  5. Физкультурная минутка. - 1 мин.
  6. Изучение нового материала. -5 мин.
  7. Закрепление изученного материала. -5 мин.
  8. Подведение итогов урока. – 3мин.
  9. Рефлексия.- 2 мин.
  10. Домашнее задание. - 2 мин.

Ход урока 

Организационная структура урока

1

2

3

4

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

формируемые способы деятельности

I. Организационный момент (мотивирование на учебную деятельность).

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта, нацеленности на работу.

- Добрый день, ребята. Предлагаю начать урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрация внимания на работе на уроке.

Приветствуют учителя в ответ.

- Здравствуйте.

Улыбаются друг другу.

Формировать навыки самоорганизации.

II. Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся.

Ребята, внимательно посмотрите на экран.

- Давайте мы с вами опишем явления, которые происходят на фотографиях.

Предоставляет возможность рассказать о значении знакомых явлений и выдвинуть гипотезу о том, что является причиной падения тел. Слайд 1.

Вопрос запуска постановки учебной цели:

- Ребята, а как вы думаете, почему все предметы падают именно вниз? Почему после приземления предметы никуда не улетают? Что же является причиной удержания этих предметов на Земле?

- Итак, в соответствии с вашими гипотезами, какую задачу поставим сегодня?

Формулирует учебную задачу на основании ответов учащихся, например:

- Изучить такие понятия как  «сила тяжести», «сила Всемирного тяготения.

Рассказывают о явлениях, которые происходят на картинках.

- На первой фотографии происходит падение мяча.

-На втором изображении происходит падение пружины.

-На третьей картинки лист в смятом и первоначальном состоянии падает на стол.

Дают ответы на вопросы учителя. Выстраивают гипотезы возможных причин удержания предметов на планете.

Говорят свои предположения о задаче урока.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развивать навыки целеполагания.

III. Сообщение темы.

Постановка цели и задач урока.

- Итак, мы говорим о таких понятиях как «сила тяжести» и «сила Всемирного тяготения», а теперь перейдем к теме нашего урока.

- Как называется тема урока?

Сообщает тему урока. Слайд 2.

Правильно! Тема нашего урока: «Явление тяготения. Сила тяжести».

Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

-Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

-Чему нужно научиться?

Отвечают на вопрос учителя.

-Явление тяготения. Сила тяжести.

Записывают в тетрадь тему урока.

(Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести».).

Участвуют в формулировании целей и задач урока.

- постичь сущность понятий «сила тяжести» и «явление тяготения»;

- узнать кто открыл данные явления;

- научиться вычислять силу тяжести и силу Всемирного тяготения.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

IV. Создание ситуации затруднения.

Изучение нового материала

Организовывает обсуждение проблемного вопроса:

- Ребята, как вы думаете, как именно проявляется действие силы тяжести? Для того, чтобы ответить на данный вопрос давайте проведем опыт.

Подбросим наши ручки вверх, затем лист бумаги сминаем в комок и повторяем опыт. Попытаемся «взлететь» со стула к потолку.

Каковы результаты?

Они еще раз подтверждают наши с вами гипотезы.

Поясняет учащимся новый материал.

Ребята, вы правы. Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю. Земля притягивает к себе все тела: людей, животных, Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п. «Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести». Давайте же запишем данное определение. Слайд 3.

Комментирует информацию со слайда.

Как вы видите на изображении, сила тяжести прикладывается к обязательно к центру тела и всегда направлена перпендикулярно вниз.  Изобразите схематично  данный рисунок у себя в тетрадях. И запишите следующее:

  1. Сила тяжести является векторной величиной, то есть имеет направление.
  2. Сила тяжести всегда приложена к центру тела.
  3. Сила тяжести всегда направлена перпендикулярно вниз.

Запишите формулу у себя в тетрадях:

- сила тяжести; в системе СИ: H.

m- масса тела; в системе СИ: кг.

g- ускорение свободного падения (постоянная величина);

- Ребята попытайтесь сами привести примеры действия на тела силы тяжести.

Переходит к изучению нового понятия « Сила тяготения».

-Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю? Давайте посмотрим на экран, и вместе попробуй объяснить данное явление. Слайд 4.

-На основе наших рассуждений, какой вывод можно сделать?

Комментирует ответ учеников.

-Ребята, вы действительно правы, между телами существует притяжение, которое называется «Явление тяготения». Давайте запишем определение «Взаимное притяжение всех тел Вселенной называется Всемирным тяготением».

Объясняет новую формулу ученикам, комментируя её составляющие.

-Давайте запишем формулу, по которой мы с вами сможем вычислить силу тяготения. Смотрим на экран. Слайд 5.

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса.

 Проводят эксперимент.

Дают анализ результатов эксперимента. Делают выводы

 

Слушают объяснение учителя.

Задают вопросы.

Записывают информацию со слайда в рабочую тетрадь.

Внимательно слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Записывают формулы и обозначения.

Задают вопросы.

Приводят примеры:

- Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

-Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

Вместе с учителем комментируют данное явление.

- Планеты вокруг Солнца вращаются строго по своим орбитам. Они не летают во Вселенной в хаотичном порядке. Значит, планеты притягиваются к Солнцу.

Но и Солнце всегда находится на определенном месте, то есть не «путешествует в космосе». Значит, и Солнце притягивается к планетам.

Делают вывод.

-Между телами существует взаимное притяжение.

Записывают определение.

Записывают формулу и обозначения.

Задают вопросы.

Выражать свои мысли  в соответствии с задачей.

Формулировать познавательные вопросы

V. Физкультурная минутка.

-Как же мы хорошо все потрудились, пора нам отдохнуть. Встаем со своих мест и начинаем нашу зарядку.

Слайд 6.

Выполняют все движения со слайда, сопровождая словесным описанием.

VI. Изучение нового материала

Дает историческую справку этим открытиям.

- Мы с вами очень быстро добрались до истины, благодаря тому, что мы читаем книги, получаем сведения из других источников (компьютер, телевизор). Исторический же путь этого открытия был гораздо длиннее.

Давайте посмотрим короткометражный фильм об истории открытия этих явлений. Самое главное зафиксируйте себе в тетрадь.

Внимательно смотрят фильм, записывая основные моменты себе в тетрадь.

Уметь самостоятельно принимать решения.

VII. Закрепление изученного материала

А теперь ребята, давайте применим полученные знания на практике.

Сообщает ученикам задачу, которую необходимо решить. 

Давайте вычислим силу тяготения, которая действует на вас и вашего соседа. Для этого необходимо проанализировать, что именно в формуле нужно знать для вычисления силы взаимного  притяжения.

Слушает ответы учащихся и при необходимости корректирует их.

Давайте вместе оформим данную задачу. Для этого выпишем следующее:

r- расстояние между вами

А теперь поставьте данные значения в формулу, не забывайте, что все величины должны быть указаны с учетом системы Си. Остается только правильно вычислить.

Следит за выполнением задания, при необходимости внося коррективы.

Анализируют формулу.

-Необходимо знать массы наших тел и расстояние между нами.

Записывают формулу. Подставляют свои величины. Высчитывают силу тяготения.

Отслеживать цель учебной деятельности.

Уметь самостоятельно принимать решения.

VIII. Подведение итогов урока.

Комментирует решение задачи.

- Молодцы! Все справились с данным заданием.

А теперь, пришло время подвести итоги нашего урока.

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

- Ребята напишите у себя в тетрадях на полях ответы на следующий вопрос:  «Что больше всего мне запомнилось?»

-Оцените себя !

Подводят итоги своей работы на уроке.

Записывают в тетради ответ на вопрос.

Оценивают себя.

Отслеживать цель учебной деятельности.

IX. Рефлексия.

- А для того, чтобы узнать, все ли сегодня удалось вам понять, заполните карточки, которые лежат у вас на партах.

Проводят рефлексию.

На карточках:

-Что я умею делать после сегодняшнего урока?

- Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

- Какие вопросы из темы урока заслуживают дополнительных исследований дома?

X. Домашнее задание.

На дом § 25 учебника читать.

Конспект из тетради учить.

Из сборника «Сборник задач по физике» оформить в тетради задачи №260-№263.

Подготовка презентации по теме: « Замечательная сила тяжести».

Записывают домашнее задание.

Формировать навыки самоорганизации.

 

Проверил:

Учитель физики Козлова Ольга Николаевна  27.11.2018г.              _______________      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ФГОС легкая атлетика 5 кл

План-конспект урока по требованиям ФГОС...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

Конспект урока по ФГОС . Технология 8 класс. Технологическая карта урока

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:предметные результаты – умение определить расходы финансов в семье, какие расходы...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»

Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....