Урок решения задач по теме: «Электризация.Электрическое поле и его характеристики» 10 класс.
презентация к уроку по физике (10 класс)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_ege.ppt2.61 МБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Элективный курс по физике в 10 классе. Презентация к уроку решения задач по теме: «Взаимодействие зарядов. Электрическое поле . Силовая характеристика поля» Подготовила учитель физики МКОУ СОШ №2 С.Левокумское Богданова Н.С.

Слайд 2

Цель урока: Для учителя – развивать логическое мышление через общеизвестные умения и навыки ( анализ, сравнение, синтез, вывод ), необходимые для решения качественных и расчётных задач в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ. Для учеников – научиться применять теоретические знания на практике при решении задач по теме: электризация, заряд. Электрическое поле и его силовая характеристика.

Слайд 3

Основные этапы урока Теоретическая подготовка Экспериментальная подготовка Коллективное решение тестов Физминутка Физминутка Решение творческого задания Работа с бланками ЕГЭ Самостоятельное решение тестов

Слайд 4

I . Теоретическая подготовка. 1. Установить соответствие прибор Физическая величина А) электрометр Б) амперметр В) вольтметр 1)электрический заряд 2)электрическое сопротивление 3)сила тока 4)электрическое напряжение 5)мощность электрического тока

Слайд 5

1. Установить соответствие А Б В 1 3 4

Слайд 6

2. Установить соответствие Физическая величина Единица величины А) электрическое напряжение Б) электрический заряд В) напряжённость электрического поля Г) сила Кулон (1Кл) 2) Ватт (1Вт) 3) Ньютон (1Н) 4) Вольт (1В) 5) Ньютон/ Кулон ( Н /Кл) 6) Джоуль (Дж)

Слайд 7

2. Установить соответствие А Б В Г 4 1 5 3

Слайд 8

3. Установить соответствие Физическая величина формула А) электрическое напряжение Б)Напряжённость поля точечного заряда В) Напряжённость электрического поля Г) Сила q*E*d 2) W/q 3) kq/r 2 4) А / q 5) F/q 6) k * q 1 *q 2 /r 2

Слайд 9

3. Установить соответствие А Б В Г 4 3 5 6

Слайд 10

II . Эксперименталые задания Задание №1 Известно, что одноимённые заряды отталкиваются, а разноимённые притягиваются, объяснить, почему незаряженные тела притягиваются к заряженным?

Слайд 11

Задание 2 Объяснить движение электростатического маятника между заряженными пластинами.

Слайд 12

Задание 3 С1 Около небольшой металлической пластины, укреплённой на изолирующей подставке , подвесили на шёлковой нити лёгкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на неё отрицательный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы. Ответ поясните, указав , какие физические явления и закономерности вы использовали для объяснения

Слайд 13

Задание №3

Слайд 14

III . Решение тестов . А1 . Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили разноименными зарядами. На каком из рисунков изображены эти шарики? 1) 1 2) 2 3) 3

Слайд 15

А 2 К стержню отрицательно заряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, стеклянную палочку. Листочки электроскопа опали, образуя гораздо меньший угол. Такой эффект может наблюдаться, если палочка 1)заряжена положительно 2)заряжена отрицательно 3)имеет заряд любого знака 4)не заряжена

Слайд 16

А 3 . Цинковая пластина, имеющая отрицательный заряд -10 e , при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины? 1) +6 e 2 ) -6 e 3 )+14e 4 )-14e

Слайд 17

А 4 . От водяной капли, обладавшей зарядом +q , отделилась капля с электрическим зарядом –q. Каким стал заряд оставшейся капли? 1 ) + 2q 2)+q 3) –q 4) -2q

Слайд 18

А 5 .Два точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами , равными по модулю 9 мкН. Какими станут силы взаимодействия между ними, если, не меняя расстояния между зарядами, увеличить модуль каждого из них в 3 раза ? 1 ) 1 мкН 2) 27 мкН 3) 3 мкН 4) 81 мкН

Слайд 19

А 6 . Модуль силы взаимодействия между двумя неподвижными точечными заряженными телами равен F . Чему станет равен модуль этой силы, если увеличить заряд одного тела в 3 раза, а второго в 2 раза? 1)5F 2) 1/5 F 3) 6F 4) F

Слайд 20

А7 Как изменится модуль сил взаимодействия двух небольших металлических шариков одинакового диаметра, имеющих заряды q 1 = +6 нКл и q 2 = -2 нКл, если шары привести в соприкосновение и раздвинуть на прежнее расстояние? 1 ) УВЕЛИЧИТСЯ В 9 РАЗ 3) УВЕЛИЧИТСЯ В 3 РАЗА 2) УВЕЛИЧИТСЯ В 8 РАЗ 4) УМЕНЬШИТСЯ В 3 РАЗА =

Слайд 21

А 8 . Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля двух одинаковых точечных зарядов в точке С? 1) 1 2) 2 3) 3 4)4

Слайд 22

А9 Незаряженное металлическое тело внесено в электрическое поле положительного заряда, а затем разделено на части А и В. Какими электрическими зарядами будут обладать части тела А и В после разделения? 1) А - положительным, В - отрицательным 2) А - отрицательным, В -положительным 3) А и В останутся нейтральными 4) А и В - положительными - +

Слайд 23

Физминутка

Слайд 24

В1. Модуль напряжённости поля в точке « 1 » равен 5 В/м . Определите значение напряжённости поля в точках «2» и «3» Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ А) Модуль напряжённости электри – 1) 10 В/м ческого поля в точке «2» 2) 5 В/м Б) Модуль напряжённости электри – 3) 0 ческого поля в точке «3» 4) 15 В/м 3 1 2

Слайд 25

Установить соответствие А Б 3 2

Слайд 26

в-2 На неподвижном проводящем уединенном кубике находится заряд Q . Точка О - центр кубика, точки В и С – центры его граней, АВ=ОВ , С D=OC , OM=0 , 5 OB Модуль напряженности электростатического заряда Q в точке А равен Е А . Чему равен модуль напряженности электростатического поля заряда Q в точке D и в точке М ? Установите соответствие между физическими величинами и их значениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Физическая величина Её значение А ) модуль напряженности 1) 0 электростатического поля 2) Е А кубика в точке D 3) 4 Е А Б ) модуль напряженности 4) 16 Е А электростатического поля кубика в точке М

Слайд 27

Физическая величина Её значение А ) модуль напряженности 1) 0 электростатического поля 2) Е А кубика в точке D 3) 4 Е А Б ) модуль напряженности 4) 16 Е А электростатического поля кубика в точке М А Б 2 1

Слайд 28

Дано: m =1,5 · 10 -3 кг r =10∙10 -2 м ᵅ =60 ° q- ? Запишем второй закон Ньютона с учетом отсутствия ускорения: F + T + mg = 0 В проекциях на ось ОХ: F – Tsin α /2=0 OY: Tcos α /2 – mg = 0 С1. Два шарика массой по 1,5 г каждый, подвешенные в одной точке подвеса на шёлковых нитях. После получения одинаковых зарядов разошлись на 10 см, а нити образовали угол 60 °. Считая заряд отрицательным, определите его величину. Решим систему полученных уравнений: F = Tsin α /2 Tcos α /2 = mg

Слайд 29

Ответы к тесту А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 В1 В2 2 1 2 1 4 3 4 1 1 32 21

Слайд 30

Самостоятельная работа. Ответы к тестам задания А1 А2 А3 А4 А5 В1 Вариант I 2 4 4 2 1 32 Вариант II 1 3 4 4 2 113

Слайд 31

Домашнее задание Вопросы № (1-16), смежный вариант .



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 Левокумского  муниципального округа Ставропольского края

Урок решения задач по теме:

«Электризация.Электрическое поле и его характеристики»

10 класс

Подготовила:

Богданова Наталья Сергеевна,

учитель физики

высшей квалификационной категории.

Место урока в разделе «Электродинамика»: Урок проводится в 10 классе в главе «Электростатика» перед темой  «Электроёмкость конденсатора» уроком по  общению  и преобразованию теоретических знаний.

Тип урока:    применение  полученных ранее знаний  на практике. 

Цель урока: повторить программный материал и решить систему познавательных и практических задач, в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить знания основных формул электростатики. Продолжать учить  учащихся  использовать при решении нестандартных задач  имеющиеся знания, личный опыт, информацию из различной литературы.

- способствовать подготовке учащихся к ГИА.

- применить элементы личностно  – ориентированного подхода.

- использовать на уроке здоровье – сберегающие  технологии.

Развивающие:

-  создать условия для развития логического мышления, исследовательских и  творческих навыков, способствующих ориентироваться в вопросах КИМов, устанавливать соответствие между  физическими величинами и формулами,    физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ, между приборами и физическими величинами, которые они измеряют, а также решению качественных вопросов и тестовых заданий.

Воспитательные:

- продолжить формирование познавательного интереса учащихся;

- формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся    

 -  способствовать привитию культуры умственного труда.

Оборудование: 

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Презентация.

   4. Оборудование для лабораторных работ по электричеству.      

   5. Тестовые задания по вариантам..

.

Формы учебной  работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемый результат

Предметные

Осознанность, системность  и мобильность полученных знаний

Метапредметные

 использование при решении нестандартных задач   причинно-следственных связей, умение связать теоретический материал с практикой.

Личностные

 формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.    

Ход урока.

І. Организационный момент   (эмоциональный настрой на урок)

 Вступительное слово учителя:

Ребята, в настоящее время в мире, в нашей стране происходят глобальные перемены в  производстве. Упор делается на нано- и другие новейшие технологии. В нашей стране строятся спортивные комплексы мирового масштаба, создаётся Технопарк, успешно развивается нефтяная компания «Роснефть», строятся многоэтажные здания. Всё это относится к высокотехнологичному производству, в котором мечтают работать молодые специалисты. Наверняка, кто–то из вас в будущем пожелает там работать. Но в высокотехнологичном производстве ставка делается на профессионалов, знающих, своё дело, умеющих отдаваться работе.  Конечно, при приёме на работу будет проводиться собеседование т.е. экзамен. В процессе работы специалисты должны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. В школе учащиеся также проходят аттестацию в форме ЕГЭ. Сегодняшнее наше занятие посвящено подготовке ЕГЭ по теме: «Электростатика»

Слайд 5.

II.  Этап.

1. Теоретические задания

Величины, формулы, приборы.

1.Установите соответствие между приборами и физическими величинами, которые они измеряют.

Прибор

Физическая величина

А) электрометр

Б) амперметр

В) вольтметр

1)электрический заряд

2)электрическое сопротивление

3)сила тока

4)электрическое напряжение

5)мощность электрического тока

ответ:

А

Б

В

 

 

 

2.Установите соответствие между  физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ(слайд 6)

Физическая величина

Единица величины

А) электрическое напряжение

Б) электрический заряд

Г) Напряжённость электрического поля

Д) Сила

1) Кулон (1Кл)

2) Ватт (1Вт)

3) Ньютон (1Н)

4) Вольт (1В)

5) Ньютон/ Кулон ( Н/Кл)

6) Джоуль (Дж)

Ответ

А

Б

В

Г

Д

 

 

3.Установите соответствие между  физическими величинами и формулами, по которым эти формулы определяются(слайд 7)

Физическая величина

формула

А) электрическое напряжение

Б) напряжённость поля точечного заряда

В) Напряжённость электрического поля

Д) Сила

1) q*E*d

2) W/q

3) kq/r2

4) А/ q

5) F/q

6) k*q1*q2/r2

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

III этап. Экспериментальный

Задание  №1(Слайд 11)

     Известно, что одноимённые заряды отталкиваются,  а разноимённые притягиваются, объяснить, почему незаряженные тела притягиваются к заряженным?

Задание 2(Слайд 12)

Объяснить движение электростатического маятника между заряженными пластинами.

Задание 3(Слайд 13)

С1 Около небольшой металлической пластины, укреплённой на изолирующей подставке , подвесили на шёлковой нити лёгкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на неё отрицательный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы. Ответ поясните, указав , какие физические явления и закономерности вы использовали для объяснения

Объяснение задания3

III.  Решение тестов.(слайд 15)

 А1. Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили разноименными зарядами. На каком из рисунков изображены эти шарики?

взаимодействие

1) 1                           2) 2                        3) 3
  (Слайд16)         

 А2. К стержню отрицательно заряженного электроскопа поднесли, не касаясь его, стеклянную палочку. Листочки электроскопа  опали, образуя гораздо меньший угол. Такой эффект может наблюдаться, если палочка  

     1)заряжена положительно    

  2)заряжена отрицательно            

  3)имеет заряд        любого знака

 4)не заряжена

А3. Цинковая  пластина, имеющая отрицательный заряд -10e, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?

(слайд 17)      

 1)+6e      2)-6e         3)+14e      4)-14e  

(Слайд 18)

        А4.  От водяной капли, обладавшей зарядом +q, отделилась капля с электрическим зарядом –q. Каким стал заряд оставшейся капли?  

        1) +2q      2)+q      3) –q          4) -2q

(Слайд 19)

         А 5.Два точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами, равными по модулю 9 мкН. Какими станут силы взаимодействия между ними, если, не меняя расстояния между зарядами, увеличить модуль каждого из них в 3 раза?  

      1) 1 мкН                                       2) 27 мкН

      3) 3 мкН                                      4) 81 мкН

(Слайд 20)

А6.Модуль силы взаимодействия между двумя неподвижными точечными заряженными телами равен F. Чему станет равен модуль этой силы, если увеличить заряд одного тела в 3 раза, а второго в 2 раза?

1)5F             2) 1/5 F            3) 6F                   4) F

(Слайд 21)

А7  Как изменится модуль сил взаимодействия двух небольших металлических шариков одинакового диаметра, имеющих заряды q1=+6 нКл и q2 = -2 нКл, если шары привести в соприкосновение  и раздвинуть на прежнее расстояние?

1) УВЕЛИЧИТСЯ В 9 РАЗ                    
2) УВЕЛИЧИТСЯ В 8 РАЗ  

3) УВЕЛИЧИТСЯ В 3РАЗА

4)УМЕНЬШИТСЯ В3 РАЗА

(Слайд 22)

А 8. Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля двух одинаковых точечных зарядов в точке С?
1) 1           2) 2           3) 3               4)4

(Слайд 23)

А9 Незаряженное металлическое тело внесено в электрическое поле положительного заряда, а затем разделено на части А и В. Какими электрическими зарядами будут обладать части тела А и В после разделения?

1)    А - положительным,    В - отрицательным

2)    А - отрицательным,    В -положительным

3)     А и В останутся нейтральными

4)     А и В - положительными

(Слайд 24)

Физминутка

(Слайд 25)

В1. Модуль напряжённости поля в точке «1» равен  5 В/м. Определите значение напряжённости поля в точках «2» и «3»                                                  

Установите соответствие между физическими величинами и их значениями.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА                           ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

А) Модуль напряжённости электри –         1) 10 В/м

ческого поля в точке «2»                                   2) 5 В/м

Б) Модуль напряжённости электри –          3) 0

ческого поля в точке «3»                                   4) 15 В/м

в-2 На неподвижном проводящем уединенном кубике находится заряд Q. Точка О - центр кубика, точки В  и С – центры его граней, АВ=ОВ, СD=OC, OM=0,5 OB  Модуль напряженности  электростатического заряда Q  в точке А равен ЕА . Чему равен модуль напряженности электростатического поля заряда Q в точке D и в точке М?

Установите соответствие между физическими величинами и их значениями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу  выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физическая величина                        Её значение          

А) модуль напряженности                  1) 0

электростатического поля                  2) ЕА 

кубика в точке D                                       3) 4 ЕА 

Б) модуль напряженности                   4) 16 ЕА 

электростатического поля

кубика в точке М

Задача уровня «С» на выбор:

С1.  Два шарика массой по 1,5 г каждый, подвешенные в одной точке подвеса на шёлковых нитях. После получения одинаковых зарядов разошлись на 10 см, а нити образовали угол 60 °. Считая заряд отрицательным, определите его величину.

IV этап.  Самостоятельная работа по вариантам

V этап. Рефлексия.

задания

А1

А2

А3

А4

А5

В1

Вариант I

2

4

4

2

1

32

Вариант II

1

3

4

4

2

113

VI этап. Домашнее задание.

Вопросы № (1-16), смежный вариант.

Задача уровня «С» на выбор:

С1.  Два шарика массой по 2,5 г каждый, подвешенные в одной точке подвеса на шёлковых нитях. После получения одинаковых зарядов разошлись на 5 см, а нити образовали угол 30 °. Считая заряд отрицательным, определите его величину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения задач по теме «Механическое движение» 9 класс «Здравствуй, Испания!»

Урок проводится в 9 классе при подготовке к контрольной работе по теме «Механическое движение», либо в рамках «Недели естественных наук» как бинарный урок «физика – география» для учащихся лингвистиче...

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

Урок решения задач по теме :"Путь и перемещение" в 10 классе.

Путешествуя по парку ученики решают задачи разного уровня сложности....

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.

Цели урока:Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащ...

Урок - Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» в 7 классе

отрабатывать формулировку и применение  теоремы - первый признак равенства треугольников, как предложения, которое применяется для решения задач и не требует нахождения равенства всех  элеме...

Урок решения задач по теме «Признаки равенства треугольников, задачи на построение»

Самостоятельная работа по теме  «Признаки равенства треугольников, задачи на построение»...