Урок по физике " Сила тока"
план-конспект урока по физике (9 класс)

Слесарев Владимир Гаврилович

Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_toka_9_klass_.docx 20.74 КБ
Файл fizika_9_klass_.pptx524.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Цели урока:

Обучающая:

Учащиеся должны уметь:

  • Формулировать определения электрического тока, силы тока, сопротивления, закон Ома для участка цепи.
  • Перечислять действия, оказываемые электрическим током на проводник; условия, необходимые для существования электрического тока.
  • Применять формулы силы тока, сопротивления, закона Ома при решении задач.

Развивающая:

  • Создать условия, способствующие развитию умения  анализировать письменную информацию, выделять главное.

Воспитывающая:

  • Способствовать развитию аккуратности при работе в тетради.

Оснащение урока:

Инструкции по выполнению индивидуального задания; листы самооценки; учебное пособие по физике для 10кл. общеобразоват. Учреждений под ред. Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н.Н. Сотский - М.: Просвещение, 2002 г.; рабочие тетради; калькуляторы, проектор, экран.

Ход урока:

  1. Организационно - мотивационный момент:
  • Целеполагание.
  • Актуализация знаний.
  • Мотивационный момент.
  1. Изучение нового материала.
  1. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению нового материала.
  2. Обобщение теоретического материала.
  3. Решение типовых задач.
  1. Закрепление изученного материала:
  1. Организация самостоятельной деятельности обучающихся по решению задач.
  2. Проверка решения задач.
  1.    Подведение итогов урока:

Самооценка, итоговое слово учителя.

  1. Домашнее задание:

Подготовить устные ответы на вопросы к § 104-106.

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание:  

  1. Внимательно прочитайте § 104-106 учебного пособия.
  2. Кратко ответьте на вопросы:
  • Что называют электрическим током?
  • Какие действия оказывает электрический ток на проводник? (приведите примеры из жизни)
  • Что называют силой тока?
  • Как найти силу тока,  какие у нее единицы измерения?
  • Как формулируется и записывается закон Ома для участка цепи?
  • Что называют электрическим сопротивлением?
  • Как найти сопротивление, какие у него единицы измерения?

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

 Время на выполнение задания 20 минут.

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание:  

  1. Внимательно прочитайте § 104-106 учебного пособия.
  2. Кратко ответьте на вопросы:
  • Что называют электрическим током?
  • Какие действия оказывает электрический ток на проводник? (приведите примеры из жизни)
  • Какие условия необходимы для существования электрического тока?
  • Что называют силой тока?
  • Как найти силу тока,  какие у нее единицы измерения?
  • Как формулируется и записывается закон Ома для участка цепи?
  • Что называют электрическим сопротивлением?
  • Как найти сопротивление, какие у него единицы измерения?
  • Какими приборами измеряют силу тока и напряжение?

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

 Время на выполнение задания 20 минут.

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание:  

  • Решите в рабочей тетради, предложенные вам задачи:
  1. Определите силу тока в электрической лампе, если через нее за 10 мин проходит 300 Кл количества электричества.
  2. Чему равно сопротивление спирали электрической лампы, если на цоколе написано 6,3 В, 0,22 А?
  3. Константановая проволока длиной 3 м и сечением 0,25 мм2 имеет сопротивление 6 Ом. Чему равно удельное сопротивление константана?
  4. Определите  сопротивление  никелиновой проволоки длиной 2 м и сечением 0,18 мм2. (ρ=42*10-8Ом*м)

Критерии оценки:

За правильно выполненные 4 задачи – оценка «5»

За правильно выполненные 3 задачи – оценка «4»

За правильно выполненные 2 задачи – оценка «3»

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

 Время на выполнение задания 20 минут.

Спасибо за работу!

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание:  

  • Решите в рабочей тетради, предложенные вам задачи:
  1. Определите силу тока в электрической лампе, если через нее за 10 мин проходит 300 Кл количества электричества.
  2. Чему равно сопротивление спирали электрической лампы, если на цоколе написано 6,3 В, 0,22 А?
  3. Константановая проволока длиной 3 м и сечением 0,25 мм2 имеет сопротивление 6 Ом. Чему равно удельное сопротивление константана?
  4. Длина провода, подводящего ток к потребителю, равна 60 м. Какое сечение должен иметь медный провод, если при силе протекающего по нему тока 160 А потеря напряжения составляет 8 В? (ρ=1,7*10-8Ом*м)

Критерии оценки:

За правильно выполненные 4 задачи – оценка «5»

За правильно выполненные 3 задачи – оценка «4»

За правильно выполненные 2 задачи – оценка «3»

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

 Время на выполнение задания 20 минут.

Спасибо за работу!

ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ У ДОСКИ:

  1. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 мин. Чему равна сила тока в лампе?
  1. Вычислите сопротивление нихромовой  проволоки, длина которой 150 м, а площадь поперечного сечения 0,2 мм. (ρ=110*10-8Ом*м)
  1. Электрический утюг включен в сеть с напряжением 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе утюга, если сопротивление его 48,4 Ом.
  1. Через проводник длиной 12 м и сечением 0,1 мм2, находящийся под напряжением 220 В, протекает ток 4 А. Определите удельное сопротивление проводника.

Лист самооценки

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, делая пометки в графе, соответствующей вашему впечатлению.

Доволен

Удовлетворен

Разочарован

Четко, понятно ли были сформулированы задания?

Довольны ли вы качеством работы, проделанной вами?

Довольны ли вы качеством работы, проделанной вашей группой?

Достаточно ли у вас было времени, чтобы выполнить задания?

Спасибо!

Лист самооценки

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, делая пометки в графе, соответствующей вашему впечатлению.

Доволен

Удовлетворен

Разочарован

Четко, понятно ли были сформулированы задания?

Довольны ли вы качеством работы, проделанной вами?

Довольны ли вы качеством работы, проделанной вашей группой?

Достаточно ли у вас было времени, чтобы выполнить задания?

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сила тока. Единицы силы тока

Слайд 2

Действия электрического тока могут проявляться в разной степени — сильнее или слабее. Когда свободная заряженная частица — электрон в металле или ион в растворе кислот, солей или щелочей — движется по электрической цепи, то вместе с ней происходит и перемещение заряда . Чем больше частиц переместится от одного полюса источника тока к другому или просто от одного конца участка цепи к другому, тем больше общий заряд q , перенесённый частицами. Электрический ток

Слайд 3

Ампер Андре Мари (1775-1836 ) Французский физик и математик, создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ввёл в физику понятие «электрический ток » . Сила тока равна отношению электрического заряда q , прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t , т.е. I = q/t , где I — сила тока .

Слайд 4

Ампер первым в мире произнёс слова «сила тока ». В 1821 г. Ампер предложил «астатическую пару», представляющую собой две магнитные стрелки, укрепленные на общей медной оси параллельно друг другу с полюсами, обращёнными в разные стороны. Это стало прообразом прибора для обнаружения тока – гальванометра, и термин «гальванометр» Ампер впервые употребляет в своих работах . Им был придуман и изготовлен ряд приборов, с помощью которых он, обладая обширными математическими знаниями, сумел выполнить достаточно точные измерения силы магнитного взаимодействия токов . А.М. Ампер также ввёл такие термины, как электростатика, электродинамика, соленоид, ЭДС, напряжение, гальванометр, электрический ток и т.д.

Слайд 5

Д ва гибких прямых проводника, расположенных параллельно друг другу, подсоединены к источнику тока. При замыкании цепи по проводникам протекает ток, вследствие чего они взаимодействуют — притягиваются или отталкиваются, в зависимости от направления токов в них . Взаимодействие проводников с током Силу взаимодействия проводников с током можно измерить. Чем больше сила тока в каждом проводнике, тем с большей силой они взаимодействуют между собой.

Слайд 6

При прохождении тока по двум параллельным проводникам в одном направлении проводники притягиваются , а при прохождении тока по этим же проводникам в противоположных направлениях — отталкиваются .

Слайд 7

Если электроны перемещаются в одном направлении, т.е. — от одного полюса источника тока к другому, то такой ток называют постоянным . Переменным называется ток, сила и направление которого периодически изменяются.

Слайд 8

За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки таких параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой 2 • 10 -7 Н (0,0000002 Н). Эту единицу силы тока называют ампером (А ). Так она названа в честь французского учёного Андре Ампера. Применяют также дольные и кратные единицы силы тока: миллиампер (мА), микроампер (мкА), килоампер (кА). 1мА = 0,001 А; 1 мкА = 0,000001 А; 1кА=1000А .

Слайд 9

Через единицу силы тока — 1 А определяется единица электрического заряда — 1 Кл Так как I = q / t , то q = It . Полагая I = 1 А, t = 1 с, получим единицу электрического заряда — 1 Кл . 1 кулон = 1 ампер • 1 секунду, или 1Кл = 1А • 1с = 1А • с. За единицу электрического заряда принимают электрический заряд, проходящий сквозь поперечное сечение проводника при силе тока 1 А за время 1 с.

Слайд 11

Из формулы q = It следует, что электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, зависит от силы тока и времени его прохождения. Электрический заряд имеет также другое название - количество электричества . Сила тока в различных потребителях электроэнергии

Слайд 12

Опыт с амперметром нажмите на видео идет 1:02 минуты

Слайд 13

Для измерения силы тока можно использовать и мультиметр . Перед измерением необходимо прочитать инструкцию, чтобы правильно подключить прибор. нажмите на видео идет 4:22 минуты

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по физике_Сила тока. Единицы силы тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: Сила тока. Единицы силы тока. Работа выполнена в программе MyTest....

Открытый дистанционный урок по теме: "Сила тока. Измерение силы тока"

Тип урока: формирование новых знаний. Цели урока: Образовательная: способствовать формированию представлений о физической величине, называемой силой тока; формирование познавательного интереса к уме...

Презентация урока 8 класс "Сила тока"

Предназначена для проведения урока физики в 8 классе. Содержит формулы, схемы электрических цепией, портрет ученого, информацию о дествии тока....

0ткрытый урок по теме:"Сила тока, напряжение. Единицы измерения"

Каковы условия возникновения и существования электрического тока? Необходимые условия: Наличие свободных электронов в проводнике. Наличие внешнего электрического поля для проводника. Наличие источника...

Тест по физике Сила тока, напряжение 8 класс

Тест по физике Сила тока, напряжение 8 класс...