Статья "Способы работы с задачами на уроках физики".
статья по физике (8, 9 класс)

Григорьева Людмила Николаевна

В статье предлагается несколько подборок задач для учащихся 8, 9 классов. В этих подборках рассматривается несколько способов представления условия одной задачи и обоснование важности проведения  уроков решения одной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Решение задач 8, 9 класс353.56 КБ

Предварительный просмотр:

Способы работы с задачами на уроках физики

В современной образовательной системе одним из самых сложных предметов для обучающихся является физика. Не смотря на технологический прогресс, уроки физики часто смещаются в теоретическую направленность. Однако функциональные компетенции, которые на данный момент должны формироваться у каждого обучающегося, направлены больше на практические умения и навыки, возможные к применению в жизненных ситуациях. Оптимальным вариантом для объединения теоретической и практической деятельности на уроке является задача. Решение задач на уроках физики выступает необходимым условием для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с целями и задачами обучения.

В практике методик преподавания физики есть даже такой вид урока, на котором дети самостоятельно решают задачи по определенной теме. Цели проведения уроков самостоятельного решения задач отвечают требованиям ФГОС ООО и позволяют оценить уровень предметных знаний и умений, а также уровень развития общеучебных умений и навыков.

ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ

решать задачи, используя физические законы

  • на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ

создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач

  • Преобразовать одну форму представления данных в другую,
  • Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Главным требованием к списку компетенций, формируемых при решении задач различных типов является умение работать с информацией. Информация может быть представлена разными формами и способами. При интерпретации данных задачи и выбора способа научного доказательства, важными познавательными действиями являются умение преобразовывать одну форму представления данных в другую и умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

В связи с акцентом на ЕНГ типология заданий уже меняется. За последние несколько лет существенные изменения претерпели задания, предлагаемые учащимся на ВПР и ГИА. Но умение работать с информацией, представленной различными способами, можно развивать и при решении задач «старого» типа.

Анализ результатов работ (самостоятельные, контрольные, диагностические) показывает, что одна и та же задача, представленная разными способами, решается учащимися с разным успехом. Наибольшее затруднение, по моим наблюдениям, вызывают задачи, в которых условие задано в виде текста и таблицы или текста и рисунка. Поэтому, я включаю такие задания при решении задач по каждой теме.

Предлагаю вашему вниманию несколько подборок задач для учащихся 8 – 9 классов из моих методических разработок: в этих подборках одна задача представлена разными способами. Более сложный вариант можно предложить для решения сильным ученикам, а задачи, где условие задано текстом – тем, кто послабее. Также можно их использовать для решения задач в группе и дальнейшем представлением решения на доске.

9 класс

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ

1.

В таблице представлены данные о положении шарика, прикрепленного к пружине жесткостью 40 Н/м и колеблющегося вдоль горизонтальной оси Ох, в различные моменты времени.

t, c

0,0

0,2

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

3,2

x, мм

0

10

18

24

28

30

28

24

18

10

0

-10

-18

-24

-28

-30

-28

Из приведенного ниже списка выберите все верные утверждения относительно этих колебаний.

  1. Потенциальная энергия пружины в момент времени 2,0 с минимальна.
  2. Частота колебаний шарика равна 0,5 Гц.
  3. Кинетическая энергия шарика в момент времени 1,0 с максимальна.
  4. Амплитуда колебаний шарика равна 3 см.
  5. Полная механическая энергия маятника, состоящего из шарика и пружины, равна 1,8 Дж

)* у моих учеников эта задача вызывает наибольшее затруднение

2.

Шарик, прикрепленный к пружине жесткостью 40 Н/м, совершает колебания вдоль горизонтальной оси Ох и за 1 минуту совершает 15 колебаний. Определите массу груза, период и частоту колебаний, если за период он проходит путь 12 см. Чему равна полная механическая энергия колебаний?

3.

Из приведенного ниже списка выберите все верные утверждения относительно этих колебаний.

  1. Потенциальная энергия пружины в момент времени 2,0 с максимальна.
  2. Частота колебаний шарика равна 0,25 Гц.
  3. Потенциальная энергия шарика в момент времени 3,0 с равна 0,018 Дж.
  4. Амплитуда колебаний шарика равна 60 мм.
  5. Полная механическая энергия маятника, состоящего из шарика и пружины, в момент времени 2,0 с равна нулю.

4.

Груз, прикрепленный к пружине жесткостью 40 Н/м совершает горизонтальные колебания между точками А и В (см. рисунок). Расстояние между точками А и В равное 6 см груз проходит за 2 с. Сила трения в системе пренебрежимо мала.

Из приведенного ниже списка выберите все верные утверждения относительно этих колебаний.

  1. За период груз проходит путь равный 6 см.
  2. Частота колебаний груза равна 0,25 Гц.
  3. Кинетическая энергия груза при прохождении точки О равна 0,018 Дж.
  4. Амплитуда колебаний груза равна 60 мм.
  5. Полная механическая энергия маятника, состоящего из груза и пружины, в момент времени 2,0 с равна нулю.

9 класс

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

1.

Шарик скатывается с наклонной плоскости без начальной скорости и за 4 с проходит путь 80 см. Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика на всем пути.

2.

Учитель на уроке провёл опыт по изучению движения тела по наклонной плоскости: шарик скатывался по наклонной плоскости из состояния покоя, причём фиксировались начальное положение шарика и его положения через каждую секунду после начала движения (см. рисунок).

Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика на всем пути.

3.

На рисунке представлен график зависимости модуля скорости шарика, скатывающегося с наклонной плоскости, от времени. Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика за первые 4 с.

4.

Учитель на уроке провёл опыт по изучению движения тела по наклонной плоскости: шарик скатывался по наклонной плоскости из состояния покоя, причём фиксировались начальное положение шарика и его положения через каждую секунду после начала движения (см. таблицу).

Время (t), с

0

1

2

3

4

Путь (s), см

0

5

20

45

80

Определите ускорение и среднюю скорость движения шарика на всем пути.

)* по моему опыту, затруднения вызывают варианты задачи 2, 3 и 4

        8 класс

ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ.

1.

В электрической цепи, представленной на схеме, сопротивления проводников  Второй вольтметр показывает напряжение 8 В. Чему равно показание первого вольтметра? Вольтметры считать идеальными.

)* при выполнении этой задачи учащиеся 8 класса, как правило, затрудняются из-за непривычного для них вида схемы

2.

Два резистора соединили последовательно и подключили к батарейке. Сопротивления резисторов равны 10 Ом и 5 Ом соответственно. Вольтметр, подключенный ко второму резистору показывает напряжение 8 В. Какое напряжение покажет вольтметр, если его подключить к участку из двух резисторов?

3.

На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников № 1 и № 2. Эти проводники соединили последовательно и подключили к источнику постоянного напряжения. Вольтметр, подключенный ко второму проводнику, показывает напряжение 8 В. Какое напряжение покажет вольтметр, если его подключить к участку из двух последовательно соединенных проводников №1 и №2?

4.

Два резистора соединили последовательно и подключили к батарейке. Вольтметр вначале подключили так, как показано на схеме 1.

Какое напряжение покажет вольтметр, если его подключить по схеме 2?

                               Схема 1                                                                                        Схема 2

     

Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи позволяют объединить теоретические познания по конкретной теме и способность практически применять полученные знания при решении. Задачи являются оптимальной формой работы с теоретическим и практическим материалом, что и требуется в соответствии с компетенциями по функциональной грамотности современного школьника. Как описано выше, любую задачу можно представить в разных формах, в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации конкретным школьником. Такая форма работы повышает уровень осознанности действий при изучении физики, а также уровень усвоения материала по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия "задача" на уроках физики.

Многие учащиеся испытывают трудности при решении задач. По опыту работы могу сказать, что у большинства из них не сформировано понятие «задача», чаще всего они не знают её структуру или знакомы ...

Использование ЭОР для решения задач на уроках физики в 7-9 классах.

Подборка ЭОР для  решения задач  на уроках физики  в 7-9 классах....

Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики

Данный материал представляет краткое описание опыта работы....

статья на тему: "Решение экспериментальных задач на уроках физики".

Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Сообщение. Тема: «Работа с графическими задачами на уроках физики»

Роль графических задач.Связь физики с математикой.Первые уроки решения графических задач.Основные графические зависимости, изучаемые в 7, 8, 9 классах на уроках физики.Графические задачи при  пов...