Формирование понятия "задача" на уроках физики.
статья по физике по теме

Швайкина Наталья Викторовна

 

Многие учащиеся испытывают трудности при решении задач. По опыту работы могу сказать, что у большинства из них не сформировано понятие «задача», чаще всего они не знают её структуру или знакомы с ней формально, так как к этому в школе практически не уделяется внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ponyatiya_zadacha_na_urokah_fiziki.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование понятия «задача» на уроках физики.

Учитель физики высшей категории

МОУ СОШ №1 с. Арзгир Швайкина Н.В.

Многие учащиеся испытывают трудности при решении задач. По опыту работы могу сказать, что у большинства из них не сформировано понятие «задача», чаще всего они не знают её структуру или знакомы с ней формально, так как к этому в школе практически не уделяется внимание.

        В понятие «задача» входят три основных структурных элемента: вопрос, условие, теория, - и у каждого своё назначение.

        Вопрос. Состоит из вопросительного слова и объекта поиска (иногда в вопросе можно обнаружить часть условия). Каждое вопросительное слово имеет свое значение и задает направление поиска. Например: когда? – указывает на время, где? – на место, сколько? – на количество, почему? – на причину.

        Если ваши ученики отвечают на вопросы «невпопад» - это значит, что они не понимают значения вопросительных слов, и вам необходимо спланировать работу по освоению их значения. Объект в вопросе указывает на теоретическое основание или вывод на теорию, иногда необходимо пройти процесс обобщения объекта, чтобы выйти на теоретическое понятие.

        Начинать решать задачу необходимо с вопроса, и неслучайно при оформлении задач по физике объект из вопроса записывается в отдельное «окошко».

        Вопрос нашей задачи: чему равна скорость велосипедиста? – выводит на теоретическое понятие «скорость». Но теория содержит информацию о скоростях различных видов движений, а в одной задаче чаще всего они не используются. Вот тут и появляется необходимость в ограничении используемых блоков теории. Эту роль выполняет условие задачи.

        Условие. Содержит слова разной значимости: предназначенные для «украшения» текста (создают его занимательность, оригинальность); для связки других слов; ключевые слова. Нужно научить различать эти виды слов в условии, понимать их назначение. Главным же является процесс нахождения и использования ключевых слов, так как именно они позволяют ограничивать теорию и выделять только необходимую её часть. С этими словами нужно быть особенно «аккуратными», понимать их смысловое значение, ни в коем случае не терять, так как потеря одного из ключевых слов делает задачу нерешаемой. Например: велосипедист начинает двигаться от стадиона с ускорением 5м/с2 и движется так в течение 50 с.

        Слова «велосипедист», «от стадиона» не являются ключевыми (неважно, кто и откуда, их можно заменить любыми другими, они никакого влияния на ограничение в теории они не оказывают).

        Слова «начинает двигаться» - очень важные, так как после обобщения они содержат информацию о начальной скорости тела, равной нулю. Упустив эти слова, мы не сможем решить задачу.

        «С ускорением 5 м/с2» – ключевые слова, указывают на вид движения – равноускоренное.

        «В течение 50 с» - ключевые слова, указывающие время изменения скорости.

        Используя ключевые слова в условии, из теории выделяем блок «скорость при равноускоренном движении», затем – «скорость при равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю»:

Скорость

1.  а > 0,  υ равноускоренного движения: υ = υ0 + аt;

2. υ равноускоренного движения с υ0 = 0: υ = at.

        Необходимая теория найдена. Теперь надо сопоставить вопрос задачи с условием и найти ответ.

        Теория. Состоит из понятий, между которыми построены причинно-следственные связи. Конкретные объекты отсутствуют. Каждому учителю надо помнить о значении теории, так как без неё невозможно решить ни одной задачи.

        Выбор правильной теории – огромное дело при разборе (анализе) задачи, но этого недостаточно, потому что теория может быть очень объёмной, содержать множество блоков, но не все они нужны для решения задачи. Помогает выбрать нужный блок.

        Особое внимание необходимо уделять урокам обобщения изученного материала, на которых совместно с учениками полезно строить причинно-следственные связи между понятиями, создавать теорию и в дальнейшем применять её при решении задач.

        Полезно также показывать различие между эмпирическими и теоретическими знаниями. («Эмпирическое» в задачах – это описание опыта или какой-то ситуации жизни.)

        Процесс формирования понятия «задача» очень важен, так как освоение отдельных этапов его понимания помогает в дальнейшем успешно решать любые задачи.

        Освоение каждого этапа понимания задачи требует целенаправленной работы учителя. Задачи в любом предмете, изучаемом в школе, имеют аналогичную структуру, поэтому работу по формированию понятия «задача» необходимо проводить совместно с учителями других предметов, чтобы этот процесс был эффективным.

        Очень полезно показывать учащимся, как создаются задачи, так как этот процесс способствует осознанному представлению о структуре задачи.

        Полезно для формирования понятия «задача» поручать учащимся самим составлять задачи, тогда они осознают их структуру.

Литература:

1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. —

 М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Формирование_понятий.

3. http://ito.edu.ru/2009/Moscow/A/A-0-9.html

4. И.Д. Первое сентября «Физика», №11 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

Мастер-класс : «Формирование познавательных УУД на уроках физики и внеурочной деятельности» Буданова Ольга Евгеньевна, учитель физики МБОУ СОШ №128.

На уроках и во внеурочное время создать условия для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхо...

Формирование устойчивого восприятия взаимосвязи физики и медицины у студентов первого курса медицинского колледжа на уроках физики

Как известно, курс физики является неотъемлемой составляющей обучения студентов медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело». Блок Физики тесно взаимосвязан с медициной. В нас...

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.) Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.)Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...

Технологическая карта урока "Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики"

Технологическая карта урока по формированию естественно-научной грамотности (ЕНГ) при разборе заданий формата международного тестирования PISA.Разбор задания PISA по ЕНГ, «Кто дальше и кто ...