Эвристический метод на уроках физики.
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жукова Галина Ивановна

Как давно в педагогике используется эвристический метод? Оказывается, что очень давно. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Так если этот метод проверен временем - давайте использовать его как можно чаще. Физика как нельзя лучше для этого подходит. Но важно понимать, что как бы, ни хорош был метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли применять этот метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evristicheskiy_metod_na_urokah_fiziki.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристический метод на уроках физики

Как давно в педагогике используется эвристический метод? Оказывается, что очень давно. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практиковавшуюся Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Так если этот метод проверен временем - давайте использовать его как можно чаще. Физика как нельзя лучше для этого подходит. Но важно понимать, что как бы, ни хорош был метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли применять этот метод.

Использую ли я эвристический метод на своих уроках? Конечно, использую. В следующих случаях: проблемная ситуация в начале урока; при решении задач и особенно качественных и экспериментальных; при рефлексии; при выполнении лабораторных работ. Общие фразы получаются. Перейду к практике.

1. Однажды, при изучении темы «Плотность», ученики спросили, чему равна плотность пластилина. Но сейчас так много различных видов этого материала, что дать однозначный ответ трудно. И тогда решили узнать плотность пластилина в коробке, которая была в кабинете. Выяснили так же, как в лабораторной работе. А затем я придумала для них экспериментальную задачу:

1 часть. Есть два шарика из пластилина. Как определить какой из шариков полый?

(Шарики были изготовлены одинакового объема, но один из них полый внутри).

Учащиеся определили достаточно быстро: т.к. у шариков одинаковый объем, то полый тот, у которого меньшая масса.

2 часть. Есть два тела разного объема и разной формы. Как определить какое из тел полое?

Пришли к выводу, что придется определить плотность обоих тел. Тело меньшей плотности – полое.

2. При изучении темы «Воздухоплавание» я принесла в класс воздушный шар наполненный гелием с привязанным к нему грузом. Шар не поднимался. Возникла проблема - как заставить шар подниматься вверх. Был предложен вариант уменьшить груз. Но если этого делать нельзя? Стали думать и пришли к выводу, что нужно увеличить объем шара. Стали рассматривать вопрос о грузоподъемности.

При закреплении материала я прикрепила к шарику груз, который он мог поднять, и предложила детям определить объем данного шара.

У эвристического метода обучения есть недостаток - в большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений, а также - опыта и образованности учителя.

Необходимо и далее разрабатывать и усовершенствовать приемы и методы эвристического обучения на уроках физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Использование игровых методов на уроках физики и математики

Цель мастер-класса – показать на примере уроков физики в 7 классе применение игровых методов, способствующей решению проблем познавательной деятельности учащихся....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Креативный подход и эвристические методы преподавания уроков музыки

Проблема над которой работает учитель на уроках и во внеурочной деятельности...

Об эвристических методах на уроках литературы (2021г.)

Эвристическое обучение – это обучение через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины природы или культуры. Использование эвристических методов на уроках литературы способствуе...

Эвристические методы на уроках английского языка как инструмент интеллектуального развития обучающихся.

В данной статье рассматриваютя принципы м методы эвристического обучения на уроках английского языка,...

Методы решения эвристических задач на уроках физики.

Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать физику, как предмет глубоко значимый дл...