Конспект лекции по теме «Сообщающиеся сосуды» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок)
план-конспект урока по физике (7 класс)

Карюкина Светлана Валериевна

Конспект лекции по теме «Сообщающиеся сосуды» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект лекции по теме «Сообщающиеся сосуды» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок).

Возьмем несколько стеклянных сосудов, соединенных между собой. Такие сосуды называются сообщающимися.  Обратите внимание, что если налить в них жидкость, то она установится на одном уровне во всех сосудах. В жизни вам уже приходилось встречаться с такими сосудами.  Если вы хотите утром выпить чаю, то вам непременно придется воспользоваться сообщающимися сосудами. Вы уже догадались, о чем идет речь? Конечно, это чайник. Уровни жидкости, как бы мы его не наклоняли, будут всегда на одном уровне. Лейка, заварочный чайник, кофейник – это все примеры сообщающихся сосудов, используемых в быту.
Проведем опыт. Возьмем две стеклянные трубки и соединим их между собой резиновым шлангом. Пережмем шланг посередине и в одну трубку нальем воду. Если открыть зажим, вода начнёт перетекать  в другой сосуд. Движение жидкости прекратиться, как только жидкость окажется на одном уровне. Закрепив один из сосудов,  будем поднимать, наклонять или опускать второй. При этом спустя некоторый промежуток времени, уровни жидкостей и в одной трубке, и во второй установятся на одной линии.  В открытых сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково). Если в сосуды налита одна жидкость, она покоится, то есть не перемещается из одной трубки в другую, следовательно, давление и силы давления  жидкости в обоих сосудах на любом уровне одинаковы. Плотность однородной жидкости одинакова, поэтому высота уровней воды так же будет одинаковой.  Подняв сосуд или долив в него жидкость, мы увеличим давление, поэтому жидкость начнет перемещаться в другую трубку до тех пор, пока давления не сравняются. Как вы думаете, в какой чайник можно налить большее количество жидкости?
Правильный ответ: Во второй чайник, так как уровень жидкости должен быть не больше высоты носика чайника.
В сообщающиеся сосуды налита вода. Что произойдет, если долить воды только в средний сосуд? Уровень воды во всех трех сообщающихся сосудах поднимется и станет снова одинаковым.
Проведем эксперимент. Нальем в сообщающиеся сосуды две различные несмешивающиеся жидкости: керосин и воду – плотность керосина немного ниже плотности воды и мы видим, что уровень столба жидкости керосина выше, чем воды. Таким образом, сделаем вывод: при равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. 
По принципу сообщающихся сосудов, вода попадает в дома из водонапорных башен. Таким же образом, из машины можно слить бензин в канистру.
Попробуйте сделать дома простейший фонтан.  Налейте в гибкую трубку воду, и быстро опустите один конец. 
Я думаю, что многие догадались, что произойдет. 

В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаков, так как в этих сосудах выравнивается давление жидкости.

  

В  природе примером сообщающихся сосудов являются родники и такие артезианские колодцы, в которых скважина находится ниже уровня грунтовых вод, и вода сама бьёт из скважины.*

 

*Такие места, где вода сама бьёт из скважины, сравнительно редки. Обычно артезианский колодец устраивают, пробурив очень глубокую скважину, оборудованную насосом.

 

В основе водоснабжения жилых домов лежит принцип сообщающихся сосудов. Насосная станция закачивает воду в водонапорную башню, которая выше самого высокого дома. Из резервуара, который находится в водонапорной башне, по подземным трубам вода попадает в водопроводы домов, где стремится подняться на такую же высоту, на которой находится резервуар водонапорной башни.

Интересно использование принципа сообщающихся сосудов в системе шлюзов канала, который соединяет водоём с высоким уровнем воды с водоёмом с более низким уровнем воды.

 

Панамский канал — это совокупность шлюзов, рукотворное судоходное русло, созданное в самом узком месте Панамского перешейка в Центральной Америке. С момента своего открытия в 1920 году Панамский канал до сих пор остается одним из сложнейших инженерных объектов в мире.

  

Так зачем нужны шлюзы в Панамском канале? Канал состоит из нескольких озер, углубленных рек и рукотворных каналов, и при этом соединяет два огромных океана, необходимо постоянно выравнивать перепад воды на протяжении всего пути и регулировать течения. А разница уровня воды между каналом и Мировым океаном велика – 25,9 м. Два шлюза ограничивают небольшой участок канала. Если корабль отправляется вниз, то медленно открывается верхний шлюз, и пространство между шлюзами заполняется водой. Корабль проходит мимо шлюза, и верхний шлюз закрывается. Затем медленно открывается нижний шлюз. Вода вытекает, и уровень воды понижается до уровня, находящегося за нижним шлюзом. Корабль может продолжать путь.

 

Новосибирский судоходный шлюз расположен на правом берегу р. Обь в 20 км выше г. Новосибирска, входит в состав комплексного гидроузла на реке Обь с водохранилищем, гидроэлектростанцией и плотиной. Гидроузел территориально расположен в Советском районе города Новосибирска. Строительство шлюза велось с 1950 г. по 1961 г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Полностью готовый материал к уроку. Презентация расчитана на весь урок, в ней применяется исторический материал и немного краеведения. Можно брать и идти на урок....

План-конспект урока физики с применением презентации в 7-м классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.Задачи урока:·         образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда...

Сообщение на тему: «Формирование адекватной самооценки обучающихся пятых классов на уроках математики»

Регулятивные УУД предполагают умение учащихся адекватно воспроизводить самооценку и сравнивать её с оценкой учителя....

Конспект урока в 7-м классе на тему: "Сообщающиеся сосуды"

Этот урок  позволит познакомить учащихся с сообщающимися сосудами и установить закономерность  распределения  жидкостей в сообщающихся сосудах....

План-конспект урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

План-конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды». Цели урока: Образовательные:Сформировать представление о сообщающ...

Конспект урока по физике в 7 классе с использованием ЦОР по теме "Сообщающиеся сосуды"

Конспект урока по физике в 7 классе с использованием ЦОР...

Лекция по физике «Электрическое сопротивление» для обучающихся 8 класса (дистанционный урок)

Лекция по физике «Электрическое сопротивление» для обучающихся 8 класса (дистанционный урок) ...