Лекция по физике «Электрическое сопротивление» для обучающихся 8 класса (дистанционный урок)
план-конспект урока по физике (7 класс)

Карюкина Светлана Валериевна
Лекция по физике «Электрическое сопротивление» для обучающихся 8 класса (дистанционный урок)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция по физике «Электрическое сопротивление»

для обучающихся 8 класса

(дистанционный урок)

           На предыдущих уроках мы уже поднимали вопрос о том, каким образом электрическое сопротивление влияет на силу тока в цепи, но не обсуждали, от каких же конкретно факторов зависит сопротивление проводника. На сегодняшнем уроке мы узнаем о параметрах проводника, которые определяют его сопротивление, и узнаем, каким образом Георг Ом в своих экспериментах исследовал сопротивление проводников.

Для получения зависимости силы тока в цепи от сопротивления Ому пришлось провести огромное количество экспериментов, в которых необходимо было изменять сопротивление проводника. В связи с этим он столкнулся с проблемой изучения сопротивления проводника в зависимости от его отдельно взятых параметров. В первую очередь, Георг Ом обратил внимание на зависимость сопротивления проводника от его длины, о которой уже вскользь шла речь на предыдущих уроках. Он сделал вывод, что при увеличении длины проводника прямо пропорционально увеличивается и его сопротивление. Кроме того, было выяснено, что на сопротивление влияет еще и сечение проводника, т. е. площадь фигуры, которая получается при поперечном разрезе. При этом, чем площадь сечения больше, тем сопротивление меньше. Из этого можно сделать вывод, что чем провод толще, тем его сопротивление меньше. Все эти факты были получены опытным путем.

Кроме геометрических параметров на сопротивление проводника влияет еще и величина, описывающая род вещества, из которого состоит проводник. В своих опытах Ом использовал проводники, изготовленные из различных материалов. При использовании медных проводов сопротивление было каким-то одним, серебряных – другим, железных – третьим и т. д. Величину, которая характеризует род вещества в таком случае, называют удельным сопротивлением.

Таким образом, можно получить следующие зависимости для сопротивления проводника (рис. 1):

  1. Сопротивление прямо пропорционально длине проводника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103766/3cd62550_85cd_0131_7834_12313c0dade2.png, которую в СИ измеряют в м;
  2. Сопротивление обратно пропорционально площади сечения проводника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103767/3e39c580_85cd_0131_7835_12313c0dade2.png, которую мы будем измерять в мм2 из-за малости;
  3. Сопротивление зависит от удельного сопротивления вещества https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103768/3f71ab10_85cd_0131_7836_12313c0dade2.png (читается «ро»), которое является табличной величиной и измеряется обыкновенно в https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103769/409d10f0_85cd_0131_7837_12313c0dade2.png.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103770/41cde8f0_85cd_0131_7838_12313c0dade2.png

Рис. 1. Проводник

Удельное сопротивление

Для примера приведем таблицу значений удельных сопротивлений некоторых металлов, которые получены опытным путем:

Удельное сопротивление https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103771/42e1eed0_85cd_0131_7839_12313c0dade2.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103772/44010400_85cd_0131_783a_12313c0dade2.png

Медь

0,0175

Серебро

0,016

Железо

0,098

Алюминий

0,027

Стоит отметить, что среди хороших проводников, которыми являются металлы, наилучшими являются драгоценные металлы, при этом серебро считается самым лучшим проводником, т. к. у него наименьшее малое удельное сопротивление. Этим объясняется использование драгоценных металлов при пайке особо важных элементов в электротехнике. Из значений удельных сопротивлений веществ можно делать выводы об их практическом применении – вещества с большим удельным сопротивлением подойдут для изготовления изоляционных материалов, а с небольшим – для проводников.

Замечание. Во многих таблицах удельное сопротивление измеряют в https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103773/451c9c30_85cd_0131_783b_12313c0dade2.png, что связано с измерением площади в м2 в СИ.

Физический смысл удельного сопротивления – сопротивление проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2.

Формула сопротивления проводника

Формула для вычисления электрического сопротивления проводника, исходя из указанных выше рассуждений, выглядит следующим образом:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/103774/463a3330_85cd_0131_783c_12313c0dade2.png

Если обратить внимание на эту формулу, то можно сделать вывод, что из нее выражается удельное сопротивление проводника, т. е., определив силу тока и напряжение на проводнике и измерив его длину с площадью поперечного сечения, можно с помощью закона Ома и указанной формулы вычислить удельное сопротивление. Затем, его значение можно сверить с данными таблицы и определить, из какого вещества изготовлен проводник.

Все параметры, которые влияют на сопротивление проводников, необходимо учитывать при конструировании сложных электрических цепей, таких как линии электропередач, например. В таких проектах важно сбалансированно подобрать соотношения длин, сечений и материалов проводников для эффективного компенсирования теплового действия тока.

На следующем уроке будет рассмотрено устройство и принцип работы прибора, называющегося реостат, основной характеристикой которого является сопротивление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе

Разработка урока - игры по  физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный  материал в форме "Своей игры". ...

Методическая разработка демонстрационного эксперимента по физике «Исследование сопротивления проводника» 8 класс

Из года в год при ответе на простой вопрос, что будет с сопротивлением проводника, если силу тока (напряжение) увеличить в 2 раза, достаточно большое число учащихся пытаются применить закон Ома для уч...

6 класс. Дистанционный урок по теме "Ветер" 2017/2018 уч.год

Дистанционный урок по теме "ВЕтер" 6 класс...

Конспект лекции по теме «Сообщающиеся сосуды» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок)

Конспект лекции по теме «Сообщающиеся сосуды» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок)....

Презентация к разделу «Атмосферное давление» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок)

Презентация по теме «Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах» для обучающихся 7 – го класса (дистанционный урок)...