Мастер-класс "Проблемное обучение на уроках физики"
статья по физике

Кузовлева Наталья Валентиновна

Презентация опыта работы по теме проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_problemnoe_obuchenie_na_urokah_fiziki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Проблемное обучение на уроках физики»

Цель: презентация педагогического опыта: кратко характеризуются основные идеи презентуемой образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы, обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога.

Оборудование:

1) 6 мензурок, 2 бутылки спирта, 2 бутылки воды.

2)2 стакана, бутылка холодной воды, термос с кипятком, крупинки марганцовки.

3) бумажная коробка на нитях для подвеса, штатив старый, спиртовка, спички, сосуд с водой.

Содержание мастер – класса:

Вступительное слово учителя.

- В жизни у человека бывает очень много проблем. Давайте перечислим несколько из них. Какие проблемы можете назвать?

- Поступить учиться, купить автомобиль, построить дом, вырастить детей…

- Как вы думаете, какие качества характера необходимы для решения этих проблем?

- сила воли, целеустремлённость, терпеливость…

- Уроки физики воспитывают в детях именно эти качества. Возникает вопрос: как? При каких условиях? Ответ, конечно, один: через проблемное обучение. Проблемное обучение это эффективная технология, позволяет лучше понять сложную физику. И я хочу поделиться своим опытом применения проблемного обучения.

Да, физика сложный предмет, поэтому я учу своих детей отнестись к ней с пониманием, не зубрить, а понять. Для этого мы на уроках применяем примеры из жизни.

Следовательно, для учителя важно создавать проблемные ситуации. Эти проблемы должны разрешаться учениками при их активной самостоятельной деятельности.

Создание проблемных ситуации – самый ответственный момент урока. Удачно выбранная проблемная ситуация повышает результативность урока.

При решении проблем ученики выдвигают гипотезы, доказывают правоту своих гипотез, для этого добывают нужные знания, делают сравнения, анализы и выводы.

Тема: Строение вещества.

Пример 1.

Берём 2 мензурки. В одной мензурке находится 40мл спирта, в другой – такой же объём воды. Если эти жидкости поместить в третью мензурку, какой будет объём смеси?

Ответ однозначный: 80мл.

Учитель показывает в опыте, что объём меньше 80мл.

Почему так получилось? Как объяснить это явление?- таким образом, возникла проблема.

Ученики самостоятельно ищут ответ,  советуются, обсуждают, выдвигают гипотезы, при решении проблемы, они обращаются к строению вещества:

Вывод:

Вещества состоят из частиц, которые беспорядочно движутся и между которыми   есть промежутки. Следовательно, молекулы двух веществ перемешались, поэтому общий объём стал меньше.  

Похожий пример из жизни: ящик, заполненный  яблоками,  можно заполнить одновременно и песком (чтобы лучше понять, похожий пример с видимыми телами, ведь молекулы невидимы).

Пример 2. Связь физики с географией.

Летом в озере Байкал вода бывает только при температуре плюс 10 градусов Цельсия. Но при этом озеро замерзает очень поздно, только в январе. Как это объяснить?

Пример 3.

Представьте себе, в  солнечную погоду в комнате хорошо видны пылинки, взвешенные в воздухе. Пылинка под действием силы притяжения Земли должна падать на поверхность Земли. Но вместо этого они могут долгое время беспорядочно кружиться в воздухе. Почему?

Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).

Нужно прийти к выводу, что на пылинку действуют молекулы воздуха.

Пример из жизни, позволяющий лучше понять ситуацию при сравнении. Как на футбольный мяч действуют футболисты.  

Пример 4. Связь физики со спортом.

Зима, каток, коньки. Почему коньки легко скользят по льду? Ведь во время  хоккея, фигурного катания лёд бывает  шероховатой,  не гладкой?

Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).

Вывод: чтобы коньки хорошо скользили по льду, трение должно быть мало. Следовательно трение нужно уменьшить. Трение можно уменьшить смазкой. При движении  коньков по льду лёд нагревается и плавится, образовавшаяся вода и является смазкой, что  уменьшает трение.

Пример 5.

Чем отличается горячая вода от холодной? (предположения учеников)

Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).

Опыт с марганцовкой: какая вода быстрее окрашивается в фиолетовый цвет?

Почему? Нужно найти причину.

Вывод:

Молекулы горячей воды движутся быстрее, быстрее идёт процесс диффузии, молекулы воды и краски быстрее перемешиваются.

Похожий пример из жизни: в горячем чае сахар быстрее растворяется.

Пример 6.

Можно ли в бумажной коробке вскипятить воду?

Учитель предлагает выдвигать гипотезы (предположения).

Опыт: демонстрация кипения воды в бумажном сосуде.

Вода кипит, бумага не возгорается. Почему?

Вывод: тепло от пламени передаётся воде, теплопроводность.

Похожий пример из жизни:

Чайник с водой если поставить на газовую плиту и забыть, сначала вода нагреется, дойдёт до температуры кипения, закипит, интенсивно испарится, когда вся вода перейдет в пар, чайник всё тепло берёт себе, повышается температура до температуры плавления, чайник расплавится, может начаться пожар. Опасно чайник оставить на плите без присмотра (безопасность).

Вывод, рефлексия.

Проблемные ситуации должны быть такими, при их решении ученик должен почувствовать нехватку знаний, у него должно возникнуть желание добывать, получить эти знания.

Что интересно в физике, всё можно связать с жизнью, с практикой, можно доказать, обосновать с помощью примеров из жизни. Так лучше предмет воспринимается, и при этом изучение физики становится удовольствием.

Создавать проблемные ситуации нелегко, это требует от учителя серьёзного труда. Но если учесть результативность проблемных уроков, то увидим, что труд учителя зря не теряется.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Проблемное обучение на уроках физики"

Постановка проблемы и пути её разрешения важные вопросы обучения физики....

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА, КАК ОДНА ИЗ СО-СТАВЛЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ БЛОЧНО- МОДУЛЬ-НОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Аннотация В одной из своих книг доктор педагогических наук В.В.Гузеев пишет: "Поиски инноваций в образовании - своего рода знамение нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя нали...

доклад на тему "Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках физики".

В современной педагогике  существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем...

Дифференцированное обучение на уроках физики

Данная технология позволяет подходить к каждому ребёнку индивидуально, тем самым повышая интерес к предмету, развивая самоуверенность, делая урок интересным и насыщенным. Но в то же время заставляет у...

Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики

В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"

Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках  физики в классах очно-заочной формы обучения"...

Метод проблемного обучения при формировании положительной мотивации к обучению на уроках физики

Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.Эта цель может быт...