А.А.Смирнов В.А.Комшилова Сдать ЕГЭ по физике? Это не так просто!
статья по физике (11 класс)

Комшилова Валентина Антоновна

Рассматриваются результаты сдачи ЕГЭ по физике как следствие существующего процесса обучения в современной школе и изменения окружающей социальной среды. Рассматриваются трудности усвоения учащимися предмета физики вследствие неумения «читать» так, чтобы понимать смысл прочитанного.

Успешность освоения физики связана со знаниями, получаемыми на других предметах – русском языке, литературе, чистописании, истории, математике, и т.д.

Введение ЕГЭ ослабило связи между предметами. Переключение технических ВУЗов на информатику в качестве приёмного экзамена также снижает мотивацию к изучению физики.

Предлагаются решения по выходу из создавшейся ситуации. Решения сводятся к фундаментальному изменению процесса обучения в школе: к обозначению иерархии предметов, к переоценке итогов обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege_fizika_2022_statya_skor.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Смирнов

Учитель физики высшей категории с 1995г.ГБОУ 114 СПб

Эксперт ЕГЭ по физике с 2010 г.

В.А. Комшилова

Учитель физики высшей категории с 1995г. ГБОУ 114 СПб

Эксперт ЕГЭ по физике с 2009 г.

К.т.н. Старший научный сотрудник

Сдать ЕГЭ по физике? Это не так то просто!

Прошло более 10 лет с начала сдачи ЕГЭ по всем регионам России. Период с 2001 по 2009 –можно считатьстановлением системыЕГЭ.

Некоторые результаты сдачи экзамена по ФИЗИКЕ с 2010 года:

  • Минимальный проходной балл почти не менялся – 36 итоговых баллов
  • Минимальное количество первичных баллов уменьшилось до 11 - 12 (для набора итоговых «проходных» - 36)
  • При проверке задач повышенной сложности (оставим старую терминологию - части «С»), учащиеся получали примерно 1 первичный балл из 30 возможных (0,5 первичных балла на одного сдающего !!!). Цифры получены в результате нашей работы по проверке задач части «С» с 2010 года по 2020 год. В последние 2 года (2021 и 2022) результат подрос до 1-1,5 первичных балла на одного сдающего.

Очевидные выводы из приведённых результатов:

  • С каждым годом уровень знаний учащимися базовой части ЕГЭ по физике если и не падает, то качественного роста не наблюдается
  • Уровень решения учащимися задач повышенной сложности (части «С») остаётся на очень низком уровне

Почему такие низкие результаты и что делать?

Наша субъективная точка зрения включает несколько очевидных основных причин столь грустных результатов.

  • Физика – предмет, зависимый от других дисциплин.

Очевидно, что знание физики, в основном, зависит от знаний учащимися русского языка, литературы и математики. Кроме того, зависит от знания английского, немецкого, латыни, истории, географии, ОБЖ, музыки, физкультуры и т.д. Чтобы понимать физику нужно быть эрудированным человеком. Чтобы стать «эрудитом» и быть готовым хоть немного понимать физику, достаточно каждый день читать книги и всегда смотреть на мир широко открытыми глазами, а не тупо давить на клавиши в очередной компьютерно-телефонной игре.

Например, при изучении конвекции в 8 классе, изучается бриз дневной (к берегу) и бриз вечерний (от берега). Рекомендуем учителю вспомнить песню Э. Успенского «Лился сумрак голубой в паруса фрегата...» и задать вопрос: «почему пираты уплывали на разбой вечером?». Можно процитировать строки изромана А. Дюма «Граф Монте-Кристо»:"Фараон", - господин Моррель! Отдан сигнал, "Фараон" входит в порт…» задавая вопрос: «почему «Фараон» входил в порт днём?». Может после таких уроков и песню послушают, и роман прочитают, а заодно и тему конвекции лучше поймут. Плюс к этому улучшится чуть-чуть грамотность и подрастёт словарный запас.

Сегодня основная масса учащихся обладают малым словарным запасом, не понимают значения многих бытовых слов.

 Например, в 7 классе, в задаче на расчёт давления, слова: «… двухосный прицеп…», были поняты однозначно и правильнотолько пятью учащимися из всей параллели (около 80 учеников). Большинство использовало в решении одно колесо, а их оказывается целых четыре.

Большинство не умеет читать учебники по физике (и не только их), в лучшем случае заглядывает в конспект уроков. Качество знаний в результате учёбы по конспекту стремится к нулю.

Малый запас слов, неумение работать с книгой и вообще неумение самостоятельно работать приобретаются в детстве. Причина – отсутствие правильного дошкольного воспитания, не приучение к чтению, к самостоятельной работе, хотя бы к уборке. Ребёнок до 1-го класса должен в себя вобрать не только определённый объём информации об окружающем мире, но и уже учиться её добывать . Задача родителей по воспитанию резко усложнилась. У родителей появился сильный конкурент – интернет. Очевидно, что чем больше труда ребёнка будет вложено в получение информации, тем более ценны конечные результаты. Конечная цель известна - вырастить человека умеющего «учиться» (учить себя).

Очень большое влияние на физику оказывает «чистописание» и черчение. В начальной школе детей заставляют фиксировать дату, тему урока, «красные» строки, поля, интервалы и пропуски. Их учат структурировать текст, соблюдать форму записи. Хорошо в начальной школе учат культуре записей. Но, после перехода в 5 класс, главное начинает уделяться «содержанию». При этом требования к культуре оформления (чёткому структурированию) снижаются. Чертежи, эскизы, графики – основа в записи условия физических задач. Однако, грамотно выполнить простейший эскиз к задаче: автомобиль на дороге, с указанием вектора скорости, действующих сил, координатных осей - это почти невозможно. Нарисовать спичечный коробок в трёх проекциях с указанием размеров, не говоря уже об его виде в аксонометрии – это очень сложно. Умение читать и изготавливать чертежи и эскизы, утрачено, благодаря исключению из школьной программы трудов (столярного, слесарного, станочного, кройки и шитья и т.д.).

  • «Эпоха» ЕГЭ разделила все предметы высокими «заборами».

Русский язык и математика имеют статус обязательных предметов, а физика имеет статус «по выбору».

В 90-е и нулевые годы было очень просто «в рабочем порядке» синхронизировать программы по физике и математике (синусы, производные, графики и т.д.). До «эпохи» ЕГЭ учителя всем коллективом реально решали задачу единого образовательного пространства. Сегодня главная задача учителя – сдать свой экзамен по ЕГЭ и хорошо отчитаться по своему предмету. При этом проблемы других кафедр – это их проблемы.

Отсутствие простых математических навыков отпугивает от изучения физики уже в 7 классе. Учащиеся могут оперировать очень сложными (почти философскими) математическими понятиями, но не имеют навыков в устном счёте (дайте калькулятор), дроби – это что-то невозможное, чтение графиков – это какие-то абстракции, стандартная форма записи числа – нет, мы будем до 11 класса рисовать гирлянды из нулей. Приходится изучать математику на уроках физики, естественно за её счёт, т.к. выполнение предметных программ жёстко регламентируется и контролируется.

  • Учащиеся и ВУЗы переключаются с физики на информатику

Понимание и знание физики всегда считалось признаком  ума. Но есть и такой взгляд: «…если ты такой умный, то почему такой бедный…?». Желание «хорошо и сытно жить» и громадная трудоёмкость предмета (физики) заставляет учащихся выбирать более доступные им пути. Очень часто идёт выбор в пользу IT-направленности своей будущей деятельности. Выбор понятен. И этот выбор абсолютно правильный с точки зрения государственного бюджета. IT отрасль является третьей по важности для госбюджета после нефтегазовой и сельскохозяйственной. Дети с младенчества имеют дело с различными электронными устройствами и быстро осваивают новые технологии, особенно игровые. Смотреть по сторонам на окружающий мир, им просто некогда, а иногда и неинтересно. Однако, от ITспециалиста, вооруженного знаниями по физике пользы будет во много раз больше.

  • Что же делать с обучением физики?

Вывод из предыдущего абзаца очень простой: нужно IT технологии внедрять в физику. При этом физика станет ещё более зависимой. К упомянутым ранее предметам, добавляется информатика.

Появляется очевидный вопрос и очевидный ответ. Как в обычной школе за 2 часа в неделю устранить нестыковки программ с математикой и добавить IT технологии? Ответ -  никак! В обычном классе сегодня только 1-2 учащихся (штучный «товар») могут знать и понимать физику.

Появляется кощунственный для физиков вопрос. Нужна ли в школе физика в таком объёме?

Ответ, к сожалению, мало зависит от рядовых граждан. Он определяется только стратегической политикой нашего государства.

Если будем продолжать политику «глобализации» 90-х и добровольно уничтожать собственную промышленность, сельское хозяйство, армию («Запад нам поможет»), то физика, в принципе, лишний предмет.

Если стратегия созидательная, с упором на «производство средств производства», то физика один из главнейших предметов в школе и жизни. При созидательной стратегии автоматически появляются новые рабочие места, требующие квалифицированных инженеров и техников.

Придётся опять перестраивать учебные программы, выделять изучению физики необходимое количество часов, возвращаться к программам советского периода, но с учётом уже современных реалий.

  • А что делать со школой?

Если мы хотим знать физику и, вообще, иметь хороших выпускников школы, пора начинать избавляться от школьных «потёмкинских деревень» в части «очень золотых» медалистов, динамики и процентовки обученности, средних баллов, запретов на двойки и т.д. Для этого необходимо:

  • Сформулировать главную цель и задачи школы.

Цель: воспитание вместе с родителями подрастающего поколения, которое любит, уважает свою Родину, готово её защищать и работает на её благо.

Задачи: научить детей самостоятельно учить себя, детям осознанно выбрать свою профессиональную направленность, подготовить детей к самостоятельной жизни (в том числе и к зарабатыванию денег).

  • Обязательно выстроить официальную иерархию изучаемых дисциплин.

Основные предметы:

- История и конституция России

- Этика человеческих отношений (религиозная, национальная и межгосударственная толерантность)

-  Русский язык и литература

-Риторика, чистописание (машинопись), логика

- Физкультура (включающая танцы и этикет)

- Арифметика, элементарная информатика

- Труд

- Начала медицинской самопомощи и самозащиты

Специальные предметы:

- Иностранный язык

- Математика

- Информатика

- Физика, география, биология, химия, астрономия…

Все предметы должны иметь области взаимопроникновения и образовывать единое образовательное пространство.

  • «Золотые» медалисты должны соответствовать своему званию, не должны «готовиться» по специальным «административным» технологиям. Наш производственный опыт, к сожалению, показал, что очень редко это «золото» настоящее. Ведущими на производстве раньше являлись и являются сегодня выпускники специализированных физико-математических школ.
  • Оценки в аттестатах обязаны соответствовать приобретённым знаниям, при этом оценка 2 может и обязана быть (и перевод с 2-ми в следующий класс)
  • Умерить «административный восторг» (синдром вахтёра) педагогическому руководству на всех уровнях.

- С конца 2018/2019, учебный процесс в IV четверти почти парализован директивными ВПР, репетициями ЕГЭ, погружениями в предмет и т.д.

- В конце 2019/2020, учебный процесс был переведён на режим дистанционного обучения. Это требует отдельного анализа. Все отличники на «дистанте» – знания почти на нуле.

- Не доводить до полного абсурда требования по подготовке помещений к сдаче ЕГЭ, когда снимаются портреты учёных, писателей, календари и т.д.

  • Дать учителям возможность нормально работать. Работать, а не соответствовать хамскому термину «оказывать образовательные услуги (ИСО 9002)».
  • Защитить учителей от определённого типа родителей: любителей писать в вышестоящие инстанции, скандалистов, поучающих работать, чиновников любых других структур…
  • Чтобы родители несли материальную ответственность за своих детей. Типовые слова:

- мы на дачу

- мы едем в Финляндию открывать/закрывать визу

- уезжаем от войны

- ребёнок болел, и я разрешил/-а ему не идти в школу

- у нас отпуск и ребёнок с нами уехал/приехал (в разгар учёбы)

- ребёнок у нас гений, а Ваш предмет ему в жизни не пригодится.

Если у нас бюджетное образование, то пусть родители, позволяя детям прогуливать, в безусловном административном порядке, выплачивают стоимость невостребованных ими государственных «услуг» в двойном размере. Один раз за то, что пропустили, т.е. пустили бюджетные деньги на ветер, второй раз на оплату труда учителей по ликвидации у ребёнка пробелов в образовании. Очевидно, что за попустительство родителям в подобных ситуациях, необходимо очень жёстко наказывать школу.

  • Если родители будут нести реальную ответственность за своих детей, то соответственно и учителя должны чётко соблюдать урочную и внеурочную дисциплину. На уроках должен быть учебный процесс, а все праздники и подготовка к ним только после уроков.
  • Привлечь в школу молодёжь, особенно мужчин. Работа в школе должна быть престижной и защищённой.

Мечты…

«Жаль только — жить в эту пору прекрасную

 Уж не придется — ни мне, ни тебе»

Санкт-Петербург

2022

Стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Настоящее простое, будущее простое, прошедшее простое времена

УМК М.З. Биболетова “Enjoy English”, 4th grade.Подготовка  к контрольной работе ”Времена английского глагола”.Present Simple, Past Simple, Future Simple.При изучении времен английского язык...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Программа по физике7 кл (1 час в неделю надомное обучение)

Программа по физике7 кл (1 час в неделю надомное обучение) к учебнику Перышкин...

Сдать ЕГЭ по физике? Это не так то просто!

Рассматриваются результаты сдачи ЕГЭ по физике как следствие существующего процесса обучения в современной школе и изменения окружающей социальной среды. Рассматриваются трудности усвоения учащимися п...

А.А.Смирнов В.А.Комшилова Сдать ЕГЭ по физике? Это не так то просто!

Рассматриваются результаты сдачи ЕГЭ по физике как следствие существующего процесса обучения в современной школе и изменения окружающей социальной среды. Рассматриваются трудности усвоения учащимися п...

Рабочая программапо физике7-9 кл Конструктор

Рабочая программа составлена для 7-9 кл по учебнику Перышкина на 2023 /24 уч.год...