Открытый урок физики в 7 классе «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Конспект урока по физике в 7 классе.

Учитель Нестеров Иван Владимирович.

 

Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока

образовательная: ознакомление   школьников  с  новыми   физическими        

                              явлением – действие жидкости на погруженное в нее

                              тело;    установление,  от   каких   факторов   зависит

                              выталкивающая сила, от каких не зависит;

воспитательная:  формирование   познавательного   интереса  к  физике;

                              воспитание   толерантного  отношения   друг  к  другу;

развивающая:      формирование интеллектуальные умения анализировать,

                              сравнивать, систематизировать знания.

 

Оборудование: динамометры (12 шт.), мензурки с водой (12шт.), сосуд с раствором соли, нитка, пластилин, алюминиевые цилиндры (12 шт.), латунный цилиндр, парафиновый шарик.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике в 7 классе.

Учитель Нестеров Иван Владимирович.

Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока

образовательная: ознакомление   школьников  с  новыми   физическими        

                              явлением – действие жидкости на погруженное в нее

                              тело;    установление,  от   каких   факторов   зависит

                              выталкивающая сила, от каких не зависит;

воспитательная:  формирование   познавательного   интереса  к  физике;

                              воспитание   толерантного  отношения   друг  к  другу;

развивающая:      формирование интеллектуальные умения анализировать,

                              сравнивать, систематизировать знания.

Оборудование: динамометры (12 шт.), мензурки с водой (12шт.), сосуд с раствором соли, нитка, пластилин, алюминиевые цилиндры (12 шт.), латунный цилиндр, парафиновый шарик.


Ход урока:

I. Организационный момент:

       Здравствуйте!  Я очень рад видеть вас!

Как известно, опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас. Сегодня перед нами много открытий.

II. Вопросы.

Для того чтобы выяснить причину действия жидкости на погруженное в нее тело, нам необходимо вспомнить следующие физические понятия и величины:

  1. Вес тела.                                                        
  2. Гидростатическое давление. (Давление жидкости)
  3. Сила давления.
  4. Масса тела.
  5. Объем цилиндра.

Работа с формулами.    У каждого на столе карточки с формулами:

 Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой.

III. Мотивация:  

А теперь попробуем поэкспериментировать, а  результатом каждого эксперимента является  …… вывод или закон.

Эксперимент: В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл.

- Почему одно тело всплыло?

(на него действует сила направленная вверх)

- А на второе тело эта сила действует?  
Проверим экспериментально.

У меня на столе есть динамометр и металлический цилиндр.

  1. Определить вес данного тела в воздухе Р1.(Что я должен делать)

На доске пишу  Р1=….Н

  1. Не снимая с динамометра погружу это тело в воду и определим вес этого тела в воде Р2.

На доске Р2=….Н

  1. Сравните результаты и сделайте вывод.       (Р2 < Р1).

Проблема: Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

(существует сила, действующая на тело в воде и направленная вверх)

А что эта сила делает с телом,  Может мы можем сказать что эта сила старается вытолкнуть тело из жидкости? Значит мы эту силу можем назвать выталкивающей.

- А действуют ли газы на тело, погруженное в них?

(да, например, воздушный шар)  Если ребята затрудняются ответить на вопрос, можно продемонстрировать заранее спрятанный воздушный детский шарик.

Какой вывод можно сделать

Таким образом, на любое тело, погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила.

Запишем тему нашего урока:
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Определим цели и задачи нашего урока:- дети

- выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа;

- научиться определять выталкивающую силу;

- исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость;

- практическое применение.

V. Изучение нового материала:

    Рассмотрим, как действует жидкость на погруженное в нее тело. Чтобы  легче было рассуждать, выберем тело, которое имеет форму параллелепипеда с основаниями параллельными жидкости.  V = S∙h.

    Если верхняя грань находится на глубине h1, а нижняя  на глубине h2, то Р1 < Р2. Давление на боковые грани компенсируются, т.к. давление на одном уровне по всем направлениям одинаковое (закон Паскаля).

Вывод:   выталкивание тела                

происходит в результате действия

разного давления на нижнюю и

верхнюю грани.

P1=ρgh1 → F1=ρgh1S    

 P2=ρgh2 → F2=ρgh2S    

                                                                                            Р2=ρgh2 → F2=ρgh2S                                                                                                   Fвыт =F2 – F1 = ρgS(h2 – h1) = ρgSh                                                                            

Sh=Vт   

Вывод: выталкивающая сила

равна весу жидкости в объеме погруженного в него тела.

 Fвыт = F2 – F1 = gρжVт = gmж =Pж

ρжVт=mж

- А как можно измерить выталкивающую силу?

Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в жидкости. Fвыт = Р1 – Р2 (есть разница в весе тела).

 V.Закрепление

      А теперь попробуем определить, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила.

     

Задание 1.

   Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела.

   Оборудование:  сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

Порядок выполнения задания:

  1. Возьмите тело с меньшим объемом и определите вес тела в воздухе Р1.
  2. Погрузите это тело в воду и определите вес тела в воде Р2.
  3. Повторите опыт с телом большего объема.
  4. Определите выталкивающую силу в обоих случаях. Результате внесите в таблицу:

Объем

тела

Вес тела в возду-

хе,  Р1.

Вес тела в воде, Р2.

Выталкивающая сила,

Fвыт = P1 – P2.

Vмал. тела

Vбол. тела

  1. Сравните результаты и сделайте выводы о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема.

   

Задание 2.

   Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела.

    Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело из пластилина, нить.

                                     Порядок выполнения работы:

  1. Определите вес тела в воздухе Р1.
  2. Погрузите тело на половину в воду и определите вес тела в воде Р2.
  3. Определите выталкивающую силу Fвыт 1 = P1 – P2.
  4. Опустите тело полностью в воду и определите вес тела в воде Р3.
  5. Определите выталкивающую силу Fвыт 2 = P1 - P3.
  6. Сравните выталкивающие силы: Fвыт 1 и Fвыт2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от объема погруженной в жидкость части тела.

Объем

тела

Вес тела в возду-

хе,  Р1.

Вес тела в воде, Р2.

Выталкивающая сила,

Fвыт = P1 – P2.

Vне полностью

V полностью

     Задание 3.

   Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности  жидкости, в которую погружено тело.

   Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите вес тела в воздухе Р1.
  2. Опустите тело полностью в сосуд с водой и определите его вес в воде Р2.
  3. Повторите этот опыт с раствором соли.
  4. Определите выталкивающие силы в обоих случаях и занесите результаты в таблицу:

Жидкость

Вес тела в воздухе, Р1.

Вес тела в жидкости, Р2.

Выталкивающая сила

Fвыт. = P1 – Р2.

вода

раствор соли

  1. Чем отличаются эти жидкости?
  2. Что можно сказать о выталкивающих силах, действующих на тело в различных жидкостях?
  3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от плотности жидкости.

Задание 4.

    Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости.

    Оборудование:  сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите вес тела в воздухе Р1.
  2. Определите вес тела в воде на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1, Р2.
  3. Рассчитайте выталкивающую силу, действующую на тело на разной глубине. Результаты измерения и расчета занесите в таблицу:

Глубина погружения

Вес тела в

воздухе, Р1

Вес тела в воде

Р2

Выталкивающая сила

Fвыт. = P1 – P2

h1

h2 > h1

  1. Сравните выталкивающие силы, действующие на тело на разной глубине.
  2. Сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от глубины погружения тела в жидкость.

Задание 5.

    Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость.

     Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.

Порядок выполнения задания:

  1. Кусочку  пластилина придайте форму шара.
  2. определите вес тела в воздухе Р1.
  3. Опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2.
  4. Определите выталкивающую силу, действующую на тело.
  5. Измените форму тела (куб, цилиндр,…).
  6. Повторите опыт. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Номер опыта

Вес тела в воздухе, Р1.

Вес тела в воде, Р2.

Выталкивающая сила

Fвыт. = P1 – P2.

1.

2.

  1. Сравните силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) выталкивающей силы от формы тела.

На доске заполняется схема:

ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА

ЗАВИСИТ ОТ                                        НЕ ЗАВИСИТ ОТ

                    объема тела;                                        формы тела;

                    плотности жидкости;                        

                                                                                  глубины погружения тела

                                                                                  внутри жидкости.  

По учебнику рассмотреть действие выталкивающей силы со стороны газа на тело.(рис.150)

            Давайте порассуждаем. 

-  А действует ли выталкивающая сила в невесомости?

-  Собака – водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что в воде на человека действует меньше сила тяжести, чем на суше?

-   Большинство водорослей (например, спирогира, ламинария и др.) обладает тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твердых стеблях? Что произойдет с водорослями, если выпустить воду из водоема, в котором они находятся?

 Предлагаю проверить прочность полученных знаний  сегодня на уроке итоговым тестом «Верю, не верю».

---------3мин----

САМОПРОВЕРКА.

Вариант 1.                           Вариант 2.

1. нет                                    1. да

 2. да                                      2. нет

 3. да                                      3. нет

 4. нет                                    4. нет

5. да                                      5. да.

  Подведем итоги:

Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы этих целей?

Что мы должны были изучить? (слайд 1)

8. Рефлексия деятельности на уроке

        Закончить фразу

  1. сегодня я узнал…
  2. мне было интересно…
  3. я понял, что…
  4. теперь я могу…
  5. я научился…
  6. у меня получилось …
  7. меня удивило…
  8. урок дал мне для жизни…
  9. мне захотелось…

VII. Домашнее задание:       §50.   Вопросы  – 1-4



Предварительный просмотр:

Р = mg

Р = mg

Р = mg

Р = mg

Р = mg

Р = ρgh

Р = ρgh

Р = ρgh

Р = ρgh

Р = ρgh

V = Sh

V = Sh

V = Sh

V = Sh

V = Sh

m = Vρ

m = Vρ

m = Vρ

m = Vρ

m = Vρ

F = pS

F = pS

F = pS

F = pS

F = pS

Итоговый тест: «Верю, не верю»

Вариант 1

  1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности тела.
  2.  Вес тела в жидкости меньше веса этого же тела в воздухе.
  3. Выталкивающая сила также возникает и в газах.

Вариант 2

  1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности жидкости.
  2. Вес тела в воздухе меньше веса этого же тела в жидкости.
  3. Выталкивающая сила не возникает в газах.
  1. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему.

На  первое  тело  действует большая  выталкивающая сила.

  1. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему. На  второе  тело  действует большая выталкивающая сила.
  1. Выталкивающая сила действует на  любое тело, погруженное в жидкость.
  1. Выталкивающая сила направлена вверх.

Итоговый тест: «Верю, не верю»

Вариант 1

  1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности тела.
  2.  Вес тела в жидкости меньше веса этого же тела в воздухе.
  3. Выталкивающая сила также возникает и в газах.

Вариант 2

  1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности жидкости.
  2. Вес тела в воздухе меньше веса этого же тела в жидкости.
  3. Выталкивающая сила не возникает в газах.
  1. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему.

На  первое  тело  действует большая  выталкивающая сила.

  1. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему. На  второе  тело  действует большая выталкивающая сила.
  1. Выталкивающая сила действует на  любое тело, погруженное в жидкость.
  1. Выталкивающая сила направлена вверх.

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Задание 1.

Объем

тела

Вес тела в воздухе,  Р1.

Вес тела в воде, Р2.

Выталкивающая сила,

Fвыт = P1 – P2.

Vмал. тела

Vбол. тела

Задание 2.

Объем

тела

Вес тела в возду-

хе,  Р1.

Вес тела в воде, Р2.

Выталкивающая сила,

Fвыт = P1 – P2.

Vне полностью

V полностью

Задание 3.

Жидкость

Вес тела в воздухе, Р1.

Вес тела в жидкости, Р2.

Выталкивающая сила

Fвыт. = P1 – Р2.

вода

раствор соли

Задание 4.

Глубина погружения

Вес тела в

воздухе, Р1

Вес тела в воде

Р2

Выталкивающая сила

Fвыт. = P1 – P2

h1

h2 > h1

Задание 5.

Номер опыта

Вес тела в воздухе, Р1.

Вес тела в воде, Р2.

Выталкивающая сила

Fвыт. = P1 – P2.

1.

2.

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ФИО класс_______________________)Вариант 1

ФИО класс_______________________)Вариант 2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эксперимент В сосуде на дне лежат два шарика (из пластилина и парафина). Наливаем воду, парафиновый шарик всплыл.

Слайд 2

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Слайд 3

Цели урока выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа; научиться определять выталкивающую силу; исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость; практическое применение.

Слайд 4

V = S∙h p = F/ S F = p ∙S Р = ρgh F = ρgh ∙S F выт = F 2 – F 1

Слайд 5

Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание 1. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Задание 2. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело из пластилина, нить.

Слайд 6

Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание 3. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости, в которую погружено тело. Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с раствором соли, небольшое тело. Задание 4. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела внутри жидкости. Оборудование: сосуд с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. вода раствор соли

Слайд 7

Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Задание 5. Цель: выяснить, зависит ли выталкивающая сила от формы тела, погруженного в жидкость. Оборудование : кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.

Слайд 8

Итог работы: ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА ЗАВИСИТ ОТ : ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА НЕ ЗВИСИТ ОТ : - объема тела, -плотности жидкости. - формы тела, - плотности и массы тела, - глубины погружения тела внутри жидкости.

Слайд 9

Проверь себя: - А действует ли выталкивающая сила в невесомости? - Собака - водолаз легко выталкивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Значит ли это, что в воде на человека действует меньше сила тяжести, чем на суше? - Большинство водорослей (например, спирогира, ламинария и др.) обладает тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твердых стеблях? Что произойдет с водорослями, если выпустить воду из водоема, в котором они находятся?

Слайд 10

Итоговый тест: «Верю, не верю»

Слайд 11

Вариант 1 Вариант 2 1. Выталкивающая сила действующая на погруженное в жидкость тело зависит от плотности тела. зависит от плотности жидкости. 2. Вес тела в жидкости меньше 2. Вес тела в воздухе меньше веса веса этого же тела в воздухе. этого же тела в жидкости. 3. Выталкивающая сила также 3. Выталкивающая сила не возни- возникает и в газах. кает в газах. 4. В воду опущены два тела разной формы, но равные по объему. 1 2 На первое тело действует На второе тело действует большая выталкивающая сила. большая выталкивающая сила. 5. Выталкивающая сила действует 5. Выталкивающая сила направ- на любое тело, погруженное в лена вверх. жидкость. Ответы: ДА или НЕТ

Слайд 12

САМОПРОВЕРКА. Вариант 1. Вариант 2. 1. нет 1. да 2. да 2. нет 3. нет 3. нет 4. да 4. нет 5. да 5. да. 0-1-2 – «2» 3 – «3» 4 – «4» 5 – «5»

Слайд 13

Цели урока выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа; научиться определять выталкивающую силу; исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость; практическое применение.

Слайд 14

Домашнее задание §50. Вопросы – 1-4 (устно)

Слайд 15

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Презентация к уроку в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"...

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...

7 класс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

7 класс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело....