Технологическая карта урока по физике на тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Чалзырай Айрана Буяновна

Технологическая карта урока по физике на тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» предназначена для проведения занятия в рамках курса физики в основной школе. Урок направлен на формирование у учащихся понимания законов гидростатики и аэродинамики, а также условий возникновения выталкивающей силы, известной как сила Архимеда.

Урок развивает у учащихся навыки анализа физических явлений, умение делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, а также учит применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx806.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Чалзырай Айрана Буяновна, МБОУ Кызыл-Сылдысская СОШ с.Булун-Бажы Эрзинского кожууна

Предмет:   физика        Класс:  7                 Учебник (УМК): Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс.

Тема урока:  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело           Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: динамометры; наборы грузов одинакового объема, но разной плотности;  сосуды с водой, соленой водой; раздаточный материал, цилиндр, карточки для работы в группах, интерактивное задание, проектор, экран.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • формулируют вопросы по теме на основе опорных слов;
  • преобразовывают проблему в учебно-познавательную задачу под руководством учителя;

• познавательными УУД:

  • собирают  информацию, необходимую для решения проблемы, под руководством учителя;

• коммуникативными УУД:

  • высказывают и обосновывают свою точку зрения;

• личностные УУД:

  • осуществляют рефлексию своей исследовательской деятельности.

Учебные действия как планируемые результаты обучения и  уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

• опознают понятие «выталкивающая сила» правильно используют их в собственной речи

1 уровень — понимание, правильное  употребление в речи

•  производят опыты, записывают результаты

2 уровень — воспроизведение

•  анализируют и оценивают полученные результаты, делают выводы

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

• самостоятельно преобразуют проблему в учебно-познавательную задачу

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах физического эксперимента

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникатив-ные УУД

•  обсуждение разных точек зрения и выработка общего решения проблемы

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные УУД

• осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Этап урока, время этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

4 минуты

Приветствие учителя.

Приём «Побуждение»

Фронтальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Мы с вами знаем, что опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас. Все в окружающей среде подчиняется законам физики. В детстве мы с вами об этом не задумывались, когда учили стихотворение Агнии Барто «Наша Таня…» Рассмотрим данное явление с точки зрения физики. Предлагаю посмотреть опыт.

Мотивация:

Эксперимент: В сосуде на дне лежат два тела мячик и камень. Наливаем воду.

- Что вы наблюдаете? (крышка всплыла)

- Почему?(Одно тело легче другого…ответы детей…)

- Если тело изменило свое направление, значит, на него подействовала какая-то сила. Также мы с вами знаем, что сила имеет направление. Куда же направлена данная сила?(Вверх)

- А на второе тело, действует эта сила? Проверим экспериментально.

Фронтальная работа:

У вас на столах есть приборы. Что это за приборы? (динамометр и металлический параллелепипед.)

Определите вес данного тела в воздухе Р1.

Не снимая с динамометра погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2.

Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1).

Проблема: Вследствие чего вес стал меньше?

- Вспомним некоторые термины и определения.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к работе настраиваются на изучение и восприятие нового материала

Обдумывают информацию

Приходят к мысли, что необходимо выяснить, почему так всё происходит. 

Проводят эксперимент

Делают вывод из эксперимента

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и форме

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию,

позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности

Актуализация знаний (по мере необходимости).

Мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная)

3 минуты

Повторение

Фронтальная

Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.

  1. Вес тела – сила, которая возникает под воздействием силы тяжести. Куда направлен вес тела?(вниз, также как сила тяжести)   Вывод: на  тело, погруженное в жидкость, действует  сила, направленная вверх.

Мы знаем, что любое тело, находящееся в жидкости повергается давлению. Вспомним, формулу по которой это давление определяется (p=), силу давления (F=pS),                                               массу тела m= и объем тела V=Sh

Работа с формулами.    У каждого на столе карточки с формулами:

Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой.

Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной  учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез; их обоснование.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности.

Личностные УУД: сформированность потребности в самовыражении

Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока

3 минуты

Создание проблемной ситуации сомнения

Исследование

Индивидуальная, работа  в парах, фронтальная

- Мы с вами вспомнили, что вес тела – сила, вызванная силой тяжести и направленная вниз, когда мы тело поместили в жидкость, вес тела уменьшился, потому что на тело подействовала другая сила, направленная вверх.

Выдвинем гипотезу.

На любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила. Что это за сила? Какова тема урока?

- Запишем тему нашего урока: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Давайте  сформулируем цель урока.

Изучить явление – действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

Определим задачи нашего урока:

- определить, что такое выталкивающая сила;

- вывод формулы для определения выталкивающей силы;

- исследовать, от чего зависит сила, действующая на тело, погруженное в жидкость;

- решение задач по выведенной формуле.

Выдвигают гипотезу

Записывают тему.

Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель)

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей, свойствах и связях,
формулирование проблемы,
Коммуникативные УУД:

построение понятных для партнёров высказываний, использование речи для регуляции своих действий.
Регулятивные УУД:

планирование своих действий,  различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Решение учебной задачи (усвоение  новых знаний и способов действий)

10 минут

Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов).

Индивидуальная

Групповая

Проведем такой опыт. Подвесим груз на пружину и измерим длину пружины. Затем опустим груз, подвешенный на пружине, в сосуд с водой и измерим длину пружины в этом положении. Пружина стала короче. Точно такой же эффект мы могли бы получить, если бы действовали на груз снизу вверх с некоторой силой, например, приподняли рукой. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась на опыте.

Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют выталкивающей. Обозначается:  Fвыт . Куда же направлена выталкивающая сила? Можно легко догадаться, что эта сила направлена вертикально вверх.

Мы сначала наблюдали, затем провели опыт, каков будет следующий шаг.(Вывести формулу для расчета Fвыт )

Рассчитаем выталкивающую силу, действующую на помещенное в жидкость тело, которое имеет  форму параллелепипеда с площадью основания S и высотой h. Объем V этого тела равен Sh.

1) 2)

1.Силы, действующие на боковую поверхность параллелепипеда, попарно равны и уравновешивают друг друга.

2.Силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани параллелепипеда, неодинаковы.

3)4) 5)

3.На верхнюю грань параллелепипеда сверху силой F1 давит столб жидкости высотой h1

Так как F1=p1S

p1жgh1, то F1= ρжgh1 S

4.На нижнюю грань параллелепипеда снизу вверх с силой F2 давит столб жидкости высотой h2

Так как F2=p2S

p2жgh2, то F2= ρжgh2S

5.Тогда выталкивающая сила Fвыт равна разности сил F2-F1, т.е.

Fвыт= F2-F1= ρжgh2S- ρжgh1S= ρжgS(h2- h1)= ρжghS, где h-высота параллелепипеда.

Fвыт= ρжghS= ρжgV

Так как ρжV=mж, где mж- масса жидкости в объеме параллелепипеда. Следовательно, Fвыт= gmж=Pж, т.е. выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тело.

Так же и на тела, находящиеся в газе, действует сила, выталкивающая их из газа. Под действием этой силы воздушные шары поднимаются вверх. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях)

Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу

Поэтому если какое-либо тело взвесить в жидкости или газе, то его вес окажется меньше веса в воздухе.

А как можно измерить выталкивающую силу?

Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в жидкости.

Fвыт = Р1 – Р2 (есть разница в весе тела)

Наблюдают эксперимент, проговаривая что делает педагог, что они наблюдают.

Записывают в тетрадях формулировку закона Архимеда

Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию; строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; формулировать вопросы, выводы; подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД:

проводить физический эксперимент, заполнять таблицу, интерпретировать полученные результаты; применять знания для оценки предложенных примеров

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Физминутка

2 минуты

Фронтальная

Давайте на примере нашего тела продемонстрируем выталкивающую силу.

1. При увеличении объема тела выталкивающая сила

2. При уменьшении плотности жидкости сила Архимеда

3. Сила Архимеда не зависит от массы тела

Выполняют упражнения:

1. руки вверх

2. руки вниз

3. хлопаем в ладоши

Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала)

8 минут

Тестирование, сравнение, оценивание

Парная, фронтальная

Мы с вами вывели формулу для определения выталкивающей  силы, определили, как можно измерить выталкивающую силу. Следующим шагом будет  исследовать, от чего зависит сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. Для этого выполним некоторые эксперименты.

Работа в группах.

      Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила.

      Разбиваемся на небольшие группы, выбираем «старшего» в группах. Каждая группа получает свое задание.

По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема:

ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА

ЗАВИСИТ ОТ                                        НЕ ЗАВИСИТ ОТ

плотности жидкости;                  плотности и массы тела;

объема тела

Молодцы! Все группы справились со своими заданиями.

Отвечают на вопросы теста

Регулятивные УУД:

умение сравнивать полученные результаты с эталоном и производить оценку

Личностные УУД:

умение найти ошибку в своих действиях и действиях своего одноклассника и прогнозировать действия по исправлению недостатков.

Коммуникативные УУД:

 умение строить свои отношения с учащимися и учителем

Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему

5 минут

Тестирование, сравнение, оценивание

Фронтальная

Предлагает интерактивный проверочный тест.

Определяет новое знание, которое учащиеся получили при выполнении теста.

Воспроизводят в тестовой форме.

Знакомятся с результатами выполнения теста, анализируют.

Регулятивные УУД:

умение сравнивать полученные результаты с эталоном и производить оценку

Личностные УУД:

 -умение найти ошибку в своих действиях и действиях своего одноклассника и прогнозировать действия по исправлению недостатков.

Коммуникативные УУД:

 умение строить свои отношения с учащимися и учителем

Рефлексивно-оценочный этап

3 минуты

Создание письменного текста

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Предлагает оценить факт достижения цели урока

Определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы этих целей?

Изучить явление – действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

Определим задачи нашего урока:

- выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа;

- научиться определять выталкивающую силу;

- исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость;

- практическое применение.

Вывод: Сегодня мы с вами экспериментально выяснили что на все тела погружённые в жидкость, со стороны жидкости действует выталкивающая сила. Величина этой выталкивающей жидкости численно равна весу вытесненной жидкости. Подобная сила действует и на тела погружённые в жидкость и на тела погружённые в газ, т.е. вес тела погружённого в жидкость меньше, чем вес тела погружённого в воздух. А вес тела погружённого в любой газ, будет меньше чем вес тела в вакууме.  Исходя из это,  запишем с вами ещё одно определение: Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу.

Оценивают степень достижения цели

Заполняют  «Лист самоанализа». 

Лист самоанализа (нужное подчеркнуть)

Чувствую вдохновение, подавленность.

Интересно, неинтересно.

Не устал(ла), устал(ла).

Доволен(довольна), недоволен(недовольна).

Вызвало затруднения(перечислить)……

Самооценка_____

Познавательные УУД:
построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Личностные УУД:
формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 минуты

Фронтальная

Домашнее задание: Параграф 50.

Знания, которые вы получили сегодня, широко используются в жизни, например, при конструировании судов, подводных сооружений, при исследовании морских глубин и атмосферы. Желающие могут подготовить сообщение, презентацию по этой теме.

Спасибо ВАМ за урок! До свидания!

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Технологическая карта фрагмента занятия по теме: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело".

Материал содержит технологичесую карту фрагмента учебного занятия по физике в 7 классе с использованием технологии проблемного обучения....

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательн...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

Открытый урок физики в 7 классе «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»

Конспект урока по физике в 7 классе.Учитель Нестеров Иван Владимирович. Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урокаобразовательная: о...