Технологическая карта урока по физике на тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
план-конспект урока по физике (7 класс)
Технологическая карта урока по физике на тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» предназначена для проведения занятия в рамках курса физики в основной школе. Урок направлен на формирование у учащихся понимания законов гидростатики и аэродинамики, а также условий возникновения выталкивающей силы, известной как сила Архимеда.
Урок развивает у учащихся навыки анализа физических явлений, умение делать выводы на основе наблюдений и экспериментов, а также учит применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 806.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Чалзырай Айрана Буяновна, МБОУ Кызыл-Сылдысская СОШ с.Булун-Бажы Эрзинского кожууна
Предмет: физика Класс: 7 Учебник (УМК): Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс.
Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: динамометры; наборы грузов одинакового объема, но разной плотности; сосуды с водой, соленой водой; раздаточный материал, цилиндр, карточки для работы в группах, интерактивное задание, проектор, экран.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулируют вопросы по теме на основе опорных слов;
- преобразовывают проблему в учебно-познавательную задачу под руководством учителя;
• познавательными УУД:
- собирают информацию, необходимую для решения проблемы, под руководством учителя;
• коммуникативными УУД:
- высказывают и обосновывают свою точку зрения;
• личностные УУД:
- осуществляют рефлексию своей исследовательской деятельности.
Учебные действия как планируемые результаты обучения и уровень их достижения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД | • опознают понятие «выталкивающая сила» правильно используют их в собственной речи | 1 уровень — понимание, правильное употребление в речи |
• производят опыты, записывают результаты | 2 уровень — воспроизведение | |
• анализируют и оценивают полученные результаты, делают выводы | 3 уровень — реконструкция (преобразование) информации | |
Регулятивные УУД | • самостоятельно преобразуют проблему в учебно-познавательную задачу | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах физического эксперимента | |
Познавательные УУД | • сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | 2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникатив-ные УУД | • обсуждение разных точек зрения и выработка общего решения проблемы | 1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные УУД | • осуществление рефлексии своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
Этап урока, время этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Самоопределение к деятельности (орг. момент) 4 минуты | Приветствие учителя. Приём «Побуждение» | Фронтальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Мы с вами знаем, что опыт и наблюдение – величайшие источники мудрости. А доступ к ним открыт для каждого из вас. Все в окружающей среде подчиняется законам физики. В детстве мы с вами об этом не задумывались, когда учили стихотворение Агнии Барто «Наша Таня…» Рассмотрим данное явление с точки зрения физики. Предлагаю посмотреть опыт. Мотивация: Эксперимент: В сосуде на дне лежат два тела мячик и камень. Наливаем воду. - Что вы наблюдаете? (крышка всплыла) - Почему?(Одно тело легче другого…ответы детей…) - Если тело изменило свое направление, значит, на него подействовала какая-то сила. Также мы с вами знаем, что сила имеет направление. Куда же направлена данная сила?(Вверх) - А на второе тело, действует эта сила? Проверим экспериментально. Фронтальная работа: У вас на столах есть приборы. Что это за приборы? (динамометр и металлический параллелепипед.) Определите вес данного тела в воздухе Р1. Не снимая с динамометра погрузите это тело в воду и определите вес этого тела в воде Р2. Сравните результаты и сделайте вывод. (Р2 < Р1). Проблема: Вследствие чего вес стал меньше? - Вспомним некоторые термины и определения. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к работе настраиваются на изучение и восприятие нового материала Обдумывают информацию Приходят к мысли, что необходимо выяснить, почему так всё происходит. Проводят эксперимент Делают вывод из эксперимента | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и форме Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности |
Актуализация знаний (по мере необходимости). Мотивация (эмоциональная, содержательная, социальная) 3 минуты | Повторение | Фронтальная | Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.
Мы знаем, что любое тело, находящееся в жидкости повергается давлению. Вспомним, формулу по которой это давление определяется (p= Работа с формулами. У каждого на столе карточки с формулами: Когда называется «величина» ребята поднимают нужную карточку с формулой. | Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Отвечают на вопросы | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез; их обоснование. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности. Личностные УУД: сформированность потребности в самовыражении |
Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока 3 минуты | Создание проблемной ситуации сомнения Исследование | Индивидуальная, работа в парах, фронтальная | - Мы с вами вспомнили, что вес тела – сила, вызванная силой тяжести и направленная вниз, когда мы тело поместили в жидкость, вес тела уменьшился, потому что на тело подействовала другая сила, направленная вверх. Выдвинем гипотезу. На любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила. Что это за сила? Какова тема урока? - Запишем тему нашего урока: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». Давайте сформулируем цель урока. Изучить явление – действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Определим задачи нашего урока: - определить, что такое выталкивающая сила; - вывод формулы для определения выталкивающей силы; - исследовать, от чего зависит сила, действующая на тело, погруженное в жидкость; - решение задач по выведенной формуле. | Выдвигают гипотезу Записывают тему. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель) | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей, свойствах и связях, построение понятных для партнёров высказываний, использование речи для регуляции своих действий. планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий) 10 минут | Исследование (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов). | Индивидуальная Групповая | Проведем такой опыт. Подвесим груз на пружину и измерим длину пружины. Затем опустим груз, подвешенный на пружине, в сосуд с водой и измерим длину пружины в этом положении. Пружина стала короче. Точно такой же эффект мы могли бы получить, если бы действовали на груз снизу вверх с некоторой силой, например, приподняли рукой. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась на опыте. Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют выталкивающей. Обозначается: Fвыт . Куда же направлена выталкивающая сила? Можно легко догадаться, что эта сила направлена вертикально вверх. Мы сначала наблюдали, затем провели опыт, каков будет следующий шаг.(Вывести формулу для расчета Fвыт ) Рассчитаем выталкивающую силу, действующую на помещенное в жидкость тело, которое имеет форму параллелепипеда с площадью основания S и высотой h. Объем V этого тела равен Sh. 1) 2) 1.Силы, действующие на боковую поверхность параллелепипеда, попарно равны и уравновешивают друг друга. 2.Силы, действующие на верхнюю и нижнюю грани параллелепипеда, неодинаковы. 3)4) 5) 3.На верхнюю грань параллелепипеда сверху силой F1 давит столб жидкости высотой h1 Так как F1=p1S p1=ρжgh1, то F1= ρжgh1 S 4.На нижнюю грань параллелепипеда снизу вверх с силой F2 давит столб жидкости высотой h2 Так как F2=p2S p2=ρжgh2, то F2= ρжgh2S 5.Тогда выталкивающая сила Fвыт равна разности сил F2-F1, т.е. Fвыт= F2-F1= ρжgh2S- ρжgh1S= ρжgS(h2- h1)= ρжghS, где h-высота параллелепипеда. Fвыт= ρжghS= ρжgV Так как ρжV=mж, где mж- масса жидкости в объеме параллелепипеда. Следовательно, Fвыт= gmж=Pж, т.е. выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тело. Так же и на тела, находящиеся в газе, действует сила, выталкивающая их из газа. Под действием этой силы воздушные шары поднимаются вверх. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях) Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу Поэтому если какое-либо тело взвесить в жидкости или газе, то его вес окажется меньше веса в воздухе. А как можно измерить выталкивающую силу? Р1 – вес тела в воздухе, Р2 – вес тела в жидкости. Fвыт = Р1 – Р2 (есть разница в весе тела) | Наблюдают эксперимент, проговаривая что делает педагог, что они наблюдают. Записывают в тетрадях формулировку закона Архимеда | Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию; строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; формулировать вопросы, выводы; подведение под понятия, выведение следствий Предметные УД: проводить физический эксперимент, заполнять таблицу, интерпретировать полученные результаты; применять знания для оценки предложенных примеров Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Физминутка 2 минуты | Фронтальная | Давайте на примере нашего тела продемонстрируем выталкивающую силу. 1. При увеличении объема тела выталкивающая сила 2. При уменьшении плотности жидкости сила Архимеда 3. Сила Архимеда не зависит от массы тела | Выполняют упражнения: 1. руки вверх 2. руки вниз 3. хлопаем в ладоши | ||
Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала) 8 минут | Тестирование, сравнение, оценивание | Парная, фронтальная | Мы с вами вывели формулу для определения выталкивающей силы, определили, как можно измерить выталкивающую силу. Следующим шагом будет исследовать, от чего зависит сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. Для этого выполним некоторые эксперименты. Работа в группах. Определим, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила. Разбиваемся на небольшие группы, выбираем «старшего» в группах. Каждая группа получает свое задание. По ходу отчетов каждой группы на доске заполняется схема: ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА ЗАВИСИТ ОТ НЕ ЗАВИСИТ ОТ плотности жидкости; плотности и массы тела; объема тела Молодцы! Все группы справились со своими заданиями. | Отвечают на вопросы теста | Регулятивные УУД: умение сравнивать полученные результаты с эталоном и производить оценку Личностные УУД: умение найти ошибку в своих действиях и действиях своего одноклассника и прогнозировать действия по исправлению недостатков. Коммуникативные УУД: умение строить свои отношения с учащимися и учителем |
Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему 5 минут | Тестирование, сравнение, оценивание | Фронтальная | Предлагает интерактивный проверочный тест. Определяет новое знание, которое учащиеся получили при выполнении теста. | Воспроизводят в тестовой форме. Знакомятся с результатами выполнения теста, анализируют. | Регулятивные УУД: умение сравнивать полученные результаты с эталоном и производить оценку Личностные УУД: -умение найти ошибку в своих действиях и действиях своего одноклассника и прогнозировать действия по исправлению недостатков. Коммуникативные УУД: умение строить свои отношения с учащимися и учителем |
Рефлексивно-оценочный этап 3 минуты | Создание письменного текста | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Предлагает оценить факт достижения цели урока Определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) Вернемся к целям нашего урока. Достигли мы этих целей? Изучить явление – действие жидкости или газа на погруженное в них тело. Определим задачи нашего урока: - выяснить причину выталкивания тел из жидкости и газа; - научиться определять выталкивающую силу; - исследовать от каких параметров зависит сила действующая на тело, погруженное в жидкость; - практическое применение. Вывод: Сегодня мы с вами экспериментально выяснили что на все тела погружённые в жидкость, со стороны жидкости действует выталкивающая сила. Величина этой выталкивающей жидкости численно равна весу вытесненной жидкости. Подобная сила действует и на тела погружённые в жидкость и на тела погружённые в газ, т.е. вес тела погружённого в жидкость меньше, чем вес тела погружённого в воздух. А вес тела погружённого в любой газ, будет меньше чем вес тела в вакууме. Исходя из это, запишем с вами ещё одно определение: Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу. | Оценивают степень достижения цели Заполняют «Лист самоанализа». Лист самоанализа (нужное подчеркнуть) Чувствую вдохновение, подавленность. Интересно, неинтересно. Не устал(ла), устал(ла). Доволен(довольна), недоволен(недовольна). Вызвало затруднения(перечислить)…… Самооценка_____ | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий Личностные УУД: |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2 минуты | Фронтальная | Домашнее задание: Параграф 50. Знания, которые вы получили сегодня, широко используются в жизни, например, при конструировании судов, подводных сооружений, при исследовании морских глубин и атмосферы. Желающие могут подготовить сообщение, презентацию по этой теме. Спасибо ВАМ за урок! До свидания! | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Урок физики в 7 классе. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"
Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Технологическая карта фрагмента занятия по теме: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело".
Материал содержит технологичесую карту фрагмента учебного занятия по физике в 7 классе с использованием технологии проблемного обучения....

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательн...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"
Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...
Открытый урок физики в 7 классе «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Конспект урока по физике в 7 классе.Учитель Нестеров Иван Владимирович. Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урокаобразовательная: о...












