Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Долгова Елена Борисовна

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Рассматриваемый материал входит в базовый уровень средней школы, часто предлагается на выпускных экзаменах по физике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Долгова Е.Б.. учитель физики, МБОУ «СОШ №6», г. Набережные  Челны

Предмет

физика

Класс    7

Дата        

Тема учебного

занятия

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Цель

Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, установить от каких факторов она зависит, не зависит.

Задачи

Образовательная:

- изучить закон Архимеда (зависимость от других величин, вывод и формулировка закона, экспериментальное подтверждение закона);

- сформулировать закон Архимеда,

- обеспечить усвоение и закрепление нового материала.

Развивающая:

- продолжить формирование положительных мотивов учения,

- развивать самостоятельность при наблюдении эксперимента,

- развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы, развивать познавательный интерес.

- осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно сделать вывод: какие физические параметры тела и жидкости влияют на величину выталкивающей силы, а какие не влияют;

- применять полученные знания для решения задач.

  1. Воспитательная:
  2. - воспитывать ответственное отношение к учебному труду,
  3. - продолжить формирование представлений о связи природы и духовности мира человека,
  4. - готовить к сознательному выбору профессии воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, любознательность, активность.

Тип и форма учебного занятия

Урок изучения новых знаний.

Урок-исследование

Формы работы

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г-групповая

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные

Коммуникативные:

-формирование умений работать в парах, группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, убеждения;

-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учеников на вопросы учителя и в процессе беседы.

Познавательные:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

-  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении выталкивающей силы;

-  развитие внимания в ходе демонстрации эксперимента и при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Самоопределение:

- рефлексивная самооценка учебной деятельности Смыслообразование: 

- мотивация образовательной деятельности на основе

демонстраций;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения результат сразу.

Работа над данными целями будет продолжаться и на следующих уроках.

Факты:

- в жидкостях на тела действует выталкивающая сила;

-  выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, объема тела;

- выталкивающая  сила не зависит от плотности тела, формы тела и глубины погружения

Эмпирические понятия:

сила Архимеда Умения:

-  Экспериментальные умения (умение планировать эксперимент по зависимости выталкивающей силы от различных величин);

Умение решать качественные задачи на основе использования полученных в эксперименте данных.

Технологии обучения или элементы технологий

технологии коллективной мыслительной деятельности; активные методы обучения; проблемное обучение;

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

  1. Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/А. В. Пёрышкин. - 14-е изд., стереотип. - М. Дрофа, 2010. - 192 с.:ил.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. -17-е изд.- М.: Просвещение, 2004. - 224.
  3. Интернет - ресурсы.

Технологически

е особенности

(технические

условия,

используемое

оборудование,

используемые

функции

программного

обеспечения и

(или) интерактивной доски, используемые ресурсы сети Интернет).

  1. Мультимедиа-проектор; компьютерная презентация; листы с заданиями для работы в группах; сигнальные карточки при закреплении темы;
  2. Штативы, стаканы с пресной водой; стаканы с соленой водой; динамометры; набор тел разного объема, но одинаковой плотности; набор тел одинакового объема, но разной плотности.
  3. Ведерко Архимеда.



Предварительный просмотр:

  1. Организационная структура урока

Этапы урока

  1. Деятельность преподавателя
  1. Деятельность учащихся
  1. I. Организационный момент  1мин.
  1. Подготовка класса для проведения урока. Приветствие учащихся.
  1. Приветствие преподавателя.
  1. II. Актуализация знаний
  2. 5 мин.
  1. Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.
  1. Дайте определение силы тяжести.
  2. Запишите формулу для расчета силы тяжести.
  3. Что такое вес тела, запишите формулу для расчета веса тела.
  4. Каким прибором можно измерить вес тела?
  5. Что такое плотность?

Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной  учебно-познавательной

деятельности на основе

опорных знаний.

  1. Отвечают на вопросы:

1. Сила тяжести — сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела.

2. FT=m·g

3. Вес – это сила, с которой тело действует на опору или подвес.

P= FT=m·g

4. Динамометр.

5. Плотность — скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.

III. Постановка проблемы урока

  1. (мотивация и целеполагание)

Создание проблемной ситуации.

Под водой мы можем легко поднять камень, который с трудом поднимаем в воздухе. Как можно объяснить это явление?

  1. Пытаются найти ответ на проблемный вопрос. Участвуют в эвристической беседе.
  1. IV.Изучение нового материала

Сегодня вы партнеры. Вы разделились на команды по 4 человека. У каждого члена команды есть номер. Члены команды под номером 1, поднимите руки …Поднимите руки партнеры по плечу….Спасибо.

________________

А сейчас коллеги под номером 1 возьмите конверт под номером 1 и раздайте листочки с заданием.

Задание 1.

1. С помощью динамометра определите вес цилиндра. Занесите данные в таблицу.

2. Опустите цилиндр в воду и определите его вес. Занесите данные в таблицу.

3. Сравните вес цилиндра в воде с весом цилиндра в воздухе и сделайте вывод: действует ли на цилиндр, погружённый в жидкость, какая-либо сила? Как она может называться?  

4. Нарисуйте с тетрадях рисунок и запишите.

 Сформулируйте и запишите гипотезу о наличие силы, действующей со стороны воды на тело (вывод №1).

(Приложение 1)

Давайте с вами проверим, от чего зависит выталкивающая сила.

____________________

Сейчас коллеги под номером 2 возьмите конверт под номером 2 и раздайте листочки с заданием своим партнерам.

Задание 2.

1. Возьмите тела разной массы, но одинакового объема, находящиеся на ваших столах.

2. С помощью динамометра определите вес тел. Занесите данные в таблицу.

3. Опустите поочередно тела в воду и определите их вес в воде. Занесите данные в таблицу.

4. Вычислите выталкивающую силу для каждого тела. Занесите данные в таблицу.  

5. Сформулируйте и запишите вывод. (вывод №2).

(Приложение 2)

Сейчас проверим, зависит ли выталкивающая сила от самой жидкости. Коллеги №3, возьмите конверт №3 и раздайте листочки партнерам.

Задание 3.

1. Возьмите цилиндр и с помощью динамометра определите вес тела. Занесите данные в таблицу.

3. Опустите тело в воду, определите их вес в воде. Занесите данные в таблицу.

3. Опустите тело в стакан с соленой водой, определите их вес в воде. Занесите данные в таблицу.

4. Вычислите выталкивающую силу для каждого тела. Занесите данные в таблицу.  

5. Сравните полученные результаты, сформулируйте и запишите вывод. (вывод №3).

(Приложение 3)

Итак, мы с вами получили, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема тела, погруженного в эту жидкость. Вывод о величине выталкивающей силы впервые сделал Архимед, поэтому эту силу называют Архимедовой.

Fa-Архимедова сила

Fa=Pж=g Запишите формулу в тетрадях.

Проводят эксперимент, заносят результат в таблицу, делают вывод.

Проводят эксперимент, заносят результат в таблицу, делают вывод.

Проводят эксперимент, заносят результат в таблицу, делают вывод.

Записывают формулу в тетрадь

Физкультминутка

Как вы думаете, на примере нашего тела мы можем продемонстрировать выталкивающую силу.

1. При увеличении объема тела выталкивающая сила…

2. При уменьшении плотности жидкости сила Архимеда …

3. Сила Архимеда не зависит от массы тела…

Выполняют упражнения:

1. руки вверх

2. руки вниз

3. хлопаем в ладоши

Продолжение изучения нового материала

Далее на опыте с «ведёрком Архимеда» посмотрим еще один способ определения значения выталкивающей силы.

Что использовали:

  1. Ведёрко «Архимеда»
  2. Ёмкость с водой

Обращаю внимание, что цилиндр имеет тот же объём, что ведёрко.

Что делали: Цилиндр опускаем в воду. Обнаруживаем наличие выталкивающей силы. Затем в ведёрко наливаем воду.

Что наблюдали: При погружении цилиндра в сосуд обнаружили наличие выталкивающей силы. После заполнения ведёрка водой система вернулась в исходное положение.

Вывод: На цилиндр погруженный в воду действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, взятому в объёме цилиндра.

Формулируем закон Архимеда: «На тело, погружённое в жидкость действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, взятому в объёме данного тела.»

Запишите вывод в своих тетрадях

Наблюдают эксперимент, проговаривая что делает педагог, что они наблюдают.

Записывают в тетрадях формулировку закона Архимеда

Первичное закрепление

Отвечаем на вопрос, прозвучавший в начале урока: Почему камень в воде поднять легче?

Выявляет качество и уровень овладения знаниями, предлагает учащимся

пройти тест.

Потому что действует выталкивающая сила, равная весу воды в объёме камня

Отвечают на вопросы теста

  1. Рефлексия

Наш сегодняшний урок завершается. Внимательно подумайте и ответьте на следующие вопросы:

Понравился ли тебе урок?

Какие моменты урока считаешь наиболее интересными?

Какие трудности испытывал на уроке?

  1. Замечания и предложения на будущее?

Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку своей деятельности. Отвечают на вопросы

VII. Итоги урока

  1. Домашнее задание

Выставление оценок

  1. Д.з §§48,49, упражнение№24 (письменно)

Спасибо ВАМ за урок! До свидания!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание № 1                                           ___________________________________

(Ф.И. учащегося)

Опыт №1

P в воздухе

Р в жидкости

Гипотеза: __________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

рисунок  эксперимента            F выт.=________________

Приложение 2

Задание № 2                                           ___________________________________

(Ф.И. учащегося)

Масса (кг)

P в воздухе (Н)

Р в жидкости (Н)

F выт. 

(Н)

Объем

Тело 1

V1=V2

Тело 2

Масса (кг)

P в воздухе (Н)

Р в жидкости (Н)

F выт. 

(Н)

Объем

Тело 1

m1=m2

V1>V2

Тело 2

Вывод: Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость зависит от____________тела и не зависит от ___________ тела и от ______________________, из которого изготовлено тело.

Приложение 3

Задание № 3                                           ___________________________________

(Ф.И. учащегося)

1

2

3

4

5

6

цилиндр

P в воздухе (Н)

Р в воде

 (Н)

F выт. 

(Н)

Рв соленой воде

 (Н)

F выт.в сол.воде 

(Н)

Сравните значения в столбцах 4 и 6: __________________________

Вывод: Выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость зависит от____________.


Приложение 4

«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Вариант 1.

1. Выталкивающая сила зависит от…

  1. …объема тела
  2. …плотности тела
  3. …плотности жидкости
  4. …глубины погружения.

2. Выталкивающая сила рассчитывается по формуле…

  1. F=m∙g
  2. p=жgh
  3. F=p∙S
  4. F=жgVт

3. На какие шары в сосуде с водой действуют равные выталкивающие силы?

  1. №1 и №2
  2. №3 и №4
  3. №2 и №3
  4. №1 и №3

4. В какой сосуд надо опустить тело, чтобы жидкость выталкивала его с наибольшей силой?

  1. №1
  2. №2
  3. №3

5. Деталь объемом 75 см3 весит 6Н. Сколько она потеряет в весе, если ее погрузить в машинное масло? Сколько оно будет весить в этой жидкости?

  1. примерно 0,7Н; 5,3Н
  2. примерно 0,7Н; 6,7Н
  3. 05Н; 5,5Н
  4. 1,4Н; 4,6Н

«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Вариант 2.

1. Выталкивающая сила не зависит от…

  1. …формы  тела
  2. … глубины его нахождения в жидкости
  3. …плотности тела
  4. … верны все три ответа.

2. Архимедову силу рассчитывают по формуле…

  1. p=жgh
  2. F=p∙S
  3. F=жgVт
  4. F=m∙g

3. В каких случаях нарушится равновесие весов при погружении уравновешенных в воздухе тел в сосуды с жидкостями?

  1. №1 и №2
  2. №2 и №3
  3. №1 и №3
  4. Во всех случаях

4. Погруженное в воду тело массой 4,5 кг потеряло в весе 15 Н. Чему равна действующая на него в воде архимедова сила?

  1. 15Н; 45Н
  2. 15Н; 4,5Н
  3. 30Н; 45Н
  4. 30Н; 5,5Н

5. В какой сосуд надо опустить тело, чтобы жидкость выталкивала его с наименьшей силой?

  1. №1
  2. №2
  3. №3

Вариант

1

2

3

4

5

1

а, в

г

б

б

а

2

г

в

в

а

в

Ответы:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.

слайды к 4-му уроку  краткосрочного пребывания уч-ся ( 3 смена) в школе...

Технологическая карта фрагмента занятия по теме: "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело".

Материал содержит технологичесую карту фрагмента учебного занятия по физике в 7 классе с использованием технологии проблемного обучения....

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

В ходе урока учащимся предстоит объяснить как можно обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления....

Конспект урока Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

Действие жидкости или газа на погруженное в них тело....