Конспект урока Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.
план-конспект урока по физике (7 класс)

Скурихина Алла Юрьевна

Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опустим пластиковый шарик в воду и отпустим его.

Он тут же всплывёт на поверхность.  Шарик с пластилином не всплывет.

Получается, что со стороны воды на этот шар действует некая сила направленная вверх.

.Но если мы отпустим в воду металлический шар, он останется лежать на дне.

 Получается, что это сила действует не на все тела?

 Выскажем гипотезу: На тело погружённое в жидкость со стороны жидкости действует некая сила направленная вертикально вверх. 

 На все ли тела действует эта сила?

Опыт с динамометром, опустим тело в сосуд с водой и посмотрим на показания.

Мы видим с вами, что пружина деформировалась, иначе говоря, растянулась под действием веса. 

А теперь мы с вами погрузим этот предмет в воду. Мы видим, что величина деформации уменьшилась.

Это означает, что со стороны жидкости на наш груз действует выталкивающая сила. Этот опыт подтвердил нашу гипотезу. 

Итак, на все тела, погружённые в жидкость, действует выталкивающая сила со стороны жидкости. Эта гипотеза будет справедлива так же для тел, погружённых в газ.

 Давайте попробуем математически рассчитать и посмотреть, от чего зависит величина выталкивающей силы. рассмотрим силы, которые будут действовать на тело, погружённое в жидкость.

hello_html_m23a82236.png

Силы, действующие на боковые грани F3и F4 будут попарно равны. Они лишь сжимают погружённое в жидкость тело. А вот величина сил действующих на верхнюю грань F1 и на нижнюю грань F2 будут отличаться. Почему? (Потому-что, будут отличаться давления жидкости на глубине h1, от давления жидкости h2). Итак, величина выталкивающей силы численно равняется разнице силы F2, действующих на нижнюю грань, и F1 действующих на верхнюю грань нашего тела.

Итак мы с вами доказали, что величина выталкивающей силы численно равна весу вытесненной жидкости.

 Значение выталкивающей жидкости установил древнегреческий учёный Архимед. По легенде, царь Гиерон поручил Архимеду определить, из чистого ли золота сделана корона царя, или же ювелир подмешал в металл значительное количество серебра. Архимед взвесил корону и равную ей по массе слиток золота в воздухе. А затем провёл то же самое взвешивание, но погрузив и корону и слиток в воду. Оказалось, выталкивающая сила оказалось разной. Так ювелир был уличён в измене.

Вывод:

на все тела погружённые в жидкость, со стороны жидкости действует выталкивающая сила.

Величина этой выталкивающей жидкости численно равна весу вытесненной жидкости.

Подобная сила действует и на тела погружённые в жидкость и на тела погружённые в газ, т.е. вес тела погружённого в жидкость меньше, чем вес тела погружённого в воздух.

А вес тела погружённого в любой газ, будет меньше чем вес тела в вакууме. Исходя из это запишем с вами ещё одно определение: 

Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу.

А теперь ответьте на весёлые вопросы Г.Остера из книги «Физика»:

  1. Генерал нырнул в воду солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли сказать, что жидкость вытолкала генерала в «шею»? ( нет, т.к. выталкивающая сила действует на подошвы генерала)
  2. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке? ( на чужой сковородке)
  3. Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. А в воде погрузившись глубже пояса, ходить по камням не больно. Почему?  в воде действует выталкивающая сила)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательн...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

В ходе урока учащимся предстоит объяснить как можно обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления....

Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...

Конспект урока Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Конспект урока с планируемыми результатами по теме "Действие жидкости на погруженное в них тело."...