Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Дежкина Лилия Николаевна

В ходе урока учащимся предстоит объяснить как можно обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

Цель урока: обнаружить и изучить действие жидкости на погруженное тело; осознать причины возникновения выталкивающей силы и вывести правила для её вычисления.

Методические цели урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о выталкивающей силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости (газа) и объема тела.

Развивающие: развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. 

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Анализ результатов контрольной работы

Разобрать задачи, в которых допущено наибольшее количество ошибок.

3.Этап актуализации знаний

Фронтальный опрос

4. Этап  постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

Рассмотреть опыты с мячом, погружённом в воду.

  • Что происходит с мячом, когда под водой его выпускают из рук?
  • Почему мяч движется вверх?
  • На мяч действует сила, направленная вверх. Какая это сила?

Данный опыт убеждает нас в том, что в природе существует ещё одна сила, которая действует на тела вертикально вверх. Такую силу называют выталкивающей силой.

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: рассмотреть понятие выталкивающей силы, дать определение этой физической величины, как обозначается, какие существуют единицы измерения, ввести формулу для расчёта выталкивающей силы.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила».

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Рассмотреть опыт с телами: мяч, ключ, груз, гирьку помещают в сосуд с водой. Оказывается, не все тела всплывают. Есть тела, которые могут тонуть, плавать внутри жидкости.

  • Как вы считаете, на эти тела (ключ, груз, гирька) действует выталкивающая сила в том случае, если они тонут или плавают внутри жидкости?

Проведём опыт с грузом, повешенным к динамометру: определим вес тела в воздухе и воде. Опыт показывает, что вес груза в воде меньше, чем в воздухе, несмотря на то, что груз тонет. Это доказывает, что на все тела, погружённые в воду, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх.

Можно показать опыт с грузом, подвешенным на резиновом шнуре. При погружении  в воду шнур сокращается, это значит, что со стороны жидкости на груз действует выталкивающая сила. Точно такого же эффекта, сокращение шнура, можно добиться, если действовали на груз снизу вверх с некоторой силой, например, приподняли рукой.

Все опыты указывают на то, что выталкивающая сила действует вертикально вверх.  

Теперь выясним, как можно определить эту силу, т.е. выведем формулу для расчёта выталкивающей силы.

Вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме данного тела.

Выталкивающую силу можно рассчитать по формуле: Fвыт=P-P1, где P – вес тела в вакууме, P1 – вес тела в жидкости.

Выталкивающую силу принято называть силой Архимеда и рассчитывать по формуле:  FА=ρ·g·V

        6. Этап обобщения и закрепления  нового  материала         

Упр.24(4)

Fвыт=P-P1, → P1 = P-Fвыт, 

где P= g·m и Fвыт= FА=ρ·g·V,

тогда P1 = g·m – ρ·g·V= g·(m – ρ·V)  

7.Контроль и самопроверка знаний

Использование презентации: вывести правильные ответы.

8. Рефлексия

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Что не понравилось?
  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?
  •  А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание: §48, 49, упр. 24(2,3), Л. № 625


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.

слайды к 4-му уроку  краткосрочного пребывания уч-ся ( 3 смена) в школе...

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Технологическая карта урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательн...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

Конспект урока Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

Действие жидкости или газа на погруженное в них тело....