Урок в 7 классе "Механическая работа. Единицы работы"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок физики в 7 классе146 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема урока:  Механическая работа. Единицы работы.   

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: обеспечить усвоение знаний о понятии «механическая работа», формировать умение выполнять задания на нахождение значения работы

Планируемые результаты:

предметные:

- научатся вычислять механическую работу;

-определять условия, необходимые для совершения работы;

- устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем.

метапредметные:

познавателные- самостоятельно приобретать новые знания; анализировать информацию, обобщать и делать вывод;

регулятивные-выделять и осознавать, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу;

коммуникативные-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический,

объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, работа с учебником, работа с раздаточным материалом, использование ТСО, решение задач, проведение эксперимента.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: компьютер, проектор, карточки с заданиями, презентация, брусок, набор грузов, динамометр, мяч, подъемный кран (игрушечный), квадрокоптер.

             

I. Организационный момент  

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на своем уроке. Посмотрите на экран. Якупова  Хадича, которая не смогла  присутствовать на нашем уроке, передает вам привет, желает  вам успехов на этом уроке и верит, что у нас все получится! У нас все получится? (слайд 1)

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное.  Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам.

II.  Целеполагание и мотивация

Цель:Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

Ну а наш сегодняшний урок я бы хотела начать вот с таких слов: (слайд 2)

Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу,
Когда идешь за кем-то в след, дорога не запомнится.
За то куда б ты не попал, и по какой распутице.
Дорогу ту, что сам искал, во век не позабудется

Вы сегодня поможете мне найти новые знания! Поможете, ребята? Хорошо, т.е  вы готовы к работе. Нас ждет интересная работа.

А как вы понимаете слово «работа»? (слайд 3)Что же нас ждет?(ответы учащихся)

Давайте обратимся к словарю Даля (слайд4):Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.

Какие вы знаете поговорки и пословицы  про работу?

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

- Работа не волк, в лес не убежит.

- Кто не работает, тот не ест

- С горы вскачь, а в гору хоть плачь. (Обьясните эту пословицу)(слайд 5) (дети предлагают свои мнения).

В обыденной жизни  под словом «работа»  мы называем различные действия человека или устройства. А какая бывает работа? (слайд 6)

.

А какую работу изучают с точки зрения физики?

Давайте вспомним  изученное. Вы мне поможете? Замечательно.

  1. Какое физическое явление вы наблюдаете на слайде?(слайд 7) (механическое движение)
  2. А что является причиной изменения скорости тел и направления движения? (сила)
  3. Какие силы действуют на тела? (слайд 8)(Сила тяжести, трения, упругости, вес тела, подъемная сила)
  4. Что такое сила?

Постановка цели урока

Грузчики поднимают багаж на определённую высоту, используя силу своих мускулов.

Автомобиль движется по автомагистрали благодаря работающему двигателю. (слайд 9)

- Как это действие можно назвать, одним словом?  (работа)

- Как бы вы назвали работу в физике связанную с механическим воздействием сил? (механическая работа)

Какая будет тема урока? (Механическая работа. Единицы работы) (слайд 10). Запишите число и тему в тетрадь.

Какова  цель урока? ( надо узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит; получить формулу для расчета механической работы; определить единицы  механической работы; научиться применять формулу для решения задач). (слайд 11)

Прочитаем примеры механической работы.(слайд 12) Почему данные примеры относят к механической работе? Можете ли вы назвать два признака механической работы? (сила, перемещение) (слайд 13).

III. Проблемное объяснение «нового» знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

- Сейчас я вам предлагаю выполнить

эксперимент.  (слайд 14)1) Брусок, в начале – пустой, затем – гружёный, передвинули его на одинаковое расстояние, в первом и во втором случае. Над каким бруском была совершена большая работа? 

2) В первом и во втором случае  брусок пустой, но в начале его передвинули на одно расстояние, а затем  передвинули на расстояние, вдвое большее, чем в первый раз. Над каким бруском теперь была совершена большая работа?
- Значит, от каких величин зависит механическая работа? (
механическая работа зависит от силы, приложенной к телу и от расстояния, пройденного телом под действием этой силы) (слайд 15)

У кого правильно, поставьте себе 1 балл


- Какое бы определение вы дали механической работе?

-Сравните с учебником (стр.165)

- Давайте количественно запишем этот вывод.(слайд 16)

Сила как обозначается? – Путь(перемещение)?

- И мы выяснили, что чем больше путь и чем больше сила, тем работа будет больше. Следовательно, работа прямо пропорционально зависит от силы и перемещения. Т.к. механическая работа является физ.величиной , то она имеет свое обозначение буквой «А».Значит математически работа будет записана в виде: А=FS и измеряется работа в Джоулях. (слайд 17).Эта единица названа в честь английского физика – Джеймса Прескотта Джоуля. И записывается 1 Дж. – Как вы думаете, много это или мало. Возьмите в руки динамометр, один грузик весом в 1 Н и поднимите его от стола или от пола на один метр. Это и будет работа в 1 Дж .Следовательно 1 Дж это работа, которая совершается при прохождении пути в 1м под действием силы в 1 Н . Сердце человека за одно сокращение совершает 1 Дж работы.

- Ребята, бывают ли случаи, когда механическая работа может быть положительной, отрицательной или равна нулю.

-В каких случаях это происходит прочитайте пожалуйста в параграфе, запишите свои выводы на картинках, которые лежат у вас на столах.

 - Посмотрим у кого что получилось и сверим с эталоном.

У кого правильно, поставьте себе 1 балл.

Опыт с мячом. Подбросим вверх. Какая сила действует на мяч  во время его движения?

- Эта сила помогает или препятствует движению вверх? (препятствует) Перемещение и сила направлены в противоположные стороны. Следовательно работа силы тяжести в данном случае отрицательна, т.е А<0. Работа силы трения всегда отрицательна. Например, санки съехавшие с горки останавливаются, след-но работа силы трения. А<0. Здесь также сила и перемещение направлены в противоположные стороны.

- Если мяч летит вниз, сила тяжести помогает или препятствует его движению в этом случае?(помогает)

- сила тяжести и перемещение сонаправлены.

- Значит работа силы тяжести в данном случае положительна, т.е. А >0. Сила тяги автомобиля и перемещение так же сонаправлены, след –но сила тяги так же совершает положительную работу.

- А если мяч прокатить по столу, будет ли сила тяжести в этом случае совершать работу?

- как перемещение и сила тяжести направлены по отношению друг к другу?

-В этом случае работа силы тяжести равна нулю

А =0.

Сравните свои результаты с эталоном.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Мы в ракету дружно сели,(все приседают)

В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)

С притяжением Земли (наклоны влево и право)

Мы бороться не смогли (наклоны вперед и назад)

Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)

Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции.

Качественные задачи:

1.Автомобиль едет по прямой по горизонтальной дороге. Совершает ли сила тяжести работу?

( Нет, не совершает.Работу совершает сила тяги двигателя автомобиля)

2.  В каких случаях совершается механическая работа:

- электровоз перемещает вагоны на запасной путь;

- ребенок читает книгу на диване;

- на нитке подвешен груз;

- трактор тянет прицеп;

-человек поднимается вверх по лестнице;

-девочка подметает пол.

Объясните пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.(при спуске с горы работает сила тяжести, а поднимаясь в гору, мы работаем против силы тяжести).

Выносится подъемный кран и предлагается первому ряду составить задачу на вычисление работы. ( Подъемный кран поднимает вертикально вверх груз массой 50 г. Чему равна работа?  Один ученик решает на доске.

Выносится пачка сахара- рафинада. Предлагается третьему ряду составить задачу на вычисление работы. ( Упаковка сахара размерами ……. см3  поднимаем со стола на полку на высоту 1,5 м. Определите работу, совершенную при этом.) Один ученик решает на доске.

Выносится квадрокоптер. Предлагается второму ряду составить задачу.(Квадрокоптер равномерно поднимется на высоту 3м. Какую работу совершает двигатель квадрокотера , если его масса 60 г?)

Самороверка знаний

Тест:

1. Какую работу изучают в физике?

А. труд рабочего;

 Б. труд инженера;

 В. механическую работу

2.Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда

А. ... на тело действует сила.

 Б. ... тело движется.

 В. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?

А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.

Б. Автопогрузчик поднимает груз

В.Кирпич лежит на земле

4. Как обозначается механическая работа?

 А. F

 Б. S.

 В. A.

5. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...

 А. силу умножить на путь.

 Б. сложить силу и путь

 В. путь поделить на силу.

6. В каких единицах измеряется механическая работа?

 А) Н

Б) Па.

 В) Дж

7. В каком случае сила совершает положительную работу?

 А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.

 Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения тела

 В) Работа всегда имеет положительное значение.

8. Может ли сила совершать отрицательную работу?

 А) Не может.

Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.

 В) Может, если тело не двигается

9. Может ли механическая работа равняться нулю?

 А) Не может

 Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.

 В) Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения

10. Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н

А)16 Н.

Б)48 Н

 В) 4 Н

Проверка (Слайд 21, по щелчку появляются правильные ответы)

1. В        

2. В        

3. Б        

4. В        

5.А         

6.В         

7. А        

8. Б        

9В        

10Б

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

 0 ошибок – 5

1-2 ошибки - 4

3-4 ошибки – 3

5 -6 ошибок - 2

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащихсяся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Какую тему мы изучили на уроке?

- Какие два условия необходимы для совершения механической работы?

- От каких величин зависит совершенная работа?

- Что принимают за единицу работы?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

- Механическая работа совершается в случае, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

- За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути, равном 1м.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

. Теперь оцените свою работу на уроке. Если вы ставите отлично себе, поднимаете зеленый прямоугольник, если хорошо- желтый, если –удовлетворительно – красный.

Записывают домашнее задание (параграф 55, задание 1).

- Ребята, я заканчиваю наш урок словами Константина Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

Всем большое спасибо за урок!

.

Этапы деятельности

Деятельность педагога с указанием технологий, техник, методов, приемов

Деятельность учащегося

Достигнутый образовательный результат, который прописан в планируемых результатах

Формирование потребности

Предлагает различные действия представленные на карточках и просит выбрать те, которые считают относятся к механической работе

Выбирают из представленного списка те, которые считают относятся к механической работе.

Навык логического мышления, обоснование своих высказываний.

Формирование образа желаемого результата

Подводит учащихся к тому в каком виде должны быть представлены новые знания.

Предлагают в каком виде должны быть представлены новые знания.

самостоятельное принятие решения, обоснование и оценивание результатов своих действий, умение развивать инициативу, способность к согласованным действиям с учетом позиции  другого человека

Мотивация

Задает вопрос: для чего могут понадобиться новые знания в таком виде?

Отвечают на вопрос

логическое мышление, обоснование своих высказываний

Целеполагание

Для достижения результата какую можно поставить перед собой цель?

Отвечают на вопрос

логическое мышление, обоснование своих высказываний

Планирование

Для достижения поставленной цели, что будете делать? Каков ваш план действий?

Отвечают на вопрос, планируют свои действия.

логическое мышление, обоснование своих высказываний

Выполнение действий

Демонстрирует слайды презентаций, следит за работой учащихся

Анализируют слайды презентации, информацию в учебнике, выполняют лабораторный опыт, заполняют таблицу, решают задачи.

Приобретение опыта самостоятельного поиска информации, её обработки в различных формах (рисунки, схемы),развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять полученные знания в новой обстановке, развитие элементов творчества, формирование           практических навыков вычисления работы; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказывание, формирование познавательного интереса к физике

 

Анализ результата

Предлагает учащимся сравнить свои кластеры, схемы с эталоном.

Сравнивают свои кластеры с эталоном, вносят коррективы.

развитие ценностного отношения к друг другу, к результатам обучения

Способ фиксирования учащимся «прироста» знаний умений

Предлагает учащимся вернуться к первоначальному перечню действий и еще раз выбрать с учетом новых знаний те элементы, которые относятся к механической работе.

Предлагает выполнить рефлексию, ответив на вопрос:

- Что во мне изменилось при изучении данной темы?

Учащиеся правильно называют действия, связанные с механической работой, сравнивают с первоначальным своим выбором. Отвечают на вопрос.

умение пользоваться языком физики и применение полученных знаний в новой обстановке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Открытый урок по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Задачи урока:Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Открытый урок по теме Механическая работа. Единицы работы.

Сформировать  понятие  механической  работы  как  новой  физической величины и выяснить её физический смысл;Ввести формулу для расчёта работы и единицу измерения её;Форми...