игровые технологии
методическая разработка по физике (8 класс)

Журавлева Светлана Егоровна

игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках физики

(из опыта работы учителя)

физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Игровые технологии   (Л.П. Борзова, Л. А. Венгер)

Цель: создание при помощи игровых приёмов таких ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к образовательной деятельности.

Задачи:

  1. создать условия для моделирования жизненных и учебных проблемных ситуаций и сосредоточивать игровые действия обучающихся вокруг реальных проблем и отношений (экологических, социальных, политических, экономических);
  2. решить задачу использования обучающимися личного опыта, своих представлений о решении проблемы;
  3. повысить интерес обучающихся к изучению физики через включение игры в образовательную деятельность, создание ситуаций, наполненных эмоциональными переживаниями;сформировать образовательную среду, в которой происходит личностное становление учащихся. 

Формулирую перед обучающимися дидактическую цель в форме игровой           задачи.

1.        Создаю образовательную среду, в которой учебная деятельность подчиняется правилам игры.

2. Использую учебный материал           в качестве средства для достижения дидактической цели игры.

3. Ввожу в учебную деятельность элементы соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

4. Подвожу итоги, при этом успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом.

1. Повысился уровень самостоятельности обучающихся, их коммуникативных компетенций.

2. Сформированы навыки работы обучающихся с дополнительными источниками информации.

4.Повысился интерес к предмету у слабо мотивированных учеников, в результате чего сократилось количество слабоуспевающих.

5. Сформировались умения применять знания в нестандартной ситуации


Предмет исследования: Игра- средство развития познавательного интереса учащихся по физике.

Гипотеза: Использование игры на уроках, во внеклассной работе по физике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к физике.

Успех любой игры зависит от ее организации.

Она состоит из следующих этапов:

  • Предварительная работа
  • Подготовительный
  • Проведение игры
  • Подведение итогов игры

Игры можно создавать совместно с учащимися.

Умения, которые развивает создание учебных игр (организационные, мыслительные, мыслительно- речевые, творческие):

  • Организовывать этот вид деятельности,
  • Наполнять структуру игры конкретным содержанием,
  • Анализировать учебник и дополнительную литературу,
  • Формулировать вопросы, развивая устную речь.

Как придумать учебную игру по физике

Пояснения

• Смысл термина. Игра - это один из видов деятельности.

• Значение. Игра важна для становления человека. В ней формируются реакции, мыслительные и двигательные способности, моральные, нравственные и волевые качества личности, умения действовать в коллективе; оказывает она влияние и на развитие знаний и умений.

Поэтому задание «создать учебную иrру» - не только творческое, но и полезное для самого автора, его друзей, одноклассников, учебного процесса.

• Виды игр. Игры бывают:

подвижные (типа эстафеты, «Кто быстрей?» и др.) и настольные; ролевые и с дидактическим материалом (карточками, пособиями типа «лото», «домино» и др.); развлекательные, развивающие и учебные.

Мы будем вести речь об учебных играх по физике. Они могут быть разного вида, но в основе их должны лежать физические знания или умения.

 • Формы игр. 

Игра может быть: индивидуальная ( каждый играет за себя), групповая, коллективная.

• Структура игры. В каждой игре обычно бывает 4 этапа:

 1 - Мотивация;

2 - Инструктаж;

3 - Выполнение игрового задания;

4 - Подведение итогов.

Разъяснения

Для осуществления мотивации вы должны придумать, как сделать, чтобы будущие игроки почувствовали интерес к тем действиям, которые им предстоит совершить, к цели игры и захотели в нее «включиться».

Инструктаж - это рассказ о том, в чем заключается игра, и что должен делать каждый игрок,

Выполнение игрового задания - это сам ход игры.

В «Подведение итогов» входит объявление победителя и удач, награждение отличившихся, оглашение главных причин неудач.

• Этапы работы по созданию игры: 

1- создание замысла; 11 - наполнение замысла конкретным содержанием.

Часть 1. Создание замысла игры

1. Прежде всего, решите, зачем вы хотите провести игру, или ответьте на вопрос: «Чего Я хочу добиться?» (этот вопрос будет первым).

Ответ определит цель; его вам придется выбирать из следующих вариантов: хочу проверить или развить а) знания по предмету, б) мышление, в) воображение, г) речь, д) способность общаться, е) принимать решение, ж) доказывать, з) быстро действовать.

2. Ответьте себе на второй вопрос: «На каком конкретно учебном материале будет строиться игра?» Этим вы определите тему игры и тему проверяемых

знаний.

з. Дайте себе ответ на третий вопрос: «Какие конкретно у м е н и я будут проверять ?»

4. Обдумайте ответ на четвертый вопрос: «За счет каких действий игроков может быть осуществлена намеченная проверка знаний и умений либо их развитие?»

Чтобы ответить на него, нужно решить: в какую деятельность в ходе игры вы хотите «включить» игроков.

5. Ответьте на пятый, самый обширный вопрос: «Как будет организована игра?»

Для этого предстоит решить:

а) какую форму вы придадите игре (коллективную, групповую,

индивидуальную),

б) сколько у игры будет этапов,

в) какое время отводится на каждый этап.

г) что конкретно должны делать игроки на каждом этапе, те. какие виды заданий им предложат,

д) будут ли - как и кто - фиксировать результаты игры,

е) предусматривается ли обсуждение итогов? Если «да», то в какой форме,

ж) будут ли призы или награды? За что их вручают? Кто это будет делать?

6. Продумайте, как будут проходить основные этапы игры (1 -мотивация, 2 - инструктаж, 3 - выполнение игровых заданий, 4 -подведение итогов).

Пояснение. Выполнив шаги 1 - 6, вы создадите замысел игры, ее основу, скелет.

Часть 11Наполнение игры конкретным Физическим содержанием 

Эта часть заключается в придумывании связанных с физикой (пройденным материалом) игровых заданий, вопросов и действий, которые будут предложены игрокам.

Пример «Создаю игру»

Часть 1. Выстраиваю замысел игры, а для этого отвечаю на вопросы 1 - 6.

1.Зачем хочу провести игру?

 Хочу проверить знания основных терминов, определений, законов, устройств.

2. На каком материале будет строиться игра?

По теме электромагнитные явления в 9 классе. По этой теме я намерена проверять знания.

З. Какое умение будет проверять игра? 

Проверять буду умения определять физическое явление и его проявление в технике, жизни.

4. За счет каких действий будет выполнена проверка знаний и умений? Проверку знаний буду вести путем получения устных ответов на заданные вопросы. Проверка умений будет проходить по карточкам с рисунками.

5. Как будет организована игра. 

Игра будет групповая: в ней участвуют 3 группы учащихся (по рядам).

• У игры будет 7 этапов.

• На каждый этап отводится 4 мин.

• Результаты игры будут фиксировать учащиеся-«смотрители». • Обсуждение итогов игры не предусматривается.

• Награды

будут вручены командам победительницам, набравшим большее количество баллов каждого этапа. Их вручит Главный «смотритель».

6. Как будут проходить основные этапы игры?

Мотивация. Учитель объявит: «Сегодня на уроке будет соревнование на звание «Наш лучший фИЗИК».Участники - три ряда. Разыгрываем три первых места. Победители получат сладкие призы и отличную отметку в журнал. Готовы сражаться? - Готовы! Хорошо!».

Инструктаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...