Методическая разработка к уроку "Световые явления"
методическая разработка по физике (8 класс)

Пашина Наталья Викторовна

Презентация  для обобщения нового материала по теме  "Световые явления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetovye_yavleniya.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Световые явления» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Киреевская средняя общеобразовательная школа №7» администрации муниципального образования Киреевский район Пашина Наталья Викторовна учитель физики 6-13-35 Kir_shola7@mail.ru

Слайд 2

Цели работы: Повысить эффективность учебного процесса, усилить мотивацию, Развить мышление, внимание, воображение. Добиться более глубокого понимания данной темы учащимися. Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

Слайд 3

Содержание: Свет. Источники света Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления света Линзы Тренажёры

Слайд 4

Свет- это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. В этой связи свет называют видимым излучением.

Слайд 5

Световой луч Это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Слайд 6

Источники света Тела, от которых свет исходит, называются источниками света. Естественные Искусственные

Слайд 7

Естественные источники света Звёзды Светлячки Солнце Гнилушки Атмосферные разряды

Слайд 8

Искусственные источники света. Тепловые Люминесцирующие Точечные

Слайд 9

Тепловые источники светят потому, что сильно нагреты Тепловые Электрические лампочки Газовая горелка Пламя

Слайд 10

Люминесцирующие Люминесцентный свет иначе называют "холодным светом". Люминесцентные лампы Газосветовые лампы Экран телевизора

Слайд 11

Все источники имеют размеры. Эти размеры можно сравнивать с расстоянием до объекта, который принимает излучение. Если размеры светящегося тела намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело называем точечным источником . В противном случае источник является не точечным . Примером могут служить громадные звёзды, во много раз превосходящее Солнце, воспринимаются нами как точечные источники света, так как находятся на колоссальном расстоянии от земли. Точечный источник света

Слайд 12

Если между точечным источником света и экраном расположить непрозрачное тело, то на экране образуется тень . Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника . Тень получают построением используя два луча исходящих из источника света, касающихся непрозрачного объекта. Лучи продолжают до экрана и получают изображение тени.

Слайд 13

Полутень – это та область, в которую попадает свет от части источника света. Если источник не точечный, то из каждой точки его поверхности можно провести бесконечное количество лучей. На схеме представлены лучи исходящие из двух точек излучающей сферы (вполне достаточно). Поместив между источником и экраном непрозрачное тело получают картину состоящую из тени и полутени.

Слайд 14

Описанные примеры подтверждают прямолинейное распространение света. Т. к. источник света состоит из множества точек испускающих световые лучи, но на экране за непрозрачным объектом есть области где только часть лучей попадает от источника света, а есть области куда вообще свет не попадает. Основываясь на прямолинейном распространении света объясняются такие природные явления, как затмения Луны и Солнца.

Слайд 15

Солнечное затмение Лунное затмение К содержанию

Слайд 16

Отражение света. Законы отражения света.

Слайд 17

Человеческий глаз устроен так, что он может воспринимать только прямые лучи, т. е. Те лучи, которые прямо попадают в глаз. Поэтому в тёмном помещении луч от фонарика не виден, а видно только светлое пятно. Если помещение запылено, то луч света от фонарика виден. Это явление можно объяснить только тем, что пылинки могут изменять прямолинейное распространение света. Это явление называется отражением света. Этим свойством обладают все тела, исключением может служить только абсолютно чёрное тело.

Слайд 18

Закон отражения света для механических (акустических) волн справедлив и для световых лучей, т.е. Закон отражения света: Угол падения α равен углу отражения β. Углы падения и отражения измеряются между направлением луча и перпендикуляром к поверхности. Падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр лежат в одной плоскости. < α =< β

Слайд 19

Законы отражения справедливы и при обратном направлении хода световых лучей. Луч, распространяющийся по пути отраженного, отражается по пути падающего луча. Это означает обратимость хода световых лучей. Пример обратимости можно увидеть на примере двух анимаций. Меняя угол падения от 0 до 90, можно наблюдать за изменением угла падения.

Слайд 20

Преломление света.

Слайд 21

Преломление света — явление, при котором луч света, переходя из одной среды в другую, изменяет направление на границе этих сред.

Слайд 22

Преломление света происходит по следующему закону: Падающий и преломленный лучи и перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред: n- показатель преломления среды

Слайд 23

При изменении угла падения изменяется и угол преломления. Чем больше угол падения, тем больше угол преломления. Если свет идет из среды оптически менее плотной в более плотную среду, то угол преломления всегда меньше угла падения: β < α. Луч света, направленный перпендикулярно к границе раздела двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления. К содержанию

Слайд 24

Линзы Отражение и преломление света используют для того, чтобы изменять направление лучей или, как говорят, управлять световыми пучками. На этом основано создание специальных оптических приборов, таких, например, как лупа, телескоп, микроскоп, фотоаппарат и другие. Главной частью большинства из них является линза. Например, очки - это линзы, заключенные в оправу. Уже этот пример показывает, какое значение имеет для человека применение линз.

Слайд 25

Линзой ( от лат. lens - чечевица ) называется прозрачное ( обычно стеклянное ) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. Виды линз выпуклые линзы , у которых середина толще, чем края (Образцы- 1,2,3) вогнутые линзы , у которых середина тоньше, чем края (Образцы- 4,5,6)

Слайд 26

Буквой F обозначены фокусы линзы - точки, в которых собираются параллельные оптической оси лучи, прошедшие через линзу (или их продолжения).

Слайд 27

Буквой F обозначают также и фокусное расстояние линзы - расстояние от фокуса до оптического центра линзы. Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы : Чем меньше фокусное расстояние линзы, тем больше ее оптическая сила, т. е. тем сильнее она преломляет лучи. + -

Слайд 28

Ход лучей света в выпуклых и вогнутых линзах различен. Выпуклые стеклянные линзы, находящиеся в воздухе, преобразуют параллельный пучок световых лучей в сходящийся; поэтому иначе их называют собирающими . Вогнутые стеклянные линзы при этом создают расходящийся пучок света, поэтому их называют рассеивающими . Собирающая линза Рассеивающая линза Близорукость глаза исправляется с помощью рассеивающей линзы ; дальнозоркость— с помощью собирающей линзы К содержанию

Слайд 29

Кроссворд 3.Определите вид линзы: 2. Определите тип линзы: 4. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. 5. Область, в которую попадает свет от части источника света. 7. Каким источником называют светящееся тело, которое намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие? 1. Как по- другому называется видимое излучение? 6. Явление, при котором луч света, переходя из одной среды в другую, изменяет направление на границе этих сред. 8. Область пространства, в которую не попадает свет от источника. Перейти к бланку

Слайд 30

6 1 2 5 3 4 7 8 В О Ч Е Ч Й Ы Е И Н Е Л М О Л Е Р П К Я О Л у Т Е Н Т Е Н Ь Л Н И А З Я П У П Ы В Т Т О Г А Н С Е 1 2 4 5 3 7 6 8 К вопросам

Слайд 31

Тест: 2. Оптическая сила линзы- это: А) величина, обратная её фокусному расстоянию Б)линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света В) Расстояние от линзы до её фокуса Г) Величина, характеризующая скорость распространения света 3.Какое из перечисленных явлений относится к световым: А) плавление металла Б) ржавление металла В)солнечное затмение Г) взаимодействие с молекулами Ответ: А Ответ: А Ответ: В 1 . Прямолинейное распространение света подтверждают: А) солнечные и лунные затмения Б)возникновение радуги В)миражи в пустыне Г)вспышки молнии

Слайд 32

5. Какую линзу можно применять при дальнозоркости: А) собирающую Б)рассеивающую В)любую 6.Как изменится угол между падающим и отражённым лучом при увеличении угла падения на 10 градусов: А) не изменится Б)увеличится на 5 градусов В) увеличится на 10 градусов Г)увеличится на 20 градусов Ответ: А Ответ: А Ответ: Г п 4. Какое из утверждений относится к законам отражения света: А) угол отражения равен углу падения Б) угол отражения больше угла падения В) угол отражения меньше угла падения Г)лучи падающий и отражённый взаимообратимы

Слайд 33

Качественные задания 1. Почему маринованные и солёные огурцы и помидоры, которые находятся в закатанной банке, выглядят крупнее? Ответ: Мы видим предметы в банке, как через собирающую линзу, которая даёт увеличенное изображение 2. Почему по очкам, которые висят на носу у человека можно рассказать о дефектах зрения? Ответ: Глаза у человека в очках кажутся либо увеличенными, либо уменьшенными. 3. Почему днём не видно звёзд? Ответ: Солнечный свет днём сильнее и та его видимая часть, которая рассеивается атмосферой, ярче света звёзд.

Слайд 34

Ответ: Графин с водой действовал, как обирающая линза и сфокусировал солнечные лучи на легко воспламеняющемся предмете. 5. Почему от света фар лужи на асфальте ночью кажутся нам «водителям» тёмным пятном? Ответ: Потому что свет от фар не попадает в глаза при отражении от гладкой поверхности луж. К содержанию 4.Расследуйте преступление. Место преступления: сгоревшая веранда. Момент преступления: жаркий солнечный день. Почему виновником признали стоящий на подоконнике стеклянный графин с водой.

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 8 классе: «Тепловые явления».

Форма проведения урока: применекние дидактических игр на уроках физики.Цель урока: уметь обяснять обнаруженные в конкретных ситуациях явления и свойства обектов на основе приобретённых научных знаний....

Методическая разработка: " Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

Предмет: природоведение . Методическая разработка  урока ознакомления с новым материалом по теме " Явления природы. Физические и  химические явления".Технологии :информационно-ком...

методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...

методическая разработка урока по теме: Явление тяготения.Сила тяжести

Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: Явление тяготения.Сила тяжести...

Методическая разработка урока по теме "Тепловые и электрические явления" 8 класс

Урок-игра по теме: "Тепловые и электрические явления " можно проводить в качестве повторения или внеклассного мероприятия в 8 классе....

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В данной презентации представлени материал, разработанный для темы "Световые явления" - 8 класс, учитывая психолого- педагогические особеннисти учащихся данного возраста, ФГОС.Планирование сотавлено п...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...