Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики
статья по физике (8 класс)

Бурмакина Наталья Викторовна

Данная статья носит повествовательный характер о возможности и необходимости использования цифровых оюразовательных ресурсов на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики.

Современный электронный учебник представляет собой комплекс программного и педагогического обеспечения, в котором широко используются интерактивный текст, мультимедийные картинки, видеофрагменты, анимации, учебный материал разбит на систему модулей, связанных гиперссылками. Электронные учебные энциклопедии и словари могут быть классифицированы по структуре: алфавитные и систематические; по содержанию информации: универсальные и предметные, специализированные; по уровням и профилю образования: общеобразовательные и профильные; по форме представления информации: электронные копии традиционных энциклопедий и мультимедийные энциклопедии; по исполнению: как разновидность локальных информационных ресурсов и как разновидность ресурсов сети Интернет; по степени активности виртуальной среды: пассивные (сообщающие требуемую информацию) и интерактивные (предусматривающие обратную связь с пользователем). Как правило, электронная учебная энциклопедия представляет собой упорядоченную систему отдельных модулей, в каждом из которых представлена информация по соответствующему вопросу. Используется гипертекст, содержащий рисунки, фотографии, анимации, фильмы с аудио-сопровождением. Иногда содержатся методические рекомендации и задания для учащихся. Набор образовательных CD и DVD дисков, содержащих различные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники и энциклопедии, учебные фильмы, тематический каталог предметных и методических пособий, позволяет создать электронную медиатеку, которую удобнее всего организовать на базе компьютерного класса, имеющего выход в Интернет. В результате использования компьютерной техники повышается интерес к изучаемому предмету, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое развитие личности, учащиеся глубже овладевают ИКТ

На уроках  использую электронные учебники:

  1. 1С:Школа.Физика.7-11 классы. Библиотека наглядных пособий. Дрофа
  2. 1С:Школа.Физика.Подготовка к ЕГЭ .10-11 классы. Дрофа.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс. Кирилл и Мефодий.
  4. 1С: Образование 4.Школа. Цифровые образовательные ресурсы. Физика и астрономия 7-9 класс под редакцией Пинского А. А. Издательство «Дрофа»
  5. 1С: Образование 4.Школа. Цифровые образовательные ресурсы. Физика . 10 класс. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К.Издательство «Дрофа»

Информационные объекты, входящие в эти электронные ресурсы можно классифицировать по следующим типам:

  1. Видеофрагменты, представляющие собой физические эксперименты, занимательные опыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффектные физические явления, и современные технические устройства.

Видеофрагменты полезно использовать при недостаточной укомплектованности кабинета физики средствами, позволяющими проводить демонстрационные опыты и эксперименты. Ряд известных экспериментов требуют затемненного кабинета, длительной подготовки или проекционного оборудования (отражение свечи, поляризация света, полное внутреннее отражение), поэтому их также сложно показать в реальных условиях. Конечно, если имеется возможность показать реальный эксперимент, то это следует сделать. Видеофрагменты хороши для повторения, самостоятельной работы учащихся.

2. Анимации, представляющие собой динамичные иллюстрации теоретических представлений, работы технических устройств или природных явлений. Некоторые из них является короткими фрагментами без звука, которые могут сопровождать рассказ учителя, другие анимации имеют звуковое сопровождение, согласованное с визуальными смысловыми акцентами, и может использоваться для самостоятельного просмотра учащимися с последующим обсуждением.

3. Фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.

4. Рисунки, которые являются иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, образное представление физических величин, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т.п

5. Текстовые фрагменты, представляющие собой определения физических понятий, величин, явлений, формулировки законов и границ их применимости, описания важнейших технических устройств, упоминающихся в школьных учебниках.

6. Обобщающие таблицы, являющиеся сводом основных понятий и законов, изученных в данной теме. Обобщающие таблицы могут содержать разнообразную информацию: текстовую, графическую, символьную и т.д.

7. Подборка тестовых заданий для контроля знаний по содержанию.

 Тесты, позволяют проверить уровень усвоения учащимися различных тем, оценки за которые выставляются в электронный журнал. 

8. Подборка аудиотреков с рисунками для заучивания терминов, определения и формулировки законов, для проверки правильности ответов, для самопроверки. 

9. Интерактивные задачи. Иллюстрированная подборка вопросов и задач. Для отработки умения решать задачи

10.Интерактивные модели. Позволяют графически решить поставленных ситуаций, провести эксперименты в виртуальной лаборатории, построить графики

11.В некоторых учебниках есть журнал, позволяющий контролировать учащихся при самостоятельной работе

11.Справочные материалы.

Использование  мультимедийных  ЦОР позволяет создавать образовательную развивающую среду для формирования коммуникативных компетенций :  обсуждение, работа с информацией,решение поставленной проблемы.

Использование Интернет-ресурсов на уроках физики.

Интернет-технология — автоматизированный способ хранения, передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной сети. Всемирная Паутина (World Wide Web — WWW) позволяет получать доступ к различным каталогам, базам данных, пользоваться электронной доской объявлений, проводить компьютерные конференции, общаться в реальном масштабе времени, то есть читать информацию по мере ее ввода другим пользователем. Это делает возможным дистанционное образование, предполагающее доступ обучаемых к информационным ресурсам по Интернет, использование электронной почты для рассылки учебных текстов и контрольных работ, участие в Интернет- олимпиадах.

Это позволяет развивать информационную компетентность.

Информационная компетентности

 Задачи по формированию

Формирование процессов переработки информации

Выработать у учащихся умение анализировать поступающую информацию.

Научить учеников формализации, сравнению, обобщению, синтезу полученной информации с имеющимися базами знаний.

Сформировать алгоритм действий по разработке вариантов использования информации и прогнозированию последствий реализации решения проблемной ситуации.

Выработать у учащихся умение генерировать и прогнозировать использование новой информации и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний.

Заложить понимание необходимости наиболее рациональной организации хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти.

Формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций ученика

Создавать условия, которые способствуют вхождению ученика в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций.

Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации

Сформировать у учащихся умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик.

Сформировать понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности.

Ознакомить учеников с  особенностями средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков.

Сформировать у учащихся технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий).

Навыки коммуникации, умения общаться

Сформировать у учащихся знание, понимание, выработать навыки  применения языков (естественных и формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных).

Способность к анализу собственной деятельности

Сформировать у учащихся способность к осуществлению рефлексии информации, оценки и анализа своей информационной деятельности и ее результатов. Рефлексия информации предполагает раздумья о содержании и структуре информации, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании информации, о возможности использования человеком ее содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы.

Привлекаю учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий, политинформаций. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы. Размещаю свои разработки на персональном сайте.

Использование презентаций на уроках физики

При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя физики может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любой теме с минимальными временными затратами. Оно отличается от других интерактивных средств, для аналогичных целей простотой, так как построено по принципу "программирование без программирования", и его основные возможности могут быть освоены учителем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

К преимуществам Microsoft PowerPoint как инструментального средства разработки мультимедиа-приложений можно отнести:

  • доступность (пакет Microsoft Office сегодня считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера);
  • легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций (при достаточно широком наборе имеющихся возможностей, в частности, для реализации "оформительских" анимационных эффектов;
  • возможность переноса  данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel.

Презентации на уроках физики могут быть применены как замена плакатов или таблиц который встречаются во всех разделах физики. С помощью одного  компьютера и диапроектора можно показывать ученикам различные плакаты и таблицы с возможностью увеличения или выделения какой-либо части таблицы простым движением руки. Отпадает необходимость в использовании всякого рода графопостроителей и диапроекторов старого типа. Также несомненным удобством такой замены является то, что новые материалы для использования на уроках не надо заказывать или покупать, потому что посредством программы Power Point, их легко сделать самому или можно скачать из глобальной сети Интернет.

Рассмотрим преимущества применения презентации взамен устаревшим плакатам:

  • Одним из основных преимуществ применения презентаций является то, что посредством презентации легко показать картину движения физических объектов (например молекул) которая практически не разрешима при применении обычных плакатов.
  • Еще одним из преимуществ компьютерных презентаций является их малогабаритность, сотни и даже тысячи презентаций можно уместить на небольшом диске или флеш карте. В отличии от больших стопок и рулонов плакатов.
  • Если возникает необходимость изменить какой-то плакат то приходится покупать новый, а презентации легко могут быть модифицированы исходя из современных научных и педагогических требований к ним.

Применение презентаций на уроках физики в качестве демонстрационного материала намного выгоднее в плане обучения, так как внесение новинок и красок в урок делает его более запоминаемым и понятным.

При подготовке презентации необходимо заранее продумывать структуру урока, последовательность слайдов должна предполагать определенный темп и логику изложения материала, т.е. в процессе подготовки презентации создается сценарий проведения урока.

Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Можно разработать также презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года для 8-11 классов. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Такой входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем учебном году, позволяет экономить время на повторение. Презентацию можно использовать при  закреплении  нового материала.

На этапе закрепления новых знаний можно провести  игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы.

Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую электронные презентации («Профилактика алкоголизма и курения среди подростков», «Влияние сотовых телефонов на организм человека», «Правильный рацион питания» и др. ), которые позволяют красочно и наглядно представить материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия. 

Для того чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности, необходимо, чтобы учитель в полной мере владел методикой обучения любому методу. Поэтому очень важно самообразование педагога, его готовность постоянно овладевать новыми методами и формами работы, активное включение инноваций в учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Применение цифровых образовательных ресурсах на уроках истории

Статья на тему "Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории"...

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативно...

Методика применения цифровых образовательных ресурсов на уроках физической культуры в начальной школе

В статье описывается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов на уроках физической культуры в начальной школе при разучивании нового материала с учащимися....

Разработка и применение цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики для учащихся 5 – 7 классов

Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот п...

применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математика

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся падает интерес к математике по разным причинам, одна из которых – это трудность предмета. Я говорю своим ученикам, что по русскому языку в...