Как написать проект
методическая разработка по физике (10 класс)

    Рабочая программа курса «Проектная деятельность старшеклассников»  рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.

Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt.docx288.44 КБ
PDF icon kak_podgotovit_proekt.pdf240.66 КБ
PDF icon organizatsiya_raboty_nad_proektom.pdf1.71 МБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\для Халлиулиной Н.А\4 001.jpg

Рабочая программа курса «Индивидуальный проект»

Пояснительная записка.

 Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным  в различных социальных группах.

Среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Время активно набирает свою скорость. Прогресс науки стал неотъемлемой частью жизни человека и всего общества в целом. В данное время господства научно-технического прогресса, человек стал чаще и чаще обращаться к своим извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, здоровому образу жизни и уважительному отношению друг к другу.

В новом обществе человеку крайне необходимо использовать новые информационные технологии во всех сферах своей жизни. Не исключением стала и современная школа. В наше время учитель должен активно использовать компьютер в своей педагогической деятельности, так как главная задача для школы – это воспитание нового поколения, которое должно уметь думать и уметь самостоятельно получать и приобретать необходимые ему знания.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:

-Способность к адаптации;

-Ответственность перед другими людьми;

-Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;

-Способность к коммуникации.

    Рабочая программа курса   « Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС СОО.

Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так как знания и умения, необходимые для организации проектной  деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

    Рабочая программа курса «Проектная деятельность старшеклассников»  рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.

Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Целью проектной деятельности является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

-проявлять социальную ответственность;

-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

-генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;

• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;

• воспитывать сознательное отношение к труду;

• развивать навыки самостоятельной научной работы;

• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;

• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;

• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

  • развивать навыки проблематизации (формулирования ведущий проблемы и подпроблем, постановки задач, вытекающих из этих проблем)
  • развивать исследовательские навыки, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
  • развивать  навыки целеполагания и планирования деятельности;
  • обучить  выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • обучить поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • развивать навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • развивать навыков конструктивного сотрудничества;
  • развивать навыков публичного выступления.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны  владеть навыками:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных приборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.

Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

  Цели и задачи исследования.  Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.

Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.

Планируемые результаты проектной деятельности:

Личностные

У школьников  будут сформированы:

•      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•      ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

•      способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•      чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

•      внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•      выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•      устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•      адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

•      осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

•      планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•      учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•      осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•      оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•      адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•      различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

•      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•      самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 Познавательные

Школьник научится:

•      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•      осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•      строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

•      проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

•      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•      записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

•      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

•      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

•      адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•      допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•      формулировать собственное мнение и позицию;

•      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•      задавать вопросы;

•      использовать речь для регуляции своего действия;

•      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

•      учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•      понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•      аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•      задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

•      осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•      адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•      адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Структурная логика учебного проектирования

1. Инициирующий Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы.

2. Основополагающий Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.

3. Прагматический  Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности.

4. Заключительный Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели.

5. Итоговый Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый Моделирование идеальной ситуации Анализ имеющейся информации Определение потребности в информации Определение и анализ проблемы Сбор и изучение информации

2. Аналитический Постановка цели проекта Анализ ресурсов Определение задач проекта Планирование продукта Определение способа разрешения проблемы Анализ имеющейся информации Анализ рисков Определение потребности в информации Составление плана проекта: пошаговое планирование работ Сбор и изучение информации

3. Практический Выполнение плана работ Текущий контроль

4. Презентационный Предварительная оценка продукта Презентация продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Содержание учебного курса

Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.

Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.

Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.

Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.

Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.

Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование». (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Создание компьютерной презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Название темы занятия

Количество

часов

Примечание

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16-17

18

19

20

21

22-24

25-26

27-28

29-30

31-33

34-35

 1. Вводное занятие. Метод проектов. Знакомство с проектной деятельностью.

2. Основные требования к проектам.

3. Структура учебных проектов.

4.-5. Классификация учебных проектов.

6. Терминология проектной деятельности.

7. Паспорт проектной работы.

8. Планирование работы.

9. Тематика проектов, выбор темы проекта, его типа.

10. Разработка целей и задач проекта.

11. Планирование работы по реализации проекта.

12. Обоснование актуальности выбранной темы.

13. Определение предмета и объекта исследования.

14. Подбор теоретического материала по выбранной теме.

15. Анализ литературных источников по выбранной теме.

16-17. Индивидуальное собеседование по этапам реализации проектов.

18. Определение методик проведения эксперимента (наблюдение, анкетирование,  интервьюирование и т. д.).

19. Составление анкет, вопросов интервью, проведение наблюдения.

20. Оформление результатов наблюдения, анкетирования, интервьюирования.

21. Анализ первичных результатов, обсуждение выводов и результатов.

22-24. Подготовка проектной работы.

25-26. Оформление проекта.

27-28. Подготовка доклада к защите проекта.

29-30. Подготовка презентации: оформление, дизайн.

31-33. Защита проекта.

34-35. Подведение итогов защиты.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

3 ч.

2 ч.

Список литературы

1. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006

2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

3.     Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.

   4.   Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005

5.     Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.

6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.

7.Щербакова      С.Г.      Организация      проектной      деятельности      в образовательном учреждении, Волгоград,  Корифей, 95 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)

2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)

3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)

4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)

5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)

6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)

7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)

8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)

9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как написать и оформить отличный проект или исследование » (памятка для ученика)

Данная статья содержит рекомендации по реализации проектной или исследовательской работы. Формально она адресована ученику, но подразумевает и то, что о на конкретном примере, который приводиться в ст...

О реализации проекта "Что написано пером..."( опыт школьного книгоиздания)

Проект является  одним  из действенных ресурсов для  реализации  стремления  школьников и педагогов к личностному   самовыражению, сохранённому  посредством печ...

О проекте "Что написано пером..."

Представление проекта -участника конкурса на ежегодную Премию Губернатора Московской области...

Как написать проект. рекомендации к написанию

Рекомендации по написанию проектов созданы в помощь студентам и преподавателям, участвующим в  ежегодном Конкурсе студенческих проектов, проводимом в техникуме физической культуры. В пособии пред...

Проект "Как написать сочинение "Анализ эпизода?"

Проект «Как написать сочинение «Анализ эпизода»? ссылка на сайт ГБОУ ДПО НИРО...

Как написать проект со студентом

Материал  для подготовки проектов с обучающимися...

Как написать проект?

Конспект урока для 8класса. На уроке мы продолжаем учиться выполнять проект. В рамках практической работы учимся создавать технологическую карту для изготовления русской народной куклы "домашняя ...