О реализации проекта "Что написано пером..."( опыт школьного книгоиздания)
проект по теме

Усманова Ольга Алексеевна

Проект является  одним  из действенных ресурсов для  реализации  стремления  школьников и педагогов к личностному   самовыражению, сохранённому  посредством печатного слова, ведь   трудно не согласиться с продолжением известной  народной мудрости: «Что написано пером…» Подготовлено и выпущено 3 печатных издания  на 337 страниц общим тиражом 750 экземпляров. С электронной версией изданий проекта можно познакомиться на сайте школы и портале ПРОшколу.ру.  Обязательной частью Проекта является создание видео-страниц  (в том числе музыкальных) по произведениям, опубликованным в его печатных изданиях.  Некоторые видеостраницы проекта размещены на  данном портале в разделе "Видео" моего мини-сайта или  здесь:

https://youtu.be/ET5TMQJncug     https://youtu.be/b9PENhcAeq0      https://youtu.be/_YoGkj-LL4c      https://youtu.be/arAl1cLQsDA      https://youtu.be/KwzuT-GpZFE       http://наше-подмосковье.рф/projects/503633/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-chto_napisano_perom.-usmanova.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс проектов на премию Губернатора «наше Подмосковье»

Проект «Что написано пером…»

Номинация «Больше чем профессия»

Автор проекта: Усманова Ольга Алексеевна

Род деятельности: образование

Кратко о себе:

Люблю свою работу, близких и друзей. Дорожу  преданными профессии коллегами. Именно такие люди объединяются в районном клубе "Педагогическая кухня", куратором которого меня избрали. Педагогический стаж - 31 год,  21 из них - в МБОУ СОШ № 10.  Учитель высшей категории, член Ассоциации учителей русского языка и литературы Московской области, вхожу в состав Общественного редакционного совета при администрации Красногорского муниципального района.  Горжусь достижениями своих учеников - медалистов, отличников, стобалльников на ЕГЭ, победителей и призёров различных олимпиад и творческих конкурсов - и радуюсь большим и маленьким победам каждого. Отсюда и мой "портфель успешности": дипломант областного конкурса "Учитель года"-1998, победитель ПНПО-2007, "Почётный работник общего образования РФ".  А главное - ощущение того, что дело, которому ты служишь, - это больше, чем профессия, ведь в мире есть только одна профессия - учитель,  остальные - от учителя. И слава Богу за всё!

Цель проекта:

Зафиксировать стремление школьников и педагогов к личностному самовыражению   через общественно-полезное литературное творчество и распространение педагогического опыта с последующим изданием  печатных продуктов проекта.

Задачи проекта:

1. Актуализация потребности школьников и педагогов в личностном и творческом самовыражении   через печатное слово.  2. Включение участников проекта в разработку содержательных модулей и поиск путей их продвижения как социально значимых. 3. Использование различных форм общения для развития коммуникативных навыков и раскрытия нравственно-эстетического потенциала учащихся,  для поддержки и поощрения идеи сотворчества в тандеме «учитель-ученик-родители».  4. Предоставление возможности диссеминации инновационного педагогического опыта работникам образования Красногорского района и Московской области.  5. Формирование позитивного имиджа «нашей новой школы» посредством мероприятий в рамках проекта и его конечных продуктов. 

Мероприятия в рамках  проекта:

1.Подготовительный этап: формирование концепции проекта и предложений о способах его реализации; разработка Положения о школьном издательском проекте; создание творческих групп; проведение консультаций, отбор материала для публикации. 2. Практический этап: редактирование, дизайн, вёрстка, создание видеостраниц, выход продукта. 3. Завершающий этап - торжественная презентация: 25.11.2011 - юбилей школы "Десятой - дважды десять!"(альманах "Школа - Учитель и Ученик") - 80 чел.; 27.12.2013 - Новогодний праздник  (календарь "Наш город -Красногорск!"- 50чел.; 10.12.2014 - открытое заседание районного клуба "Педагогическая кухня" (1-ый выпуск "рецептурной книги") - 60 чел.  Текущая работа и мероприятия проводятся в МБОУ СОШ №10 с УИОП во внеурочное время.

Охват проекта:

Охват участников и людей, на которых направлен проект, не ограничен. Постоянно действующая  аудитория проекта - около 30 человек под кураторством автора идеи. К реализации проекта привлекаются школьники и их родители, лучшие педагогические работники - победители и участники различных профессиональных конкурсов, руководители ОУ, сотрудники Управления образования, Методического центра, кафедр  АСОУ,   а также выпускники школы, ветераны,  молодые специалисты, заинтересованная общественность. Аудитория  проекта - разновозрастная.

Затраченные ресурсы:

 Проект долгосрочный, многомодульный, предполагающий использование творческого потенциала  участников и привлечение к его реализации на общественных началах талантливых педагогов, одарённых школьников и их родителей вне уроков.  Тиражирование электронной версии продуктов проекта осуществляется инициаторами  безвозмездно, оплата типографских услуг происходит за счёт  благотворительных средств  или  добровольных пожертвований участников и заинтересованных в жизни проекта людей. Все мероприятия проводятся на базе МБОУ СОШ №10 по согласованию с её руководством.

Краткое описание проекта:

«Что написано пером…» - это серия издательских продуктов, предъявляющих школе и общественности творческий и личностный потенциал учащихся и педагогов для создания позитивного  имиджа образовательных учреждений, поддерживающих инновации и  идею сотворчества в тандеме «учитель-ученик-родители».

Достигнутые результаты:

Разработан механизм реализации проекта.  Подготовлено и выпущено 3 печатных издания общим тиражом 750 экземпляров, подаренных авторам, детям и учителям, родительским комитетам, школьным библиотекам района, почётным гостям презентаций, Администрации и депутатам нашего района.  Опубликовано около 200 разножанровых работ, создано 12 видеостраниц, применимых в просветительских и методических целях и одобренных профессионалами и общественностью.  Диссеминирован опыт реализации издательского проекта через представление на педагогических конференциях муниципального, регионального, федерального, международного уровней и на Интернет-порталах.  Возросло количество  участников и победителей литературных конкурсов и публикаций в различных изданиях.   Испытана радость творческого созидания, доказывающего  справедливость пословицы: "Что написано пером, то не вырубишь топором".

Полное описание проекта:

 – А кто в нашей школе главный: учитель или ученик? –  в очередной раз  обращаемся  мы  к обсуждению вопроса о «НАШЕЙ  НОВОЙ  ШКОЛЕ»  и заканчиваем его  утверждением о существовании  здесь некоего «совместного производства», продукт которого  - наше будущее. Рождается экспромт:  Многое в жизни должно быть в нас прочно: что-то навечно, а что-то на миг… Но есть и то, что всем важно бессрочно: Школа  -  Учитель и Ученик! «Да об этом можно целую книгу написать! И не одну!» - эта идея  положила начало работы над  издательским проектом «Что написано пером…»,  цель которого  такова:  зафиксировать стремление школьников и педагогов к личностному самовыражению   через общественно-полезное литературное творчество и распространение педагогического опыта с последующим изданием  печатных продуктов проекта. «Что написано пером…» - это серия издательских продуктов, предъявляющих школе и общественности творческий и личностный потенциал учащихся и педагогов для создания позитивного  имиджа образовательных учреждений, поддерживающих инновации и  идею сотворчества в тандеме «учитель-ученик-родители». Тематические и технологические аспекты деятельности определили одну из главных задач: использование различных форм общения для развития коммуникативных навыков и социализации нравственно-эстетического потенциала учащихся,  для поддержки и поощрения идеи сотворчества в тандеме «учитель-ученик-родители».  Старт проекта обусловлен важными событиями: Год учителя и Юбилей школы. Вскоре стало ясно, что проект будет состоять из нескольких самостоятельных модулей, три  из которых успешно реализованы к 2015 году. Окончательное завершение проекта зависит от инициативы и возможностей участников проекта.

Модуль №1: "Школа - Учитель и Ученик" (альманах к юбилею школы).

 Основополагающий принцип реализации этого модуля проекта – технология сотворчества.  В школьной творческой лаборатории накопилось немало рукописных сборников  оригинальных сочинений на  различные темы. Что делать с этим  поистине духовно-нравственным богатством? Как сохранить самое лучшее для общей пользы? Печатный альманах  стал создаваться согласно разработанному Положению о школьном издательском проекте «Школа – Учитель и Ученик» (См. Приложение).  На основе собранного материала сформировались разделы книги: Глава 1. «Наша -  Моя  -  Десятая!» (вместо вступления). Глава 2. «Я иду на урок…» (учителя о школе, о коллегах, об учениках, о себе, о разном). Глава 3. «Не одарённых детей просто нет!» (ученики о школе, об учителях…и не только).  Глава 4. «Школа, которую строим МЫ!» (вчера, сегодня, завтра и всегда). Почти 200 авторов  из числа учеников и учителей  после конкурсного отбора получили возможность посредством печатного слова в разных жанрах и формах выразить своё отношение к окружающему миру, людям, событиям, школьной жизни – многому из того, что определяет их гражданскую позицию и помогает другим в этом.

В процессе работы среди учителей, выпускников, учеников и их родителей появились проектные группы и ответственные за редактирование, корректировку, набор текстов, художественное оформление, дизайн и вёрстку, создание видеостраниц по главам альманаха, а также менеджеры по работе со спонсорами. Книга тиражом 350 экземпляров  была  издана за счёт спонсорских средств, благотворительной помощи  общественного Управляющего совета школы и пожертвований инициаторов проекта.

В атмосфере творческого единения в течение одного  года длился практический этап.  Проект по созданию альманаха был успешно завершён 25.11.2011, о чём свидетельствовала его торжественная презентация с демонстрацией видеостраниц альманаха на юбилее школы, где  вручались авторские экземпляры всем участникам проекта и гостям праздника. Сложная, долгосрочная, но интересная, креативная работа по реализации издательского проекта «Школа – Учитель и Ученик» укрепила замечательную традицию, основанную на взаимодействии творчески ориентированных детей и взрослых  школы № 10 г. Красногорска. Книга стала популярной, получает  благодарственные отзывы, её электронная версия опубликована в Интернете, материалы альманаха используются  на родительских собраниях,  учебно-воспитательных мероприятиях школы и района, на примерах лучших сочинений учатся  новые поколения участников литературных конкурсов разных уровней. Диссеминирован опыт реализации издательского проекта через представление на педагогических конференциях муниципального, регионального, федерального, международного уровней и на Интернет-порталах.   Всё это, безусловно, влияет на формирование позитивного имиджа «нашей новой школы» в целом.

Модуль №2: "Наш город  -  Красногорск!" (подарочное издание художественного календаря).

Вдохновлённые успехом пройденного этапа, исполнители проекта инициировали продолжение, а общественный Управляющий совет школы поддержал его и предложил тему, связанную с достопримечательностями Красногорска и его окрестностей. Ответственными за продвижение проекта во главе с учителем русского языка и литературы вызвались стать ученики 6-В класса, их родители, классный руководитель. Решение принималось в сентябре, накануне Дня города, а  на Новогоднем  празднике был представлен   эксклюзивный материал для календаря "Наш город -Красногорск!", завершивший подготовительный этап проекта (сочинения детей в стихах и прозе , рисунки, фотографии семейных архивов, макеты будущего художественного издания ).

Практический этап касался  выполнения заданий творческими  группами  в тандеме «учитель-ученик-родители»:  отбор  материала для публикации,  проведение  консультаций по  дизайну, редактированию, вёрстке, созданию видеостраниц.  Стоит отметить, что работой проекта был охвачен каждый ученик  независимо от его способностей, потому что руководитель проекта убеждён в том, что «не одарённых детей просто нет»,  и всячески помогает в раскрытии и социализации их личностно-творческого потенциала. По решению родительского собрания  класса  оплату типографских услуг и тиражирование продукта проекта спонсировали родители.

Трудно найти сравнение для описания эмоций, испытанных детьми и их родителями в момент получения подарочного  художественного издания с их фотографиями,  стихами, диалогами с любимым Городом и  Календарём, где праздничными днями указаны дни рождения одноклассников и учителей, а на последней странице – наша песня: «Красногорск – это наше, с восторгами «Ах!»,  которая  звучала на  презентации  -  завершающем этапе проекта.   Печатное издание "Наш город  -  Красногорск!" получили в подарок все участники проекта, педагоги и гости школы. Электронная версия размещена в Интернете (на сайте школы и образовательных порталах), а идея проекта одобрена педагогами и общественностью. Проект также получил  высокую оценку руководства Красногорска, а  главное - «написанное  пером…»,   так искренне  выраженное патриотическое чувство  школьников   пусть сохранится навсегда.

 Модуль №3: Клуб «Педагогическая кухня»  (1-ый выпуск "рецептурной книги" педагогического сообщества).

Когда проект «Что написано пером…» стал выходить за рамки школы и получать позитивные отзывы не только о творчестве одарённых  детей, но и о талантливых педагогах,  созрела  мысль  об издании оригинальной  педагогической книги, альтернативной классическим методическим пособиям и сборникам статей для узкого круга специалистов.   И это не случайно.

 В 2008 году на базе МБОУ СОШ № 10 с УИОП организован  районный клуб «Педагогическая кухня». Созданный на общественных началах, он объединяет лучших работников образовательной сферы – победителей и участников педагогических конкурсов разных уровней для расширения профессионального общения и диссеминации инновационного опыта в неформальной обстановке с целью формирования и пропаганды позитивного имиджа современного  работника образования.  Клуб функционирует в соответствии с утверждённым Положением и 1 раз в учебный год проводит открытые заседания в нетрадиционной форме на актуальные для развития школы темы.

Страницы жизни многих учителей зачастую перекликаются, напоминают друг друга, объединяются любовью к профессии и  определяют их педагогическое кредо. В процессе обмена методическим опытом стало очевидным, что, пожалуй, у каждого учителя постепенно накапливается своя эксклюзивная рецептурная книга уникальных уроков и дел. Предпочтения здесь отдаются наиболее эффективным технологиям  приготовления и подачи многочисленных  блюд, послевкусием от употребления которых можно считать учение и обучение с увлечением. Многие руководители ОУ Красногорского муниципального района  поддерживают талантливых педагогов и сами выступают с творческими инициативами и инновационными проектами и готовы делиться оригинальными наработками, находками и изюминками.  

Желание предъявить общественности рецепты мастерства педагогов района стало определяющим для кураторов клуба в принятии решения о работе над  издательским проектом «Педагогическая кухня».  От идеи до воплощения первого выпуска книги прошёл один год.

В реализации проекта принимало участие более 50 педагогических работников и представителей общественности нашего района. В  альманахе опубликовано 40 работ, авторами которых являются лучшие учителя – победители и лауреаты профессиональных конкурсов федерального, регионального и муниципального уровней, а также методисты, ветераны педагогического труда, молодые учителя, 3 директора ОУ, 4 завуча  ОУ из 12 школ района  (№ 10, 12, 15, лицей №4, гимназии № 5, 7, Нахабинская гимназия № 4, Нахабинская СОШ №3, Опалиховская СОШ, Ульяновская СОШ, Ильинская СОШ, школа «Исток»).   Размышлениями о своей профессии  и новых подходах к преподаванию и внеклассной работе поделились учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории, духовного краеведения, иностранного языка,  математики, физики, биологии, экономики, искусства, физкультуры.  Каждая работа по-своему  рисует облик современного педагога с его готовностью самосовершенствоваться, с его внутренним настроем на творчество, социальную активность и самое важное – его любовь к детям и своей профессии – «больше, чем профессии».

Форма подачи материала  книги весьма оригинальна. В соответствии с замыслом составителей и терминологией, принятой в клубе,  он вылился в 4 главы, или так называемое «Меню»: Глава 1. Первое, или что такое «Педагогическая кухня». Глава 2. Второе, или немного философии. Глава 3.Третье, или методический коктейль от руководителей ОУ и учителей. Глава 4. Десерт, или вместо заключения.

 Открывается сборник статьёй начальника Управления образования администрации Красногорского   муниципального района  Швейниц Т. В. «К новым профессиональным вершинам!», где справедливо отмечено: «Творческий педагогический потенциал учителей района очень высок. Каждому из нас хочется не просто работать и зарабатывать деньги, а получать вдохновение для души, радоваться новым открытиям и удивляться разнообразию человеческих идей и мыслей». 

О работе клуба «Педагогическая кухня» рассказывается его  кураторами и   составителями сборника, представлен список  членов  клуба, его    устав, заповеди,  символика и девиз: «Дорогу осилит идущий!»

Основное содержание книги – это как раз ВСЁ то, что работает на утверждение социальной значимости педагогической профессии, популяризирует её: методические рецепты, дидактические пряности и учительские радости, которые мы находим на кухне учителя: «Кухней учителя правят методика, опыт, новаторство и педагогика. Повар  в меню под названием  «Знание» главным из блюд отмечает «Призвание» и предлагает, конечно, на пробу всё, что так вкусно, пикантно и ново, всё, что на пользу идёт воспитанию, в помощь российскому образованию!» (О.Усманова)

Столь разнообразным и полезным  меню   «Педагогической кухни» не получилось бы без  талантливых  авторов - педагогов Красногорского района. После торжественной презентации на открытом заседании клуба печатный сборник был активно распространён,  в электронной версии тиражирован через Интернет, получил высокую оценку профессионалов  и общественности на муниципальном, областном и федеральном уровнях.   В мае 2015 года клубу присвоен статус региональной  инновационной площадки, разрабатывающей модель общественно-профессионального сообщества,  в 2017 году предлагающего к распространению, кроме много другого,  очередной печатный (электронный) альманах  «Педагогическая кухня» (рецептурная книга клуба) – публикация  эссе, статей, методических рекомендаций и других материалов педагогических работников различных направлений и уровней.  Это значит, что проект перспективен, он востребован многочисленной аудиторией, для которой «учитель – больше, чем профессия».

В целом  данный проект  вылился  в то, что  действительно способствует социализации творческого потенциала  подрастающего поколения и тех, кто с ним работает.  Проект является  одним  из ресурсов для  реализации  потребности  школьников и педагогов к личностному   самовыражению, сохранённому  посредством печатного слова, ведь   трудно не согласиться с продолжением известной  народной мудрости: «Что написано пером…»

Рекомендатели проекта:

  1. Сперанская Анжелика Аркадьевна  –  начальник отдела качества и развития образования Управления образования Красногорского муниципального района, тел. +7(495)-563-09-45; эл. почта  sp-lika@mail.ru 
  2. Шелудченко Елена Ивановна  –  председатель общественного Управляющего совета школы, член родительского комитета, тел. +7(495)-564-01-81; эл. почта comp.sheludchenko@mail.ru 
  3. Жукова Ольга Васильевна  –  начальник научно-методического отдела взаимодействия с территориями ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», тел. +7(495)-472-45-49; эл. почта  jukova@asou-mo.ru 

Некоторые материалы проекта:

https://youtu.be/b2ETN_UjYpE  «Я иду на урок» - клип

https://youtu.be/ET5TMQJncug  «Школа  Десятая – наша семья»

https://youtu.be/b9PENhcAeq0  «Возможно, я не поэтесса»

http://nsportal.ru/usmanova-olga-alekseevna   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте "Что написано пером..."

Представление проекта -участника конкурса на ежегодную Премию Губернатора Московской области...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка

методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...

Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация воспитательного потенциала обучения: опыт и перспективы регионального образования»

Статья «Роль сетевого взаимодействия МБОУ ЯСОШ №4 с СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в организации профориентационной работы»...

Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода: опыт применения на уроках немецкого языка

Что такое системно-деятельностный подход? Деятельность в системе. Как я это делаю на своих уроках....

Что написано пером. История ручки. 5-6 класс

Что написано пером. История ручки.5-6 класс...

Как написать заметку в школьную газету

презентация, рассказывающая о том, как написать заметку в школьную газету...


 

Комментарии

Усманова Ольга Алексеевна

Уважаемые коллеги, друзья! Буду искренне благодарна ВАМ за поддержку моего проекта. Интернет-голосование будет проходить с 1 сентября в течение месяца на сайте "Наше Подмосковье":

http://наше-подмосковье.рф/projects/503633/