Педагогические технологии развития читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций школьников на уроках физики
статья по физике

Развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления школьников – это основная задача современного образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны выполнять, не смотря на планы и мониторинги проверяющих организаций, справляясь со всеми сложностями и рисками, радоваться успехам своих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 378 

Г.А.Мурзина, учитель физики и математики,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»,

г. Набережные Челны, Россия

Педагогические технологии развития читательской, математической, естественнонаучной,  финансовой грамотности,  креативного мышления и глобальных компетенций  школьников на уроках физики

Аннотация. Развитие читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, креативного мышления школьников – это основная задача современного образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны выполнять, не смотря на планы и мониторинги проверяющих организаций, справляясь со всеми сложностями и рисками, радоваться успехам своих учеников.

Ключевые слова: экспериментальное задание, креативное мышление, глобальные компетенции, приемы, методы, синквейн, кейс-метод, методическая находка

.

G.A.Murzina, teacher of physics and mathematics,

Municipal Autonomous Educational Institution

"Secondary School No. 4",

Naberezhnye Chelny, Russia

Annotation. The development of reading, mathematical, natural science, financial literacy, creative thinking of schoolchildren is the main task of modern education. The formation of functional literacy is a prerequisite for the teacher's work. We must fulfill this task despite the plans and monitoring of the inspection organizations, coping with all the difficulties and risks, and rejoice in the success of our students.

Key words: experimental task, creative thinking, global competencies, techniques, methods, cinquain, case method, methodical finding

Pedagogical technologies for the development of reading, mathematical, natural science, financial literacy, creative thinking and global competencies of schoolchildren in physics lessons

Развитие функциональной грамотности у всех учащихся – одна из ведущих задач современного образования, независимо от ступени обучения и их последующих образовательных планов. Следуя указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9] Российская Федерация поставила цель: попасть в десятку стран мира, лидирующих по качеству образования . Для достижения этой цели необходимо формирование у школьников математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативного и критического мышления, а также компетенций в области знаний о глобальных проблемах человечества.

Как же мы представлеяем функционально грамотного ученика? Это, тот учащийся, у которого имеются хорошие навыки и умения, критическое и творческое мышление, он обладает знаниями, так же способен использовать свои знания и навыки в области математики и естественных наук для решения реальных жизненных задач. Развитие такой личности возможно на уроках физики. Физика, как предмет, обладает большими возможностями для интеллектуального развития учеников благодаря точности понятий, формулировок и выводов. Обучение этому предмету может быть направлено не только для получения знаний, но и для развития функциональной грамотности учеников:

- читательская грамотность (формирование которой проходит во время составления опорного плана-конспекта параграфа, учащийся анализирует информацию в тексте, извлекает и интерпретирует);

- математическая грамотность (формирование которой происходит во время решения количественных задач, где учащийся, используя математический аппарат, производит вычисления физических величин, переводит единицы измерения в международную систему единиц);

- естественнонаучная грамотность (формирование которой происходит, с помощью экспериментальных заданий и лабораторных работ, данные виды деятельности на уроке формируют навыки применения естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем мире).

Перед педагогом стоит не простая задача: сформировать ключевые компетенции, а так же готовности использовать эти знания в реальной жизни. Методических технологий развития функциональной грамотности существует множество. И у каждого учителя имеется свой метод.

В своей работе я использую эксперимент. Каким он будет: демонстрационным, лабораторным или фронтальным не важно. Главное, что эксперимент является методом активизации познавательной и мыслительной деятельности учащегося. Этот способ развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышление, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. Иногда провести эксперимент в режиме реального времени бывает проблематично, решить эту проблему помогут симуляторы или онлайн-задания. В банке открытых заданий PISA они представлены [8].

 

Рисунок 1. Пример эксперементального онлайн-задания

Помимо этой технологии формирования функциональной грамотности использую и другие методы: такие как прием Синквейн. Этот прием представляет собой составление стихотворения из 5 строк, причем каждое из этих  строк составляется по определенным правилам. Таким образом происходит составление краткого плана-конспекта по изученной теме.

Рисунок 2. Синквейн на тему «Механическое движение»

Еще один метод развития функциональной грамотности на уроках физики – работа с текстом. В открытом банке заданий PISA есть множество заданий, так же такого рода задания имеются и в ОГЭ по физике: извлечение информации из текста [7].

Рисунок 3. Задание с сайта РЕШУ ОГЭ

Одной из форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейс-технологии – это не заучивание материала, не рассказ параграфа, не ответ на вопрос учителя, это исследование конкретной ситуации, которое побуждает воспроизвести в памяти полученные знания и применить их в реальной жизни.

Рисунок 4. Пример задания Кейс-технологии

В данной статье приведена лишь малая часть технологий, которые я использую на различных этапах урока и во время занятий по внеурочной деятельности, что помогает мне при подготовке школьников к итоговой аттестации и ВПР, подобного рода задания способствуют формированию и развитию функциональной грамотности учащихся. Методы и приемы, описанные выше, перекликаются друг с другом, их можно использовать и на других учебных дисциплинах, объединяет их одно: они создают необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в реальной ситуации, что способствует формированию компетентности функциональной грамотности.

Литература

1. Блинкова Л.В., Вебер Н.П., Виноградова Л.П. Педагогическая система

формирования функциональной грамотности школьников //Наука и

образование.- 2019. - №1.

2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

3. Джумаева С.А., Гафурова Н.М., Холмуродов М.Н. Развитие функциональной грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования // Вестник науки и образования. 2016. - №4 (16).

4. Керре М.С. Что такое функциональная грамотность https://ino.mgpu.ru/notes/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost/ (дата обращения: 23.10.22)

5. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.:

Инфра-М, 2014. - 260 c.

6. Мамедов Н. М., Мансурова С. Е. Естественнонаучная грамотность

как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 45–59.

7. hpps://oge.sdamgia.ru/ (дата обращения: 23.10.22)

8. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк

заданий. www.fipi.ru (дата обращения: 23.10.22)

9. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] / О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 23.10.22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Здоровье сберегающий потенциал современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Применение на уроках химии современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», умение её адаптировать в качестве  здоровьесберегающего потенциала....

Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"

прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давл...

Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного простран...

Педагогическая Технология развития критического мышления обучающихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует того, что главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся максимальной самостоятельност...

Опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе

В статье раскрывается опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...