Здоровье сберегающий потенциал современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
статья (химия, 8,9,10,11 класс) по теме

Фонштейн Екатерина Юрьевна

  Применение на уроках химии современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», умение её адаптировать в качестве  здоровьесберегающего потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_zdor_sber_pot_tekst.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающий потенциал
современной педагогической технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»  
на уроках химии

Учитель химии

МОУ СОШ № 16

Фонштейн Е. Ю.

Г. Краснодара

2010 год

         Химия – один из самых трудных предметов в средней школе. Как правило, уровень знаний учащихся по этой дисциплине невысок. Большинство выпускников непрофильных классов и школ химию не понимают, не учат, не любят и не выбирают в качестве основы будущей профессии. Однако, если в сентябре спросить восьмиклассников, хотят ли они изучать химию, то ответ будет однозначным: «Да, конечно!». И в начале учебного года дети идут на уроки с большим желанием, дружно учат названия и символы элементов, редко ошибаются, вычисляя относительные молекулярные массы и  состав изотопов. При изучении видов химической связи и кристаллических решеток энтузиазм заметно уменьшается, понятие степени окисления и количества вещества многие не усваивают вовсе, а решение задач почти всем кажется непреодолимой преградой. Примерно с начала второго полугодия резко падает успеваемость, учащиеся стремительно теряют интерес к предмету, а учитель становится для них источником постоянных неприятностей и страхов вне зависимости от его личностных качеств. По такому сценарию развивается процесс обучения химии ежегодно.

Я попробовала проанализировать ситуацию: к началу 8-го класса школьники уже обучены простейшим операциям с цифрами, поэтому получение первичных знаний по химии не вызывает затруднений, интерес к изучению предмета еще высок. Написание схем образования различных видов химической связи требует от учащихся качественно иных когнитивных способностей:

  1. умений устанавливать причинно-следственные связи;
  1. выстраивать логические цепочки;
  2. выражать информацию графически;
  3. творчески подходить к разнообразным ситуациям.

         А для того чтобы осознать сущность величины «количество вещества», необходимо выйти на новый уровень познания, то есть отказаться от созерцательности и начать мыслить отвлеченно (абстрактно).

Готовы ли учащиеся в этом возрасте к подобным операциям? По данным статистических исследований темпов развития когнитивных процессов, в среднем должны быть готовы. Однако те же данные указывают, что скорость формирования этих способностей у каждого человека индивидуальна. Известно, что готовность к абстрактным мыслительным операциям в значительной степени определяется зрелостью процессов, происходящих в левом полушарии мозга, то есть завершенностью формирования асимметрии полушарий.

Трудности, возникающие при изучении такого логически организованного предмета, как химия, могут быть связаны:

  1.   с медленными темпами развития логических процедур из-за понижения скорости индивидуального развития учащихся;
  1.  с несформированостью необходимых учебных навыков, требующих умений оперировать отвлеченными понятиями, выделять существенные признаки, теоретически обобщать и анализировать.

В этих случаях основные определения, положения и принципы химии как науки абстрактной и опирающейся на готовность к логическим операциям воспринимаются учащимися с большим физическим и нервным напряжением.

Так и возникает великое противостояние. С одной стороны – недовольный, раздраженный учитель, постоянно уличающий подопечных в нерадивости, неумении, незнании. С другой – школьники, пытающиеся, как-то продержаться до перемены с минимальными потерями для собственного самосознания и самоуважения, но из-за тщетности этих усилий впадающие в истерику, проявляющие агрессивность или апатию. В результате организм подростка, и без того разбалансированный в силу возрастной специфики (завершение полового созревания), испытывает дополнительный прессинг, связанный с процессом получения среднего образования вообще и химического в частности. Невротизация и стресс становятся постоянными спутниками школьников, и проблема, безусловно, выходит за рамки отдельного предмета, приобретая пугающую масштабность и острую актуальность.

На своих уроках я использую современную образовательную технологию: «Технология, развивающая критическое мышление через чтение и письмо» (РКМЧП) автор Загашев Игорь Олегович. Заместитель директора по научно – методической работе санкт – петербургского высшего педагогического училища (колледжа)им. Н. А. Некрасова, старший преподаватель факультета психологии Санкт – Петербургского Государственного университета, международный тренер – сертификатор программы РКМЧП

          Цель данной технологии:

  1. помочь учащимся получить хорошие знания;
  2. развить логические когнитивные способности, сохранив при этом психофизическое равновесие.

  Данная технология придает на уроке:

  1. организационную четкость;
  2.  целенаправленность и целесообразность познавательной деятельности учащихся во время урока;
  1.  активизирует и организует их когнитивные процессы, направленные на работу с учебным материалом.

  Подход, лежащий в основе данной технологии, позволяет:

  1. изменить характер взаимодействия между учителем и учащимися;
  2.  перевести коммуникативную систему урока в диалоговый режим;
  1.  создаёт в классе обстановку высокой культуры общения, доверия и доброжелательности;
  2.  повысить успешность в освоении предмета;
  3.  сохранить здоровье участников обучения.

          Технология основана на базовой трехфазовой модели деятельности. Каждая фаза (стадия) имеет свои, четко определенные функции, соответствующие этапам когнитивной деятельности учащихся, включая в себя индивидуальную, групповую и коллективную стадии проработки. Для каждой стадии предлагаются свои инструментарии, позволяющие с максимальной эффективностью реализовать ее цели с учетом особенностей изучаемой темы.

          Первая стадия – вызов смысла – пробуждение интереса к новому материалу, вызов уже имеющихся у школьников знаний по данной теме, совместное выдвижение целей обучения.

          Вторая стадия – реализация смысла – получение новой информации и классификации ее по категориям.

          Третья стадия – рефлексия – обмен мнениями об изучаемом материале, присвоение нового  знания, побуждение к дальнейшей познавательной деятельности и определение ее направления.

         Применение технологии РКМЧП на своих уроках химии позволяет решить целый ряд задач:

  1. образовательного и развивающего характера;
  2.  способствует созданию условий, сберегающих психическое и психологическое здоровье школьников.

          Разнообразие стратегий и приемов снимает чрезмерное напряжение  и утомление. Чередование различных видов работы избавляет от перегрузок монотонности. В атмосфере доверия и взаимопонимания мыслительная деятельность учащихся активизируется и становится продуктивнее.

          Ученики начинают говорить, не боясь ошибиться и выглядеть недостойно, учатся слушать друг друга и принимать чужую точку зрения. Они работают индивидуально в парах, группах постоянного и переменного состава, выступают то в роли ученика, то в роли учителя, осуществляют процессы взаимообучения и взаимоопроса, развивают коммуникативность, учатся отвечать за свои слова и действия, приобретая уверенность в себе и повышая самооценку. При такой организации учебного процесса учитель из лица, господствующего в классе, из единственного и непререкаемого источника знаний превращается в сотрудника, инструктора и организатора.

          Применение технологии РКМЧП на уроках химии:

  Фрагмент урока (8 класс).

          Тема:

Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления атомов.

          Цель:

Обучить учащихся составлению химических формул бинарных соединений по степеням окисления.

          Первая стадия – вызов смысла.

Задание: закончите данное предложение по предложенному названию изучаемого предмета.

          Бинарные соединения – это…

          Напоминаю, что неправильных мыслей не бывает. Все высказывания записываем на доске.

          Учащимся предлагаются различные варианты:

  1. «Би» означает два
  2. Соединяют две молекулы
  3. Молекулы состоят из двух атомов
  4. Молекулы состоят из двух атомов одного химического элемента
  5. Молекулы состоят из двух атомов различных химических элементов

  Так как в определении речь идет о соединении, следовательно, необходимо ввести ключевое понятие «сложные вещества». Значит, первые четыре определения отпадают.

Бинарные соединения  - это сложные вещества, состоящие из двух атомов разных химических элементов.

Таким образом, осуществляется вторая стадия – реализация смысла.

Третья стадия – рефлексия.

Задание: выпишите в тетрадях, работая в парах, из предложенных вам веществ только бинарные соединения.

    CH4, KOН, CO, CO2, H2S, Fe(ОН)3, H3PO4, H2O, Ва(ОН)2.

                Проверьте правильные ответы: CH4, CO, CO2, H2S, H2O.

                Внимательно посмотрите на доску и, по-прежнему работая в парах, сформулируйте несколько вопросов. У учащихся возникают  всего два вопроса:

1. Почему в одних формулах есть индексы, а в других нет?

2. Когда их ставить, а когда нет?

         Анализируя рассмотренный этап урока, в ходе урока учащиеся:

а) обретают смысл, осуществляя прогноз по названию;

б) реализуют смысл, формулируя определение бинарных соединений;

в) рефлексируют, применяя полученную информацию, расширяя свое информационное поле, и самостоятельно ставят новые цели обучения.

         Таким образом, данный фрагмент урока, включает в себя все три фазы технологии РКМЧП.

          В 9-м классе часто снижается успеваемость по химии у тех учеников, которые успешно закончили предыдущий год. Может быть, это частично объясняется изменением содержания учебного материала. Увеличивается доля информации фактологического характера, требующего механического заучивания. Учащиеся начинают скучать.

          Оживление, вносят демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы.

          Лабораторный опыт № 7 (9 класс).

         Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела  в соляной кислоте.

          Первая стадия – вызов смысла.

Вопрос: Как вы думаете, как влияет площадь поверхности твердого вещества на скорость растворения мела  в соляной кислоте?

Учащиеся предлагают свои возможные варианты ответов:

  1. Скорость растворения мела увеличится
  2. Скорость растворения мела уменьшиться
  3. Скорость растворения мела не измениться.

          Вторая стадия – реализация смысла.

          Учащиеся выполняют опыт.

          Описание опыта: возьмите два небольших, по возможности одинаковых кусочка мела. Один из них положите в ступку и фарфоровым пестиком измельчить в порошок. В одну пробирку поместите полученный порошок, а в другую – кусочек мела целиком. В обе пробирки одновременно добавьте по 2 см3 1%-й кислоты. Для соблюдения одновременности добавления кислоты опыт проводят два ученика совместно. Отметьте интенсивность выделения газа в каждом случае.

Учащиеся делают вывод: скорость растворения мела в кислоте увеличивается
при увеличении его площади, то есть степени его измельчения.

          Третья стадия – рефлексия.

Вопрос: как вы думаете, как зависит скорость химической реакции от природы реагирующих веществ?

          Я демонстрирую опыт:

         В две пробирки помещаю по кусочку мела. В одну приливаю соляную кислоту, в другую - уксусную?

          У учащихся возникает вопрос: почему в одной пробирке газ выделяется сильнее, чем в другой?

          Материал 9-того класса является – химией элементов, просто создан для технологии развития критического мышления. Объект легко визуализируется. Учебные тексты изначально структурированы, так как изучение каждой темы подчинено единому алгоритму:

  1) Положение элемента в Периодической системе, строение и свойства атома;

  2) Строение и физические свойства      простого вещества, способы его получение;

  3) Химические свойства простого вещества;

  4) Состав и характер свойств соединений;

  5) Нахождение в природе, применение и значение.

          Первый и второй пункты плана, как правило, учащиеся легко усваивают уже на стадии вызова (приемы «Мозговой штурм»), для этого не требуется больших временных затрат. Основной является информация о свойствах веществ, она наиболее трудна для восприятия. Для успешности овладения этим материалом учащимся необходимо уметь:

  1. сопоставлять новое и старое знание;
  2.  самостоятельно анализировать и систематизировать текст;
  1.  определять главное и второстепенное;
  2.  различать общее и частное;
  3.  выделять крупные и мелкие блоки информации.

  Фрагмент урока (9 класс).

           Тема:

Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе. Сходство и различия в строении атомов элементов подгруппы. Физические и химические свойства галогенов.

          Цель:

Сформировать умения учащихся давать общую характеристику подгруппы на основе их положения в Периодической системе.

         Галогены (от греч. halos - соль и genes - образующий) - элементы главной подгруппы VII группы (главной подгруппы) периодической системы: фтор, хлор, бром, йод, астат.

Первая стадия – вызов смысла.

Вопрос: Сравните строение атомов галогенов?

Учащиеся предлагают свой вариант ответа:

Одинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне, равное 7
Вопрос: Отметьте отличие в строении атомов галогенов?

От атома фтора к атому астата увеличивается заряд ядер атомов, а так же число энергетических уровней, следовательно, радиусы атомов галогенов тоже растут

Как вы думаете, будут ли изменяться физические свойства простых веществ галогенов?

Учащиеся предлагают свои возможные варианты ответов:

Их физические свойства будут различными

          Третья стадия – рефлексия.

Вопрос: Если простые вещества галогены обладают схожими физическими свойствами, тогда, как вы думаете, какими химическими свойствами они будут обладать?

У учащихся возникает вопрос:

Необходимо изучить химические свойства простых веществ – галогенов.

Очень естественно, без напряжения они приходят к осознанию необходимости овладения новой информацией, которая позволит ответить на вопросы, ими же и поставленные.

          Программа 10 класса предусматривает углубление, обобщение и систематизацию знаний и представлена огромными блоками информации общетеоретического характера, поэтому наиболее трудно воспринимается учащимися при его изучении.

Фрагмент урока (10 класс).

Первая стадия – вызов смысла.

Вопрос: Как вы думаете, какую рН среды могут иметь растворы солей?

Учащиеся предлагают свой вариант ответа:

рН = 7, следовательно, реакция среды -нейтральная

          Вторая стадия – реализация смысла

Давайте это проверим на опыте.
          Я демонстрирую опыт:
          В три пробирки наливаю дистилированную воду и растворяю в первой – сульфат цинка ZnSO
4, во вторую - карбонат натрия Na2CO3,  в третью - хлорид натрия NaCL

Определяю среду раствора в каждой пробирке при помощи универсального индикатора.

Третья стадия – рефлексия.

Учащиеся делают вывод и ставят перед собой новые цели:

Опыт показывает, что реакция среды раствора сульфата цинка ZnSO4 кислая, раствора карбоната натрия Na2CO3 - щелочная, раствора хлорида натрия NaCL – нейтральная

Возникает вопрос, почему в растворе соли появляется избыток ионов H+ или OH-?

Самостоятельность в действиях особенно важна для учащихся этой возрастной категории, так как они трепетно переносят авторитарность в отношениях. Рефлексируют десятиклассники на удивление охотно: с удовольствие составляют сводные таблицы, выполняют разнообразные письменные работы. 

«Только химики могут любить органическую химию», - в этом абсолютно уверены все одиннадцатиклассники, потому что это очень логичная, стройная наука, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Фрагмент урока (11 класс).

Тема урока:

Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от строения молекул.  Изомерия.

Цель урока:

Дать понятия об изомерии и изомерах, показать влияние химического строение молекулы на свойства органического вещества, указать причины многообразия органических соединений.

Первая стадия – вызов смысла.

Как вы думаете, молекулярной формуле: C2H6O. Будет соответствовать одно или несколько веществ?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов:

  1. Несколько
    веществ
  2. Одно вещество

Вторая стадия – реализация смысла

Для того, что бы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть возможные варианты строения молекулы

                                C2H6O

        H    H                                      H           H

‌‌‌‌‌        │    │                                      │           │
H—C—C—O—H                 H—C—O— C—H
       │    │                                      │           │
       H    H                                      H           H

CH3 - CH2 - OH         CH3 - O - CH3

Этиловый спирт        Диметиловый эфир

Третья стадия – рефлексия

Учащиеся делают выводы:

Это два разных вещества, которые будут обладать разными свойствами

У учащихся возникает вопрос:

Необходимо, рассмотреть физические и химические свойства данных веществ

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть большой здоровьесберегающий потенциал этой технологии, позволяющей снизить риск возникновения при обучении так называемых повреждающих школьных факторов, не только отрицательно влияющих на физическую составляющую здоровья, но и затрагивающих его психологические компоненты. Успех при обучении такому сложному предмету, каким является для современных школьников химия, способствует появлению у них чувства уверенности в себе. Они также приобретают возможность использовать освоенные приемы логических операций при изучении других предметов, что в итоге работает на формирование компетентности, проявляющейся как в школьной среде, так и в дальнейшей жизни. Применяя на уроках химии современную образовательную технологию РКМЧП, хочется отметить, что возрос интерес учащихся к предмету, а мои отношения  с учениками обрели теплоту, открытость и доверительность. Теперь на уроках химии интересно и нестрашно!!!!!!!!!


   


 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного простран...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....