рабочая программа по физике в 7 классе
рабочая программа по физике (7 класс)

Сальникова Нина Николаевна

рабочая программа физика 7 класс 2022-2023 учебный год по учебнику А.В.Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fizika_7_klass.doc770.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике 7 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Физика и физические методы изучения природы (5 ч).

Знать/понимать:  что относится к физическим явлениям, виды физических явлений, как измерить величину, как определить цену деления шкалы, приставки к названиям единиц.

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, определять цену деления шкалы измерительных приборов.

Унивесальные учебные действия:

        Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия

        Регулятивные УУД:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

       Коммуникативные УУД:

докладывать о результатах своего исследования;

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

        Личностные результаты:

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения, формирование познавательных интересов;

убежденность в возможности познания природы;

осуществлять взаимный контроль, устанавливать разные точки зрения, принимать решения, работать в группе

развитие внимательности аккуратности;

оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч).

   Знать/понимать:  строение вещества, процесс диффузии в газах, жидкостях, твердых веществах. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Уметь: объяснять изменение объема тела при изменении расстояния между частицами, приводить примеры диффузии в окружающем мире, приводить примеры смачивания и несмачивания твердых тел жидкостью.

        Познавательные УУД:

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.

        Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

        Коммуникативные УУД:

Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

        Личностные результаты:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности;

объяснять явления, процессы, происходящие в твердых телах, жидкостях и газах;

убедиться в возможности познания природы;

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

описывать строение конкретных тел;

Взаимодействие тел (22 ч).

Знать/понимать:  формулы расчета скорости, пути, времени, единицы измерения этих величин. Формулу и единицу  измерения плотности. Изображение силы на чертеже, направление силы тяжести, силы упругости, веса тела, формулу закона Гука, силы тяжести. Устройство простейших подшипников.

Уметь: приводить примеры равномерного и неравномерного движений, рассчитывать путь и время движения, работать с графиками. Измерять массы тела на весах.  Находить  плотность  различных тел, изготовить простейший динамометр, приводить примеры пользы и вреда трения в технике и в быту. Решать задачи на нахождение равнодействующей силы, силы упругости от удлинения пружины; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины.

       Познавательные УУД:

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.

        Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

        Коммуникативные УУД:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

         Личностные результаты:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности;

убедиться в возможности познания природы;

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

развитие межпредметных связей;

формирование умения определения одной характеристики движения через другие

мотивация образовательной деятельности.

Давление твердых тел, газов, жидкостей (22 ч).

 Знать/понимать: формулу вычисления давления, единицу измерения давления, способы уменьшения и увеличения давления. Законы Паскаля, Архимеда, зависимость атмосферного давления от высоты, устройство и действие жидкостного манометра, барометра – анероида, гидравлического пресса. На чем основано плавание судов. Воздухоплавание.

Уметь: решать задачи на законы  Паскаля и Архимеда. Приводить примеры сообщающихся сосудов. Объяснять принцип действия шлюзов. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. Объяснять зависимость глубины погружения в жидкость плавающего тела от его плотности.

        Познавательные УУД:

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.

        Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

        Коммуникативные УУД:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

         Личностные результаты:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности

Работа и мощность. Энергия (13 ч).

Знать/понимать: формулы и единицы измерения механической работы, мощности, кинетической и потенциальной энергий, что представляет собой рычаг, «золотое правило» механики.

Уметь: приводить примеры рычагов в быту и технике, решать задачи на формулы работы, мощности, энергии,  момент сил,  выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы. Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

         Познавательные УУД:

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.

        Регулятивные УУД:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

         Коммуникативные УУД:

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

        Личностные результаты:

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения;

развитие внимательности собранности и аккуратности;

убедиться в возможности познания природы;

наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

развитие межпредметных связей;

формирование умения определения одной характеристики движения через другие

мотивация образовательной деятельности.

Основные виды деятельности:

Индивидуальная, фронтальная работа в группе, работа с учебником, задачником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, поисковый метод.

Проведение наблюдений, опытов, экспериментов и измерений для конкретизации знаний.

Изучение нового материала, самостоятельная работа, лабораторная работа, контрольная работа.

Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (5 ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора (мензурки).

Основные термины: физическое явление, физическое тело, физическое вещество, погрешность измерений.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Основные термины: молекула,атом, диффузия.

Взаимодействие тел. (22 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Динамометр и измерение с его помощью сил.

Основные термины: механическое движение, путь, траектория,  равномерное и неравномерное движения, скорость, инерция, масса, плотность, деформация, сила, вес, динамометр.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Основные термины: давление, сообщающиеся сосуды, шлюзы, барометр – анероид,  манометр, ватерлиния, аэростат, стратостат.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Основные термины: механическая работа, мощность, рычаг, коэффициент полезного действия, энергия.

Календарно-тематический план по физике для 7 класса

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

Лабораторные и практические,ч

Контрольная работа,ч

Самостоятельная работа,ч

планируемая

Фактическая

1

Физика и физические методы изучения природы.

5

1

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

1.2

Некоторые физические термины.

1

1.3

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

1.4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора (мензурки)».

1

1

1.5

Физика и техника

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

2

2.1

Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

1

1

2.2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

1

1

2.3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

2.4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

2.5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

2.6

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

3

Взаимодействие тел.

22

5

2

3.1

Механическое движение. Траектория. Путь. Относительность движения.

1

3.2

Скорость в механическом движении. Единицы скорости.

1

3.3

Расчёт пути и времени движения.

1

3.4

Инерция.

1

3.5

Взаимодействие тел.

1

3.6

Масса тела.

1

3.7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

1

3.8

Плотность вещества.

1

3.9

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

3.10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела».  

1

1

3.11

Решение задач по теме:

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

3.12

Контрольная работа№1 по теме: « Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

1

3.13

Сила. Явление тяготения. Сила тяготения.

1

3.14

Сила упругости. Закон Гука.

1

3.15

Вес тела. Аттестационная работа за 1 полугодие.

1

3.16

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование динамометра и измерение с его помощью сил».

1

1

3.17

Единицы силы . Связь между силой тяжести и массой тела

1

3.18

Сила тяжести на других планетах.Физические характеристики планет.

1

1

3.19

Сложение двух сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сила

1

3.19

Сила трения. Трение покоя.

1

3.20

Роль трения в технике

1

3.21

Решение задач по теме: «Силы в механике».

1

3.22

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

22

2

2

4.1

Давление. Давление в природе и технике.

1

4.2

Решение задач по теме: «Давление твёрдых тел».

1

4.3

Давление газа. Закон Паскаля.

1

4.4

Давление в жидкости и газе

1

4.5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

4.6

Контрольная работа №2 «Давление»

1

1

4.7

Сообщающиеся сосуды. Устройство шлюзов и водомерного стекла

1

4.8

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

4.9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

1

4.10

Барометр –анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах

1

4.11

Манометры

1

4.12

Гидравлический пресс

1

4.13

Действие жидкостей и газов на погружённое в них тело.

1

4.14

Закон Архимеда.

1

4.15

Решение задач по теме: «Закон Архимеда».

1

4.16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

1

1

4.17

Плавание тел.

1

4.18

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

1

4.19

Плавание судов

1

4.20

Воздухоплавание.

1

4.21

Решение задач по теме: «Плавание судов. Воздухоплавание. Архимедова сила»

1

4.22

Контрольная работа №3 по теме: «Архимедова сила. Условия плавания тел».

1

1

5

Работа и мощность. Энергия.

13

2

2

5.1

Механическая работа.

1

5.2

Мощность.

1

5.3

Решение задач на работу и мощность

1

5.4

Простые механизмы.Рычаги

1

5.5

Момент силы. Рычаги в природе, быту, технике.

1

5.6

Решение задач на условие равновесия рычага

1

5.7

Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

1

5.8

Блоки. Золотое правило механики.

1

5.9

Центр тяжести. Условия равновесия тела

1

5.10

Энергия. Закон сохранения энергии.

1

5.11

КПД механизма. Решение задач. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

1

5.12

Контрольная работа №4 «Работа. Мощность. Энергия.»

1

1

5.13

Итоговый урок.

1

ИТОГО

68

11

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...