Трение в природе и технике
план-конспект урока по физике (7 класс)

Конспект урока по теме   "Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 "Измерение силы трения с помощью динамометра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока физики в 7 классе94.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Физика 7 класс     Урок 31                    Дата 19.12  

                                     

Урок по физике в 7 классе: «Трение в природе и технике.

Лабораторная работа № 7«Измерение силы трения с помощью динамометра»

Цель урока: Познакомиться с трением в природе и технике; а также выяснить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека, экспериментально выяснить, от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить её с силой трения качения.

Планируете результаты:

Предметные:

 Формировать знания о способах трения; о способы увеличения и уменьшения силы трения практические навыков по измерению силы трения.

Метапредметные:

коммуникативные- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, 

регулятивное развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ;

познавательные - овладение методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Личностные: формирование целостного мировоззрения.

Тип урока: урок общеметодологической направленности .

Межпредметные связи: биология, техника, ИЗО, физическая культура
Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы (указано в карточках для индивидуальной работы), листы для лабораторных работ, для домашнего задания.

Ход урока:


1.Мотивация

Здравствуйте , ребята! Как Ваше настроение?

Я егодня к Вам приехала на машине, около магазина Ильвина выключился двигатель, думала, что доеду, но мне пришлось идти пешком. Почему машина остановилась, в чем же причина ? (Ответы обучающихся)
2. Актуализация знаний учащихся (слайд 1)

  Что такое инерция? ( Это явления сохранения скорости тел при отсутствии действия на него других тел)

По законам инерции автомобиль должен сохранить свою скорость. (На машину действует поверхность Земли).

Как можно измерить взаимодействие тел? (Сила – мера взаимодействия тел)

Назовите единицу измерения силы? (Ньютон)

Как можно измерить силу? (с помощью динамометра)

3. Открытие новой темы

Давайте обратимся к произведению искусства, перед Вами картина Василия Григорьевича Перова «Троица». Что Вы видите на этой картине? (слайд 2)

Почему детям так тяжело нести груз?

Как Вы думаете Какую тему мы будем проходить сегодня? (трение, сила трения)

Тема нашего урока – Трение в природе и технике (слайд 3)

Цель урока - Познакомиться с трением в природе и технике; а также выяснить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека. (слайд 4)

 Ребята давайте прежде чем начать урок посоревнуемся

Выходят два ученика и тянут палку, кто кого победить? Два игрока располагаются на одной линии и берутся за концы гимнастической палки. На расстоянии 1-2 шага от каждого кладется кубик, булава или другой предмет. Задача игрока: перетянув «противника», достать предмет, лежащий на полу. (слайд 5)

Как Вы думаете, что помогло выиграть победителю. (Вес, обувь ученика, желание и т.д)

Почему спортсмены тщательно выбирают обувь?

Снимите обувь посмотрите на подошву, какая она? (Рифлёная, из резины и т.д)

 Давайте поговорим о трении в природе и технике, в быту

    1.        У многих растений и животных  имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений,  хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения. Среди живых организмов распространены приспособления

(шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности ), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим – при движении в противоположном направлении.   (слайд 6)

Роль силы трения в природе

Стоит упомянуть и о роли силы трения в природе. Пример – это шероховатые лапки насекомых для улучшения сцепления с поверхностью, или, наоборот, это гладкие тела рыб, покрытые слизью для уменьшения трения о воду.

В природе животные и растения давно научились приспосабливаться и использовать силу трения себе во благо. То же необходимо делать и человеку, дабы обеспечить себе комфортное существование на планете Земля.

2. Еще примеры силы трения в природе: (слайд 7)

  • белки прыгают по веткам деревьев
  • ленивец висит на ветке
  • птичка может присесть на ветку
  • вода точит камень
  • образование планет и комет
  • идет дождь и вода стекает в низину, хотя камень лежит и не скатывается в низину (у воды сила трения меньше, чем у камня)
  • огромные валуны лежат на краях скал и не падают вниз - их держит сила трения

3.        Примеры силы трения в технике: (слайд 8)

  • автомобиль может тормозить
  • на севере люди передвигаются на санках и лыжах - так быстрее, т.к. меньше сила трения
  • езда на велосипеде
  • любые смазанные детали работают лучше
  • в шарикоподшипниках возникает сила трения качения
  • колеса с шипами или даже с цепями
  • механизмы для передачи или преобразования движения с помощью трения, т.н. фрикционные механизмы.

Трение участвует даже там, где мы о нем даже не подозреваем. (слайд 9)

  • мы можем ходить по земле
  • шьем иголкой и нитками
  • носим платки, галстуки.

4. Примеры силы трения в быту: (слайд 10)

  • мы можем писать на бумаге
  • вещи, стоящие на вашем столе, не улетают от малейшего сквозняка
  • одежда, которая висит на вашем стуле или плечиках в шкафу
  • вы можете водите компьютерной мышкой по коврику
  • вы с трудом двигаете шкаф, т.к. есть сила трения
  • но если случайно разлить подсолнечное масло на кухне, любой входящий будет скользить, т.к. уменьшится сила трения об пол, но аккуратнее, не упадите сами :)
  • ковер сильно уменьшает силу трения
  • смазывание петлей дверей
  • музыкальные инструменты

Трение можно даже услышать. (слайд 11)

Почему изнашиваются детали машин, шины, обувь? (слайд 12)

Трение имеет большое значение в природе и технике, его можно делить на полезное и вредное, иногда нужно увеличивать, иногда нужно уменьшать. (слайд 13)

Виды сил трения: сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения. (слайд 14)

На следующем уроке мы подробно изучим виды трения (покоя, скольжения, качения), а сейчас приступим к практической части урока, выполним лабораторную работу №7. Я Вам раздала листы для выполнения работы. Вы должны заполнить таблицу и записать вывод.

4.Практическая часть

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Цель: Выяснить, от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить её с силой трения качения.

Инструктаж по технике безопасности (слайд 15)

1.Соблюдать требования инструкции при выполнении лабораторной работы.

2.Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

3.Разместить приборы, материалы, оборудование, исключив возможность их падения.

4.Выполнять задания только после разрешения учителя.

5. Не проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные заданиями работы.

6. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

7. В случае необходимости поднять руку и пригласить учителя.

8.Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.

9.Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

10.По окончании лабораторной работы убрать рабочее место.        

С правилами ознакомлен (а). Обязуюсь выполнять.

7.Этап выполнения работы

  • А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа № 7  (слайд 16)

Тема: «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Цель работы: выяснить от чего зависит сила трения скольжения, и сравнить её с силой трения качения.  

Приборы и материалы: Динамометр, деревянный брусок, две цилиндрические палочки (круглые карандаши), набор грузов, деревянная доска, пластмасса.


Ход работы.


Чтобы измерить силу трения воспользуемся пружинным динамометром.
1. Прикрепим к бруску динамометр и будем равномерно двигать брусок по доске. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения скольжения. Запишем показания динамометра в таблицу .
2. Определим с помощью динамометра вес бруска, он равен  ___Н. Запишем значения веса в таблицу в столбец 1 .
3. Поставим один груз на брусок и повторим измерения силы трения скольжения поочерёдно с одним грузом (___Н), а затем с двумя (___Н). Запишем значения веса и показания динамометра в таблицу в столбцы 2, 3.
4. Положим брусок на пластмассовую поверхность и будем равномерно двигать брусок по поверхности, с помощью динамометра определим силу трения скольжения(___Н),. Запишем значения веса (___Н),  и показания динамометра в таблицу в столбец 4.
5. Разместим брусок на двух цилиндрических палочках и равномерно переместим его по столу. В данном случае с помощью динамометра мы измерим силу трения качения. Запишем значения веса и показания динамометра в таблицу в столбец
 5.

Таблица.

№ опыта

1

2

3

4

5

Сила трения Fтр, Н

Вес тела Р, Н

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: при выполнении лабораторной работы… Сила трения  зависит от веса тела, чем больше вес, тем больше возникающая сила трения.

Сила трения зависит от типа поверхности.

Сила трения качения меньше, чем сила трения скольжения.

Учащимся предлагается взаимопроверка результатов измерений.

Дополнительная информация - https://resh.edu.ru/subject/lesson/1536/main(слайд 17)

8. Рефлексивно-оценочный этап Нарисуйте смайлик на Лестнице успеха (слайд 18)

  • Домашнее задание(слайд 19)
  • 1.Привести примеры проявления силы трения в вашей жизни.
  • 2.Заполнить схему по параграфам 32-34

  • Творческое задание. Напишите рассказ, что случилось бы, если бы не было трения?

Всем спасибо! Вы хорошо потрудились. (слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила трения. Трение в природе и технике.

Конспект урока "Сила трения. Трение в природе и технике" по физике в 7 классе А.В.Перышкин. Предложенный  вариант конспекта урока сочень интерсным мультимедийным сопровождением(презентация и виде...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Урок физики в 7 классе "Сила трения. трение в природе и технике"

Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся....

" Сила трения. Трение в природе и технике"

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Сравнение сил трения скольжения и трения качения....

конспект урока по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"

Конспект урока физики для 7 класса по теме: "Сила трения. Трение в природе и технике"...