Учебный курс «Измеряем, исследуем, познаем» (8кл)
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Жукова Галина Ивановна

Пояснительная записка.

        Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документов:

– Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями);

– Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»;

– Рабочая программа воспитания МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»;

– Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных предметов (курсов) МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.36.48-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-  Устав МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»

Актуальность курса

Учебный курс «Измеряем, исследуем, познаем» призван развивать самую общую точку зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами, а так же является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике. Физический эксперимент и решение сложных задач являются основными методами обучения физике. С помощью экспериментов и решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники. Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения, формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся 8 классов по физике путем выполнения простейших экспериментов, решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.

Задачи:

-создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач;

-формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

-развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;

-развитие творческих способностей учащихся;

-развитие коммуникативных умений работать в парах и группе;

-показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире;

-углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике;

-ставить и решать задачи науки, техники, жизни;

-формирование умений работать с учебным оборудованием и со школьной учебной физической задачей.

Итог работы

В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению экспериментальных и конструкторских задач.

Место учебного предмета в учебном плане: В учебном плане МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП» на изучение курса «Измеряем, исследуем, познаем» отводится 17 часов в год, 0.5ч. в неделю.

 

 

 

 

 

Содержание программы

Реализация данной программы предполагает использование разнообразных методов и приемов обучения школьников: проблемно-поисковые рассказы, эвристические беседы, исследовательские задания, содействующие развитию познавательного интереса обучающихся; демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики.

Для активизации деятельности учащихся рекомендуется использовать следующие виды и формы взаимодействия в процессе изучения курса:

-выступления школьников,

-подробное объяснение примеров решения задач,

-коллективная постановка экспериментальных задач,

-индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,

-конкурс на составление лучшей задачи.

    При проведении занятий предусмотрена постановка демонстрационных опытов с использованием учебного оборудования кабинета физики, для наглядного представления физических явлений и моделей, на основе которых будет решаться та или иная задача.

    1. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач.

2. Правила и приёмы решения физических задач (1ч)

Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.

3. Взаимодействие тел (5 ч)

Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.

Практические задачи

-определение максимальной скорости движения пальцев рук.

-.определение массы линейки.

-изучение закона движения падающего воздушного шара.

-.изучение закона движения падающего воздушного шара.

-определение своей максимальной мощности.

4. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (4 ч)

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.

Демонстрации:

- расширение тел при нагревании.

-изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.

-термометры разных видов.

-теплопроводность разных тел.

Практические задачи:

-исследование теплопроводности тел.

-вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

5. Электромагнитные явления. (3 ч)

Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.

Демонстрации:

-устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.

-переменный ток на экране осциллографа.

-явление электромагнитной индукции.

Практические задачи:

-определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.

-расчёт выделенного тепла при сгорании одной спички

 -определение удельной теплоты плавления льда

6. Итоговая конференция(3 ч)

Методическое обеспечение

При работе по данной программе используются разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:

-выступления школьников,

-подробное объяснение примеров решения задач,

-коллективная постановка экспериментальных задач,

-индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,

-конкурс на составление лучшей задачи.

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.

 

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

-сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

-знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

-умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

-умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

-коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

теоретических

практических

1

Классификация задач

1

1

0

Библиотека – всё по предмету «Физика»: 

http://www.proshkolu.ru

2

Правила и приёмы решения физических задач

1

1

0

Видеоопыты на уроках: 

http://fizika-class.narod.ru

 

3

Взаимодействие тел

5

1

4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

 

4

Тепловое расширение тел. Теплопередача.

5

2

3

Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам: http://class-fizika.narod.ru

5

Электромагнитные явления

3

2

1

Цифровые образовательные ресурсы: http://www.openclass.ru

6

Итоговая конференция

2

2

0

 

 

Общее количество часов по программе

17

11

5

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

всего

теоретических

практических

I/1

Техника безопасности в кабинете физики. Классификация задач.

1

1

0

Устный
опрос

II/2

Примеры типовых задач. Правила и приёмы решения задач

1

1

0

Устный
опрос

III

Взаимодействие тел

5

1

4

 

3/3

Изучение закона движения падающего воздушного шара.

1

1

0

Устный
опрос

3/4

Определение своей максимальной мощности

1

0

1

Практическая работа

3/5

Определение максимальной скорости движения пальцев рук

1

0

1

Практическая работа

3/6

Экспериментальная работа «Определение массы линейки». Решение задач на расчёт плотности тел.

1

0

1

Практическая работа

3/7

Экспериментальная работа «Определение плотности камня неправильной формы»

1

0

1

Практическая работа

IV

Тепловое расширение тел. Теплопередача.

5

2

3

 

4/1

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел

1

1

0

Устный
опрос

4/2

Исследование теплопроводности тел

1

0

1

Практическая работа

4/3

Решение комбинированных задач на тепловые процессы.

1

1

0

Устный
опрос

4/4

Экспериментальная работа «Расчёт выделенного тепла при сгорании 1одной спички»

1

0

1

Практическая работа

4/5

Экспериментальная работа «Определение удельной теплоты плавления льда»

1

0

1

Практическая работа

V

Электромагнитные явления

3

2

1

 

5/1

Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений

1

1

0

Устный
опрос

5/2

Экспериментальная работа «Расчет сопротивления человеческого тела»

1

0

1

Практическая работа

5/3

Экспериментальная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику»

1

1

0

Устный
опрос

VI

Итоговая конференция

2

2

0

Устный
опрос

 

Общее количество часов по программе

17

9

8

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uk_8_2022_0.5ch.docx23.17 КБ
Файл uk_8_2022_0.5ch.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

теоретических

практических

1

Классификация задач

1

1

0

Библиотека – всё по предмету «Физика»

http://www.proshkolu.ru

2

Правила и приёмы решения физических задач

1

1

0

Видеоопыты на уроках: 

http://fizika-class.narod.ru

3

Взаимодействие тел

5

1

4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

4

Тепловое расширение тел. Теплопередача.

5

2

3

Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам: http://class-fizika.narod.ru

5

Электромагнитные явления

3

2

1

Цифровые образовательные ресурсы: http://www.openclass.ru

6

Итоговая конференция

2

2

0

Общее количество часов по программе

17

11

5

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

всего

теоретических

практических

I/1

Техника безопасности в кабинете физики. Классификация задач.

1

1

0

Устный
опрос

II/2

Примеры типовых задач. Правила и приёмы решения задач

1

1

0

Устный
опрос

III

Взаимодействие тел

5

1

4

3/3

Изучение закона движения падающего воздушного шара.

1

1

0

Устный
опрос

3/4

Определение своей максимальной мощности

1

0

1

Практическая работа

3/5

Определение максимальной скорости движения пальцев рук

1

0

1

Практическая работа

3/6

Экспериментальная работа «Определение массы линейки». Решение задач на расчёт плотности тел.

1

0

1

Практическая работа

3/7

Экспериментальная работа «Определение плотности камня неправильной формы»

1

0

1

Практическая работа

IV

Тепловое расширение тел. Теплопередача.

5

2

3

4/1

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел

1

1

0

Устный
опрос

4/2

Исследование теплопроводности тел

1

0

1

Практическая работа

4/3

Решение комбинированных задач на тепловые процессы.

1

1

0

Устный
опрос

4/4

Экспериментальная работа «Расчёт выделенного тепла при сгорании 1одной спички»

1

0

1

Практическая работа

4/5

Экспериментальная работа «Определение удельной теплоты плавления льда»

1

0

1

Практическая работа

V

Электромагнитные явления

3

2

1

5/1

Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений

1

1

0

Устный
опрос

5/2

Экспериментальная работа «Расчет сопротивления человеческого тела»

1

0

1

Практическая работа

5/3

Экспериментальная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику»

1

1

0

Устный
опрос

VI

Итоговая конференция

2

2

0

Устный
опрос

Общее количество часов по программе

17

9

8



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

теоретических

практических

1

Классификация задач

1

1

0

Библиотека – всё по предмету «Физика»

http://www.proshkolu.ru

2

Правила и приёмы решения физических задач

1

1

0

Видеоопыты на уроках: 

http://fizika-class.narod.ru

3

Взаимодействие тел

5

1

4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

4

Тепловое расширение тел. Теплопередача.

5

2

3

Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам: http://class-fizika.narod.ru

5

Электромагнитные явления

3

2

1

Цифровые образовательные ресурсы: http://www.openclass.ru

6

Итоговая конференция

2

2

0

Общее количество часов по программе

17

11

5

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

всего

теоретических

практических

I/1

Техника безопасности в кабинете физики. Классификация задач.

1

1

0

Устный
опрос

II/2

Примеры типовых задач. Правила и приёмы решения задач

1

1

0

Устный
опрос

III

Взаимодействие тел

5

1

4

3/3

Изучение закона движения падающего воздушного шара.

1

1

0

Устный
опрос

3/4

Определение своей максимальной мощности

1

0

1

Практическая работа

3/5

Определение максимальной скорости движения пальцев рук

1

0

1

Практическая работа

3/6

Экспериментальная работа «Определение массы линейки». Решение задач на расчёт плотности тел.

1

0

1

Практическая работа

3/7

Экспериментальная работа «Определение плотности камня неправильной формы»

1

0

1

Практическая работа

IV

Тепловое расширение тел. Теплопередача.

5

2

3

4/1

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел

1

1

0

Устный
опрос

4/2

Исследование теплопроводности тел

1

0

1

Практическая работа

4/3

Решение комбинированных задач на тепловые процессы.

1

1

0

Устный
опрос

4/4

Экспериментальная работа «Расчёт выделенного тепла при сгорании 1одной спички»

1

0

1

Практическая работа

4/5

Экспериментальная работа «Определение удельной теплоты плавления льда»

1

0

1

Практическая работа

V

Электромагнитные явления

3

2

1

5/1

Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений

1

1

0

Устный
опрос

5/2

Экспериментальная работа «Расчет сопротивления человеческого тела»

1

0

1

Практическая работа

5/3

Экспериментальная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику»

1

1

0

Устный
опрос

VI

Итоговая конференция

2

2

0

Устный
опрос

Общее количество часов по программе

17

9

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Познай себя»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай себя»является  составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя о...

Рабочая учебная программа учебного курса "Литература" в 6 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской...


 

Комментарии

Ольга  Анатольевна  Стебунова

Хороший и интересный курс!