Курс по выбору "познай себя" 9 класс
материал по химии (9 класс) на тему

курс по выбору

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край  Темрюкский район пос. Таманский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 16

муниципального образования Темрюкский район

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

 от   29 августа 2014   года

 Председатель педсовета

                                                                                                 _____________         С.И.Кулага

 подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

1 ВИДА

Курс по выбору

«Химия в быту»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)        основное общее, 9 класс  

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов  17 ч           Уровень                           базовый

                                                                                                                                (базовый, профильный)            

Учитель    Очеретная Нина Юрьевна 

Программа разработана на основе сборника программ элективных курсов, выпуск 5, естественно-научный блок; г. Краснодар, издательство «Мир Кубани», 2005г., автор программы Пилипенко Л.К. учитель химии СОШ № 5 г.Анапа

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Согласовано:

Зам. директора по УВР

______О.И.Сарницкая

« 28 » августа 2014 года

Краснодарский край Темрюкский район пос.Таманский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

 муниципального образования Темрюкский район

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

Курса по выбору

«Химия в быту»

Класс                                      9

             

Учитель        Очеретная Нина Юрьевна

Количество часов:  всего  17  часов; в неделю  1  часа

Планирование составлено на основе рабочей программы учитель Очеретная Н.Ю., утверждена педсоветом протокол № 1 от 29.08.2014 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе сборника программ элективных курсов, выпуск 5, естественно-научный блок; г. Краснодар, издательство «Мир Кубани», 2005г., автор программы Пилипенко Л.К. учитель химии СОШ № 5 г.Анапа.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

№ п/п

Разделы темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение. Химия вокруг нас, бытовая химия.

1

1

2.

Тема I. Если вы стираете дома

7

7

3.

Тема II. Химчистка дома

4

4

4.

Тема III. «На кухне и в ванной»

5

5

Итого

17

17

        Современное состояние развития общества характеризуется проникновением химии во все сферы жизни. Фактически люди на производстве, в учебных, медицинских и правовых заведениях, в учреждениях культуры и спорта, а также в быту используются принципы и методы химии и разнообразные химические вещества. В целом это вызвано научно-техническим прогрессом и повышает уровень жизни людей. Поэтому ориентироваться в том, как правильно принимать химические препараты, необходимо каждому современному человеку. Однако ошибки в вопросах химизации могут приводить к различным неприятностям, иногда -  к значительным.

Химизация необходима, однако ее развитие должно базироваться на прочных знаниях. К сожалению, сегодня это требование не выполняется, так как в школах преподавание ведется лишь в направлении общего химического образования.

В связи с этим большую актуальность приобрело изучение в школе прикладных проблем химии. Поэтому наиболее приемлемым вариантом совершенствования учебного процесса на данном этапе является изучение элективного курса с условным названием «Химия в быту», дающего возможность школьникам получить знания об основных веществах, используемых в быту, и приобрести попутный опыт реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Курс «Химия в быту» разработан на основе образовательных стандартов основного общего образования по химии. Элективный курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса – углубление экологической и практической подготовки учащихся основной школы. Важно включение в содержание проблемного материала, стимулирующего творческую деятельность учащихся, в том числе заданий исследовательского характера, требующих организации индивидуальной и групповой работы школьников.

Основные задачи курса:

  • Закрепить, систематизировать и расширить знания о веществах, используемых в быту, их составе и строении
  • Сформировать представления о специфических свойствах поверхностно-активных веществ, их двойственной роли в природе, последствия воздействия ПАВ на биологические системы
  • Раскрыть причины и основные источники загрязнения
  • Познакомить с классификацией волокон, СМС, пятен
  • Продолжить формирования умения анализировать ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил техники безопасности
  • Продолжить формирование навыков исследовательской работы
  • Развивать учебно-коммуникативные умения
  • Развивать экономические аспекты в использовании средств бытовой химии.

Формы контроля: лабораторный практикум, рефераты.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО КУРСУ

  • После изучения данного элективного курса учащийся должен знать:

- понятия «бытовая химия», «поверхностно-активные вещества», «синтетически моющие вещества»

- двойственную роль ПАВ в природе, стандартные обозначения знаков способов ухода за различными изделиями

- причины, источники загрязнений, способы борьбы с различными загрязнениями

- способы предупреждения загрязнения окружающей среды различными средствами бытовой химии

- влияние средств бытовой химии на состояние здоровья человека

- рациональное использование средств бытовой химии

  • После изучения данного  курса учащийся должен уметь:

- проводить опыты по удалению пятен различного происхождения с различных предметов и поверхностей

- решать расчетные задачи с экологическим содержанием

- работать в группе

- определять цель, выделять объекты исследования и способы решения данной проблемы

- писать рефераты на заданную тему, придерживаясь определенной структуры.

Темы рефератов

  1. Бережное отношение к воде.
  2. Возраст и профессии мыла.
  3. Действие ПАВ глазами химика.
  4. Мягкость и жесткость воды.
  5. Стекло.
  6. Синтетические моющие средства.
  7. Что обозначают ярлыки на одежде.
  8. Вода – самое обыкновенное и необыкновенное вещество.
  9. Использование СМС как источник антропогенного загрязнения окружающей среды.
  10.  О жирах и маслах.
  11.  Чем хорош блестящий чайник и чем плохи блестящие батареи.
  12.  Свет мой, зеркальце, скажи.
  13.  Фарфор, фаянс.
  14.  Коррозия металлов.
  15.  Химические волокна.
  16.  Преимущества натуральных тканей.

4. СПИСОК РЕОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 3-е – М.: Химия, 1995. – 175 с.: ил. (Научно-популярная библиотека школьника)
  2. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека.) – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с. Ил.
  3. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из  повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999. – 136 с.: ил. (методическая библиотека).
  4. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144 с. («Химия в школе». Библиотека журнала. Вып. 2).
  5. Малышкина В. Занимательная химия. – С-Пб.:Тригон, 1998 – 576 с., ил.
  6. Леенсон И. А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учеб. Пособие. /И. А. Леенсон. – М.ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 347 с.: ил.

СОГЛАСОВАНО                                           СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического            Заместитель директора по УВР

объединения учителей естественно-

математического цикла и                               ______ / О.И.Сарницкая/

технологии

от  27.08.2014г. № 1                                     «  28  »  августа  2014 г.

                                                                         

_____________ / Н.Ю.Очеретная                                     

           ( подпись)

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ

№ п/п

Содержание и тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Формы обучения и оценки

план

факт

Введение. Химия вокруг нас, бытовая химия.

1

1.

Введение. Химия вокруг нас, бытовая химия.

1

02.09

Лекция с элементами беседы, опорный конспект

Тема I. Если вы стираете дома

7

2.

Вода из крана

1

09.09

Лекция с элементами беседы, опорный конспект

3.

Возраст и профессии мыла

1

16.09

Семинар, групповая работа, реферат

4.

Вы моете руки

1

23.09

Лекция, опорный конспект, действие ПАВ

5.

Из чего сделана наша одежда

1

30.09

Лекция, сообщение

6.

Удачной стирки

1

07.10

Семинар, групповая работа, реферат

7.

Универсальные моющие средства

1

14.10

Практикум, работа в группах, сообщения

8.

Осторожно, стирке не подлежит

1

21.10

Семинар, сообщение о обозначениях на одежде

Тема II. Химчистка дома

4

9.

Несколько слов о пятнах

1

28.10

Семинар-практикум, работа в группах, решение проблемных задач

10.

Удаление пятен с одежды

1

11.11

11.

Выведение жирных и масляных пятен, цветных пятен органического происхождения

1

18.11

Семинар-практикум, работа в группах, решение проблемных задач

12.

Пр.р.1. «Удаление пятен различной природы»

1

25.11

Практическая работа, отчет

Тема III. «На кухне и в ванной»

5

13.

Мытье и чистка посуды. Удаление накипи.

1

02.12

Семинар, конспект

14.

Чистка изделий из металлов

1

09.12

Семинар-практикум, решение проблемных задач

15.

Чистка и мытье стекол

1

16.12

Семинар-практикум, работа в группах, решение проблемных задач

16.

Чистка и мытье бытовой керамики

1

23.12

Семинар-практикум, сообщения

17.

Итоговый урок. Значение бытовой химии для жизни человека

1

27.12

Конференция, рефераты

ИТОГО:

17

ЗАНЯТИЕ 1 «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ.  ЗНАКОМСТВО С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ. ВЕДЕНИЕ РАБОЧЕГО ЖУРНАЛА»

Вот семь обязательных условий безопасной работы в лаборатории.  

Первое и главное условие: строго и точно соблюдайте все наши рекомендации.  

Вы, наверное, знаете, что одна и та же химическая реакция может идти по-разному, если изменить условия опыта. Например,  если повысить температуру, или добавить в пробирку какое-либо вещество, или добавлять вещества в иной, чем указано,  последовательности. От этого мы вас и предостерегаем: нет гарантии, что реакция пойдет так, как вы предполагаете. Вот самый простой пример.  

Возможно, вам известно, что при разбавлении серной кислоты всегда льют медленно и понемногу кислоту в воду, осторожно перемешивая раствор. (Пожалуйста, запомните это правило раз и навсегда, и ни в коем случае не поступайте наоборот.) Но, казалось бы, какая разница, что к чему добавлять? У всех химических правил есть глубокий смысл. В чем же причина именно такого порядка смешивания серной кислоты с водой?  

При таком смешивании выделяется много тепла. Кислота гораздо тяжелее воды, и когда ее вливают понемногу в сосуд с водой, кислота сразу опускается, и граница, где выделяется тепло,  оказывается глубоко под водой. Смесь нагревается постепенно и равномерно, словно на горячей плите, А если лить легкую воду в тяжелую кислоту, то вода растечется тонким слоем по поверхности,  сразу же нагреется и превратится в пар – будто воду вылили на раскаленную сковородку. Пар захватит брызги кислоты, они могут попасть на одежду и на кожу, вызвать ожоги, повредить глаза. Вот такие могут быть последствия от несоблюдения простого химического правила.  

И в этом случае, и во всех остальных – пожалуйста, следуйте нашим советам неукоснительно!  

Второе условие: никогда не смешивайте два реактива, просто,  чтобы посмотреть, что получится. Не всегда получается хорошо.  

Совсем другое дело, если вы точно знаете, что образуется в результате реакции и как она идет. Скажем, если вы уже проходили реакцию в школе и совершенно уверены, что опыт безопасен. Но и в этом случае берите минимально необходимые количества веществ. Не стаканы и даже не столовые ложки, а буквально граммы или даже доли грамма. Чтобы наблюдать ход реакции, этого вполне достаточно. И даже если вам нужно получить самостоятельно заметное количество вещества, прежде поставьте прикидочный опыт, чтобы познакомиться с тонкостями реакции.  

Третье условие: не используйте для опытов посуду, из которой едят. Для опытов нужна своя, отдельная посуда. И ни в коем случае не пробуйте вещества на вкус (кроме тех случаев, когда в описании опыта прямо сказано, что продукт можно попробовать).  

Четвертое условие: храните реактивы в отдельных склянках или коробках. Чтобы не было путаницы, наклейте этикетки и напишите, что находится внутри. Если препарат вам больше не нужен (или если опыт закончен, а продукты реакции вам ни к чему), то немедленно выбросьте ненужные вещества – так спокойнее, и путаницы не будет.  

Пятое условие: не оставляйте грязной посуды. Во-первых, ее будет потом трудно отмыть, может быть, придется даже выбрасывать. Во-вторых, некоторые вещества окисляются на воздухе, реакции между ними могут продолжаться и после того,  как опыт закончен, и в результате таких реакций может получиться нечто такое, на что мы с вами не рассчитывали. Словом, после каждого опыта мойте посуду сразу и тщательно.  

Между прочим, когда чисто, то и работать приятнее, и старшие лучше будут относиться к вашим занятиям. Да и вообще экспериментатор только тогда достигает успеха, когда работает аккуратно.  

Шестое условие: никогда не берите реактивы руками, не наклоняйтесь над склянками, в которых идут реакции,- не нюхайте .вещества с едким запахом. Берегите и одежду, и кожу, и прежде всего глаза от брызг и крупинок. Это условие коротко можно сформулировать так: будьте всегда осторожны!  

И, наконец, самое последнее, седьмое условие, которое вы обязаны выполнять, если хотите стать настоящими экспериментаторами: приступайте к работе только после того, как вам будут ясны все ваши действия. Еще до начала работы внимательно прочтите описание опыта от начала до конца. Запишите все, что вам может понадобиться: посуду, реактивы, штатив, держалки и тому подобное, вплоть до тряпки. Разложите их на рабочем месте так, чтобы все было под рукой. И только после такой подготовки приступайте к работе.  

Может быть, вы даже не представляете себе, насколько важен этот последний совет. Если вы будете ему следовать, это избавит вас от суматохи и недоразумений. Представьте себе, что вы приступили к опыту без подготовки, едва раскрыв книгу.  Написано: "налейте в бутылку разбавленной уксусной кислоты и бросьте кусочек сульфита натрия, завернутого в фильтровальную бумагу". Это, положим, вы сделаете без труда, если только второпях, в поисках фильтровальной бумаги, не опрокинете бутылку с уксусом. Началась реакция, стал выделяться газ. А вы тем временем читаете: "закройте бутылку пробкой с отводной трубкой и пропустите газ через раствор перманганата калия". Пока вы будете искать пробку, подбирать к ней трубку и доставать из домашней аптечки марганцовку – можете быть уверены, реакция в бутылке давно закончится, и все придется начинать сначала. А что стоило прочесть заранее и приготовить все загодя ...  

Если вы уже неплохо знаете химию, то для точного выполнения этого же условия очень полезно будет записать уравнения реакций, протекающих в ходе опыта, выверить их по авторитетным книгам или справиться у учителя химии. Тогда все ваши действия станут вам яснее и, может быть, вы сможете несколько видоизменить опыт, расширить его рамки. Но, повторяем, только при полной уверенности в том, что опыт пойдет так, как вы ожидаете.  

И всем юным химикам, независимо от их подготовки и опыта,  настоятельно советуем завести лабораторный журнал. Настоящий химик обязательно записывает в лабораторный журнал план работы, список реактивов, порядок действий, зарисовывает прибор и перечисляет, из каких деталей прибор состоит. Он заносит в журнал условия опыта, уравнения реакций, подсчитывает, сколько надо веществ для опыта. А потом записывает свои наблюдения и делает из них выводы.  

ОФОРМИТЕ ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ:

  1. Подпишите его
  2. Аккуратно внесите требования по технике безопасности
  3. Покажите оформленный журнал преподавателю

ЗАНЯТИЕ 2 «РИСОВАНИЕ ИОДОМ»

Чем особенно хорош этот опыт – все необходимое для него, наверное, есть в каждом доме: свечка, аптечный йод (спиртовой раствор,  йодная настойка) и какой-нибудь негодный железный предмет –  старая дверная петля, ключ от неизвестного замка или замок, ключи от которого потеряны. Металлическую поверхность, на которой будет рисунок, прошлифуйте наждачной шкуркой до блеска, зажгите свечку и наклоните ее так, чтобы парафин капал на блестящую поверхность. Слегка нагрейте предмет, тогда парафин растечется тонким слоем. А когда он охладится и застынет, иглой процарапайте канавки, чтобы они дошли до металла. Наберите пипеткой аптечный йод и капните на царапины. Через несколько минут раствор йода побледнеет, и тогда надо вновь нанести его на царапины. Примерно через час снимите слой парафина: вы увидите на металле ясные следы, они точь-в-точь повторяют рисунок на парафине.  

Если опыт был удачным, можно перейти к более серьезному занятию – не просто царапать парафин, а написать на нем слово или сделать рисунок; например, пометить свой перочинный нож ~ или гаечный ключ от велосипеда.  

Разберемся, что же происходит, когда йод соприкасается с металлом. Железо вступает в реакцию с йодом, в результате образуется соль – иодид железа. А эта соль – порошок, который легко удаляется с поверхности. И там, где были царапины  образовались углубления в металле. Такой процесс называют  химическим травлением. К нему часто прибегают, однако '  используют обычно не йод, а другие вещества, более активные.  

Между прочим, йод взаимодействует не только с железом, но и  с медью. Значит, им можно травить разные предметы из меди и  медных сплавов, например из латуни. Можете попробовать.  

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

Тема урока: «Выведение жирных и масляных пятен, цветных пятен органического происхождения».

Основная цель этого занятия: научить применять полученные знания для решения бытовых проблем, связанных со стиркой, а также извлекать информацию прикладного характера из учебника химии; познакомить учащихся со свойствами некоторых соединений, изучение которых не предусматривалось программой, но которые очень широко используются в быту.

Самые распространенные пятна – жировые. Их выводят, как правило, с помощью экстракции, подбирая для этого подходящий растворитель. Для выведения свежих жировых пятен годятся бензин, скипидар, медицинский эфир.

Ваткой смоченной растворителем, протрите пятно несколько раз, и жир перейдет в раствор. Чтобы на ткани не осталось ореола, её надо протереть мыльной водой  или раствором стирального порошка.

Старые жировые пятна удалить  труднее, тут одним растворителем не  обойтись, нужны смеси. Например, бензина, медицинского эфира  и скипидара (7:1:2).

Если ткань цветная, то надо позаботится о том, чтобы растворитель  не повредил окраску. Прежде чем приступить к работе проверьте, не изменяет ли выбранный вами растворитель цвет ткани.

Экстракцией можно удалить и пятна от  травы.

Если протереть испачканное место спиртом , можно постепенно экстрагировать хлорофилл из пятна и оно обесцветится.

Чернильные пятна тоже можно обесцветить.

Для этого насыпьте на пятно  немного толченного мела или зубного порошка и капните  2-3 капли спирта. Спирт растворит красить чернил , а мел впитает окрашенный раствор . Снимите окрашенный мел тупым концом ножа , нанесите свежую порцию мела  и спирта  и повторяйте эту операцию до тех пор , пока мел  не будет оставаться белым. Дайте ему высохнуть и снимите остатки щеткой.

В этом случае были использованы экстракция с адсорбцией. Мел не позволяет подкрашенному раствору расползаться по ткани , образуя ореол вокруг окрашенного пятна.

Свежие пятна от ягод и соков  удается снять просто водой. Если это не возымеет действия , то эти пятна на белых тканях можно обесцветить раствором пероксида водорода (можно растворить таблетку гидроперита  в половине стакана воды).

Пропитайте пятно этим раствором , добавив  к нему несколько капель нашатырного спирта , протрите чистой ваткой и промойте водой. Пероксид (перекись)водорода – сильный окислитель , он  окисляет многие красители и они обесцвечиваются.

Пятна от горячего утюга на хлопчатобумажных и льняных белых тканях можно удалить с помощью реакции окисления – восстановления.

В качестве окислителя надо использовать водный раствор хлорной извести в соотношении 1:50 по массе. При перегреве ткани образуются коричневые продукты термического окисления , а хлорная известь разрушает их , делает бесцветными . Нужно иметь в виду , что в результате реакции образуется хлороводородная кислота , которая сама по себе может разрушить ткань . Поэтому сразу после чистки нужно ополоснуть ткань слабым раствором соды, чтобы нейтрализовать кислоту , а затем промыть чистой водой.

Стирка – физико – химический процесс , его главные «действующие лица» - поверхностно – активные вещества. Молекулы таких веществ состоят из двух частей – гидрофильной и гидрофобной , которая с водой не взаимодействует, зато охотно вступает в контакт с загрязняющими веществами , например с трудно отмываемыми жирами и маслами . Эти группы – гидрофильные и гидрофобные – находятся на разных концах длинной молекулы . Такие молекулы прикрепляются своими гидрофобными концами к жирной поверхности , а гидрофильные торчат наружу , словно иголки ежа . Вода эти «иголки» хорошо смачивает , она окружает такого «ежа» , отрывает его от поверхности и уносит прочь.

Сейчас мыло для стирки применяется все реже , а стиральные порошки все чаще . В состав этих порошков входят поверхностно  -активные вещества, полученные синтетически. Поэтому их называют синтетическими моющими средствами.

Разрежьте лоскут грязной ткани на три части и опустите каждый кусочек в стаканы .  В первый стакан налейте   просто подогретую воду , во второй – мыльный раствор , а в третий – раствор любого стирального порошка.

Сделайте вывод, какой кусочек стал  чище.

У многих стиральных порошков есть ещё одно ценное свойство : они моют в любой воде  - в мягкой , в жесткой , даже в морской. А мыло ?

Возьмите обычную воду и растворите в ней какую – нибудь соль кальция или магния.(таким образом вы сделаете воду жёсткой).Вновь возьмите кусочек грязной ткани и попробуйте выстирать его мылом в жесткой воде.

Ничего не выйдет- даже пены не образуется. Соли жесткости вступают с мылом в реакцию , образуются кальциевые и магнивые мыла , а они нерастворимы в воде. И мыло теряет все свои полезные свойства. Но если в жесткой воде растворить стиральный порошок, он будет отстирывать грязь почти так же , как прежде – жесткая вода ему не вредит. Поверхностно – активные вещества , входящие в состав  порошка , не взаимодействуют с солями жесткости , а значит не теряют своих свойств.

В былые времена , когда мыло было предметом роскоши , для стирки часто использовали другие , более доступные вещества, которые хотя и в меньшей степени , но все же отстирывали грязь.

Можете взять для опыта порошок горчицы или отвар фасоли , но еще лучше – корни некоторых растений , например примулы , вороньего глаза , цикламена , куколи.

В этих корнях содержатся сапонины – вещества , обладающие моющим действием.

.  ВОПРОСЫ:

        Для проведения этого занятия учащимся предлагаются карточки – задания, образцы воды разной степени жёсткости, образцы различных моющих средств, хозяйственное мыло, кальцинированная сода, питьевая сода, отбеливатели, образцы тканей, химические стаканы.

  • В 50 –е гг., когда ещё не появились стиральные порошки на основе синтетических моющих средств, многие женщины кипятили  белое бельё в растворе силикатного клея.  Как можно объяснить моющие свойства силикатного клея?

  • Одна хозяйка , готовясь к стирке , подогревала воду , как показано на рисунке 1 , а другая так, как показано на рисунке 2 . Какая из хозяек поступила неправильно?  В чем заключается её ошибка и к каким последствиям она может привести ? Можно ли считать её действия опасными?

  • Две хозяйки готовились к стирке . Первая подогрела воду до 60 С и замочила в ней белье , вторая нагрела воду до кипения , прокипятила её 5 мин , а затем охладила до 60 С и только после этого начала стирку. У кого  белье лучше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить.

  • В вашем доме есть бутыль с жидким отбеливателем , но этикетка с инструкцией потеряна . Препарат имеет запах хлора. Вы решили обработать им бельё без нагревания . Какую посуду вы выберете , если у вас есть : новое ведро из оцинкованной жести , старый эмалированный бак с поврежденной эмалью , пластмассовый таз?

  • Вам надо удалить свежие пятна подсолнечного масла и йода . Можно ли сделать это физическим способом , не прибегая к помощи химии?

  • Пятно от смолы с одежды иногда удается вывести очень простым способом  :  проглаживанием горячим утюгом , проложив с обеих сторон пятна плотную ткань или фильтровальную бумагу, которые надо постоянно менять . Какие при этом происходят процессы и к каким явлениям они относятся – физическим или химическим?

  • Вы пролили на скатерть подсолнечное масло  и сразу же не смогли заняться удалением пятна . Когда через 10 дней вы вспомнили  о скатерти , пятно стало интенсивно желтым. Попытка убрать его с помощью бензина не привела к успеху . Соседка посоветовала вывесить скатерть на солнце  на несколько часов, так как некоторые пятна после этого исчезают. Почему бензин не удалил пятно со скатерти и хороший ли совет дала вам соседка?

  • Вам надо удалить пятна различного происхождения : сливочное масло , кофе , йод , морковный сок , аптечный препарат «зелёнка» , вишневый сок , мясной соус .Имеются следующие средства : «Персоль», стиральный порошок, «Био-С», УФ – лампа, зубной порошок, бензин. Подберите для каждого  пятна средства выведения.

  • Почему стиральные порошки с биологическими активными добавками особенно сильно разъедают руки?

  • Кухонные полотенца часто бывают испачканы сажей , особенно если пищу готовят на дровяной плите. Как можно вывести пятна сажи ?Помогут ли современные порошки с отбеливателями?

  • Многие хозяйки знают , что освежить залоснившийся воротник пиджака можно протерев его кусочком поролона, смоченным в нашатырном спирте . Почему для этой цели не рекомендуют использовать раствор соды ?

ЗАНЯТИЕ 5 «САМОДЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ»

В химических лабораториях то и дело пользуются индикаторами – иногда для определения тех или иных веществ, а большей частью, чтобы узнать кислотность среды, потому что от этого свойства зависят и поведение веществ, и характер реакции.  Индикаторы не раз понадобятся и нам, а так как не всегда можно их купить, то попробуем приготовить их самостоятельно. Исходным сырьем будут служить растения: многие цветки, плоды, ягоды,  листья и корни содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или, напротив, в щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют нам об этом.  

Растительное "сырье" летом собрать нетрудно – в лесу, в поле,  в саду или огороде. Можно взять яркие цветы – ирис, темные тюльпаны и розы, анютины глазки, мальву; наберите малины,  ежевики, черники, голубики или запастись несколькими листами красной капусты и молодой свеклой.  

Так как растворы индикаторов получают отвариванием (отвар –  это нечто вроде бульона), то они, естественно, быстро портятся –  скисают, плесневеют. Их надо готовить непосредственно перед опытом. Возьмите немного запасенного сырья (точное количество не имеет значения), положите в пробирку, налейте воды, поставьте на водяную баню и нагревайте до тех пор, пока раствор не окрасится.  Каждый раствор после охлаждения профильтруйте и слейте в приготовленную заранее чистую склянку с этикеткой.  

Чтобы обеспечить себя индикаторами на весь год можно засушить летом лепестки и ягоды, разложите их по отдельным коробочкам, а потом точно так же, как говорилось выше, приготовьте из них отвары, отдельно из каждого растения.  

Чтобы узнать, какой отвар служит индикатором на ту или иную среду и как изменяется его цвет, надо провести испытание.  Возьмите пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавляйте их поочередно в кислый или щелочной раствор.  Кислым раствором может служить столовый уксус, а щелочным –  раствор стиральной соды, карбоната натрия. Если, к примеру,  добавить к ним ярко-синий отвар из цветков ириса, то под воздействием уксуса он станет красным, соды – зелено-голубым.  

Результаты всех этих опытов тщательно записывайте, лучше всего в таблицу; ее образец мы здесь приводим. '  

Не только листья и ягоды могут сослужить вам службу в качестве индикаторов. На изменение кислотности четко реагируют изменением цвета некоторые соки (в том числе из красной капусты,  из вишни, черного винограда, черной смородины) и даже компоты.  Выполнить роль индикатора может обычный борщ. Хозяйки это давно приметили и используют такое свойство свекольного отвара,  но не для анализа. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонкой; цвет меняется буквально на глазах.  

В лабораториях широко используют индикатор фенолфталеин.  Приготовим его из аптечных таблеток того же названия. Одну или две таблетки разотрите и растворите примерно в 10 мл спирта (в крайнем случае, просто в теплой воде). В любом случае таблетки растворятся не полностью, потому что кроме основного вещества,  фенолфталеина, в них есть еще наполнитель – тальк или мел.  Отфильтруйте полученный раствор через промокательную бумагу и перелейте в чистую склянку с этикеткой "фенолфталеин индикатор". Этот бесцветный раствор со временем не портится. Он пригодится, и не раз, для определения щелочной среды: в ней он мгновенно краснеет. Для проверки добавьте каплю-другую фенолфталеина к раствору стиральной соды.  

А вот и образец таблицы, которая будет служить вам справочником при выборе индикатора:  

Индикатор

Цвет раствора

Исходный

В кислой среде

В щелочной среде

1.

Виноградный сок

2.

Свекольный сок

Предлагаем вам продолжить таблицу самостоятельно.  И последнее о растительных индикаторах. Некогда было в моде писать приглашения на лепестках цветов; а писали их в зависимости от цветка и желаемого цвета надписи раствором кислоты или щелочи, пользуясь тонким пером или заостренной палочкой. Попробуйте, если хотите, писать таким образом, но лепестки и растворы для письма подберите самостоятельно. Имейте в виду, что раствор должен быть не слишком концентрированным,  иначе можно повредить нежный лепесток.  

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

ЗАНЯТИЕ 6 «ЭКСТРАКЦИЯ»

Сейчас мы познакомимся с очень распространенным в промышленности процессом, который называют экстракцией.  

Измельчите несколько ядрышек ореха и горсть семечек подсолнуха (понятно, без шелухи), положите в пробирку и залейте гексаном, гептаном или петролейным эфиром (можно использовать обычный бензин). Рядом не должно быть огня – растворитель может загореться!  Встряхните пробирку, дайте ей постоять часа два, не забывая время от времени встряхивать. Потом слейте раствор на блюдце и выставьте на сквозняк. Когда растворитель испарится, вы увидите на дне немного масла. Так с помощью бензина вы извлекли или  зкстрагировали, масло из семян. Произошло это благодаря тому, что масло хорошо растворяется в бензине.  

Можете попытаться приготовить масло из других семян.  Только не вздумайте пробовать его на вкус!  

Еще один опыт – с листьями. Для него нам понадобятся водяная баня и стакан с тонкими стенками (если они будут толстыми, стакан, как вы помните, может лопнуть). Свежий лист какого-нибудь растения поместите в сосуд и залейте небольшим количеством разбавленного спирта. Нагрейте воду в бане, снимите ее с огня и поставьте внутрь стакан с листом. Некоторое время спустя пинцетом достаньте листок: он обесцветился, а спирт стал изумрудного цвета. Вот так вы провели экстракцию хлорофилла – зеленого пигмента растений.  

Кстати, если взять заведомо съедобное растение – салат или шпинат, то из него таким способом можно извлечь пищевой краситель – для подкраски крема или соуса. Так поступают и на пищевых фабриках: зеленый съедобный краситель извлекают экстракцией из листьев. Чтобы ускорить этот процесс, советуем сначала измельчить листья и встряхивать время от времени сосуд.  

Еще один опыт. В пробирку, до половины заполненную водой,  налейте примерно 1 мл аптечной настойки иода; получится буроватый раствор. Добавьте к нему равное количество растворителя или бензина, несколько раз встряхните и оставьте в покое. Когда смесь расслоится, то окажется, что верхний, бензиновый слой стал темно- бурым, а нижний, водный слой – почти бесцветным. Иод в воде растворяется плохо, а в бензине – хорошо. Поэтому-то он из водного раствора перешел в бензиновый.  

На различии в растворимости основан наш последний опыт с экстракцией. Как быстро отличить порошок кофе от порошка цикория? По запаху, это понятно, но если запах слаб или вы его не помните в точности? Тогда бросьте по щепотке того и другого порошка в прозрачный сосуд с горячей водой. Окрашенные вещества цикория трудно экстрагируются водой, поэтому она останется практически бесцветной. А вещества кофе, напротив, легко растворяются в воде, и его порошок медленно опускается на дно, оставляя за собой коричневый след.

 

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

В качестве творческого задания можно предложить следующие ситуации:

  • Роман Ивана Стаднюка «Москва 41-й » посвящен труднейшему периоду Великой Отечественной войны. Но «на войне , как на войне» : рядом с трагическим было и смешное. Приведем разговор военачальников между собой:

- Михаил Алексеевич , ты извини нас, недообразованных . Мы иностранными языками не владеем , специальных институтов не заканчивали. Поясни нам , пожалуйста как можно из смеси керосина и спирта (топливо , используемое для заправки грузовиков ) получить раствор спирта?

- Это у химиков надо спросить ,- озадаченно ответил полковник Шалин, начальник штаба армии.- Но , полагаю , что нужен какой – либо перегонный аппарат , какие –то центрифуги , отстойники…

- Гвоздь нужен ! – весело воскликнул генерал Прохоров, начальник артиллерии армии . – И четырехлетнее образование ! … Впрочем , и оно не к чему ! Его молоток заменяет !

Как с помощью молотка , гвоздя  решить эту проблему?.

  • Журнал «Химия и жизнь» неоднократно знакомил читателей со способами получения кристаллического йода , в том числе из йодной настойки. Один из них, предложенный учеником 9 класса г. Киева , оказался особенно интересен для юных химиков, так как не требовал для своего исполнения дорогих реактивов. Для получения йода достаточно было иметь спиртовую настойку йода и воду. Подумайте на чем основан этот простой , на первый взгляд опыт . Опробуйте его экспериментально.

ЗАНЯТИЕ 7 «ХИМИК ПОПРАВЛЯЕТ ЗДОРОВЬЕ».

На уроке необходимо показать значение химии для решения проблем ,, связанных с медициной , особенно тем  учащимся , которые избрали профессию медика.

        Чтобы придать уроку профориентационную направленность , можно несколько изменить условия заданий , моделируя конкретную проблемную ситуацию , связанную с профессиональной деятельностью медицинских работников.

ЗАДАНИЯ,

  • Представьте , что вы- медицинский работник в небольшом поселке , где нет аптеки. К вам обратился житель поселка с вопросом : можно ли использовать для приема в нутрь раствор хлорида кальция CaCl2, в котором образовался небольшой хлопьевидный осадок белого цвета, если ему срочно нужно применить этот препарат , а приобрести свежий в данный момент невозможно? Что вы ему ответите?

Хлорид кальция CaCl2   - один из самых известных препаратов для лечения различных заболеваний , особенно аллергических. Препарат вводят внутривенно  или применяют  внутрь в виде 5 -10 % водного раствора. Например , при внезапном проявлении аллергической реакции можно до обращения к врачу принять внутрь одну столовую ложку водного раствора.

  • Для лечения чесотки – заразного кожного заболевания , вызываемого чесоточным клещем , существуют высокоэффективные препараты, содержащие органические соединения , например мазь  или эмульсия бензилбензоата. К сожалению , у многих больных они вызывают аллергию,  поэтому до сих пор не потеряли актуальность старые методы лечения , основанные на применении серы  в виде мазей на вазелине . Но значительно более эффективен , хотя и трудоёмок , метод М.П. Демьяновича. При лечении по этому методу в кожу втирают в течение 10 -15 мин 6% соляную кислоту. Мытье разрешают через 3 дня. К этому времени больной выздоравливает. Как вы можете объяснить сущность этого метода с точки зрения химии?

При выполнении этого задания желательно обсудить проблемы профилактики чесотки . Это чрезвычайно заразное заболевание , которое передается не только при непосредственном контакте  с больным , но и через его личные вещи – одежду , полотенце , а также бумажные деньги. Лучший способ уберечься от чесотки – строго соблюдать правила личной гигиены.

  • В книге М.М. Гурвича «Домашняя диетология» есть такая рекомендация для больных мочекаменной болезнью : «Из зелени овощей в рацион включают те сорта , которые считаются бедными кальцием и щелочными валентностями : горох, брюссельскую капусту , тыкву».Прокомментируйте эту формулировку с позиции химика , а если сможете , то и с позиции агронома.
  • Для лечения малокровия (пониженного содержания в крови гемоглабина ) издавна применяют препараты железа, в том числе сульфат железа (II) , а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия  - «железное » яблоко : в яблоко (лучше антоновское ) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают , а яблоко съедает больной . Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока  с точки зрения химии ?
  •  Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли . Её нагревают на сковороде или в духовке , насыпают в мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли использованы в этом рецепте ? Кстати, вместо соли можно пользоваться чистым песком .
  • Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике им болеют более 96 % населения . Одна из мер профилактики – тщательный уход за зубами . Желательно их чистить щеткой после каждого приема пищи. Но есть одно исключение : если вы ели кислые ягоды или фрукты , лучше в течение часа не чистить зубы , особенно жесткой щеткой. Почему? Подсказка : химический состав зубной эмали близок к составу минерала гидроксилапатита  CaOH(PO4)

ЗАНЯТИЕ 8 «ОКИСЛЕНИЕ-ВОССТАНОВЛЕНИЕ»

Опыт с диоксидом серы продемонстрировал нам одну из многочисленных окислительно-восстановительных реакций. В таких реакциях атомы одних веществ присоединяют электроны, а других –  отдают электроны. Первые носят название окислителей (перманганат калия), вторые – восстановителей (диоксид серы).  

Поставим еще несколько опытов с окислением-восстановлением.  

На свежий срез картофеля капните разбавленной иодной

настойкой: появится синяя окраска. Это крахмал, содержащийся в картофеле, синеет в присутствии свободного иода. Такую реакцию часто используют для того, чтобы обнаружить крахмал, значит, это тоже качественная реакция.  

На то же место, куда вы капнули иодную настойку, налейте немного раствора сульфита натрия. Окраска быстро исчезнет.  Произошло вот что: сульфит отдал свободному иоду электрон, тот стал электрически заряженным, превратился в ион, а в таком состоянии иод уже не реагирует с крахмалом.  

Такое свойство сульфита натрия, как и диоксида серы, означает, что эти вещества – хорошие восстановители. Вот еще любопытный опыт с сульфитом. Его компаньоном-окислителем вновь будет перманганат калия.  

В четыре пробирки налейте бледно-розовый, розовый, светло-фиолетовый и темно-фиолетовый растворы марганцовки. В каждую пробирку добавьте раствор сульфита натрия. Содержимое первой пробирки станет почти бесцветным, второй – буроватым. В третьей пробирке выпадут бурые хлопья, в четвертой тоже, но осадка будет намного больше. Во всех пробирках образуется твердый оксид марганца МпО2. Но во-первых, двух пробирках он существует в виде коллоидного раствора (твердые частицы настолько малы, что раствор кажется прозрачным). А в остальных двух пробирках концентрация МпО2 настолько велика, что частицы слипаются и выпадают в осадок.  

Вообще марганцовка напоминает химического хамелеона – так она умеет менять свой цвет. Например, в щелочной среде раствор перманганата калия из красно-фиолетового становится зеленым,  потому что перманганат восстанавливается до зеленого манганата.  Чтобы проверить это, бросьте в раствор щелочи – в концентрированный прокипяченный раствор стиральной соды – кристаллик марганцовки, и вместо привычного розового окрашивания появится зеленое.  

Этот опыт. получается еще красивее, когда работают с едким натром.  Поставьте опыт так: налейте в тонкостенный стакан немного красного раствора марганцовки (он должен быть прозрачным) и очень небольшими порциями, чтобы реакционная смесь не разогревалась, добавляйте достаточно концентрированный раствор едкого натра. Наблюдайте за цветом жидкости –  сначала он будет становиться все более фиолетовым, затем, по мере увеличения щелочности, синим и, наконец, зеленым.  

Смена окраски особенно отчетливо видна в проходящем свете.  В любом случае освещение должно быть хорошим, без этого переходы оттенков можно и не заметить.  

Следующий опыт поможет вам отличить грязную воду от чистой. Одну пробирку наполните чистой водой, другую – водой из застоявшейся лужи или из болота. Добавьте в пробирки немного раствора окислителя – перманганата калия. В водопроводной воде он станет розовым, в воде из лужи – обесцветится. В теплую погоду в стоячей воде скапливаются органические вещества. Они,  как и сульфит натрия, восстанавливают перманганат калия, меняют его окраску.  

Последний опыт на тему "окисление-восстановление" мы оставим с соединениями хрома. Такие опыты часто бывают красочными, что не удивительно, так как "хромос" по-гречески означает "цвет".  

Так, возьмите немного желтого раствора хромата калия К2СгО4, это вещество широко применяют в технике в качестве окислителя, например для очистки сильно загрязненных деталей;  обращаться с ним надо аккуратно. Если добавить в желтый раствор немного серной кислоты (осторожно! лить кислоту медленно!), то он станет красным. В такой подкисленный раствор бросьте несколько кусочков цинка. Если у вас нет гранулированного цинка, с которым обычно ставят опыты, то добудьте цинк самостоятельно, из негодной батарейки: металлические стаканчики в элементах питания –  цинковые.  

Итак, вы бросили в стакан с раствором немного цинка, и хромат, восстанавливаясь, меняет цвет на темно-зеленый. Это образовались ионы Сг3+. Одновременно благодаря реакции цинка с кислотой выделяется газ – водород. Если продукты реакции не окисляются кислородом воздуха, то реакция будет идти и дальше,  причем появится голубая окраска – такой цвет у раствора сульфата хрома СгSО4. Перелейте его в другой стакан; пока вы будете это делать, произойдет окисление, и раствор опять станет зеленым.  

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

ЗАНЯТИЕ №9 «АДСОРБЦИЯ»

С физико-химическим явлением, о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают,  что оно называется адсорбцией. Если даже вы и не проходили адсорбцию на уроках, наблюдали вы ее неоднократно. Как только вы сажаете чернильную кляксу на бумагу или, что гораздо хуже, на одежду, так сразу и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани и т. д.) поглощает частицы другого вещества (чернил и проч.), это и есть адсорбция.  

Очень хороший адсорбент – уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный (активированный).  Такой уголь продают в аптеках, обычно в виде таблеток. С него и начнем опыты по адсорбции.  

Приготовьте бледный раствор чернил любого цвета и налейте в пробирку, но не доверху. Положите в пробирку таблетку активного угля, лучше растолченного, закройте пальцем и встряхните как следует. Раствор посветлеет на глазах. Поменяйте раствор на какой-либо другой, но тоже окрашенный – пусть это будет разбавленная гуашь или акварель. Эффект окажется таким же. А если взять просто кусочки древесного угля, то они будут поглощать краситель значительно слабее.  

В этом нет ничего странного: активный уголь отличается от обычного тем, что у него гораздо большая поверхность. Его частицы буквально пронизаны порами (для этого уголь особым способом обрабатывают и удаляют из него примеси). А коль скоро адсорбция – это поглощение поверхностью, то ясно: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше.  

Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов Возьмите пол-литровую стеклянную банку и капните на дно одну каплю одеколона или любого другого пахучего вещества.  Обхватите банку ладонями и подержите ее так с полминуты, чтобы немного нагреть пахучую жидкость – тогда она будет быстрее испаряться и сильнее пахнуть. Как принято в химии, не нюхайте вещество прямо из склянки, а легкими взмахами руки направьте к носу воздух вместе с парами летучего вещества: не всегда ведь известно, хорошо ли пахнет то вещество, которое в склянке.  

Каким бы ни был запах, вы его, конечно, почувствуете явственно. А теперь положите в склянку немного активного угля,  закройте ее плотно крышкой и оставьте на несколько минут.  Снимите крышку и вновь направьте воздух к себе взмахами ладони.  Запах исчез. Он поглотился адсорбентом, или, точнее, поглотились молекулы летучего вещества, которое вы поместили в банку.  

Не обязательно брать для этих опытов активный уголь. Есть много других веществ, которые могут служить адсорбентами: туф,  сухая размолотая глина, мел, промокательная бумага, Словом,  самые разные вещества, но обязательно с развитой поверхностью, В том числе и некоторые пищевые продукты – вы, наверное, знаете,  как легко хлеб впитывает посторонние запахи. Недаром пшеничный хлеб не советуют держать в одной упаковке со ржаным – их запахи смешиваются, и каждый теряет свой особый, только ему присущий аромат.  

Очень хороший адсорбент – воздушная кукуруза, или кукурузные палочки, столь любимые многими из нас. Конечно, тратить на опыт пакет или даже четверть пакета нет смысла, но несколько штук... Попробуем. Предыдущий опыт с пахучими веществами повторите в присутствии кукурузных палочек – и запах совершенно исчезнет. Конечно, после опыта есть палочки уже нельзя,  

Вернемся к опыту с получением диоксида углерода (углекислого газа). Заполните этим газом две пробирки, причем в одну положите кукурузные палочки и встряхните несколько раз. Далее,  как и прежде, проделайте опыт с известковой водой (можно просто "наливать" в нее газ из пробирок – он тяжелее воздуха). Будет ли разница в поведении известковой воды? Да, будет. Жидкость станет мутной только в том стакане, в который "вылили" газ, не обработанный адсорбентом. А из другой пробирки, той, где были кукурузные палочки, диоксида углерода не извлечь: его поглотил адсорбент.  

Сейчас на многих кухнях над газовыми плитами ставят разнообразные устройства для очистки воздуха от чада и дыма. В таких устройствах, помимо прочего, есть патрон с каким-либо адсорбентом, через который прогоняют загрязненный воздух. Что при этом происходит, вы теперь знаете. А когда вся поверхность будет занята посторонними, "впитанными" из воздуха частицами, патрон заменяют свежим.  

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

ЗАНЯТИЕ 10  «КАК НЕВИДИМОЕ СДЕЛАТЬ ВИДИМЫМ».

В приключенческих романах , повествующих о давних временах , упоминаются порой письма , написанные бесцветными чернилами : хитрые враги не знают секрета тайнописи , и лишь благородные герои могут превратить невидимое в видимое…

        А секрета особого тут нет, он давно уже известен . Некоторые бесцветные вещества как бы проявляются под действием тепла , образуя окрашенные соединения. К таким веществам относятся , например , сок лимона  или репчатого лука . Обмакните в них  перо и сделайте надпись на листе бумаги – ничего не видно. А теперь подержите лист бумаги над закрытой электроплиткой , и надпись станет отчетливо видна.

        Еще несколько таких опытов , но не с природными веществами , а с химическими реактивами.

Насыпьте в маленькую пробирку совсем немного , на кончике ножа , хлорида аммония  и добавьте около чайной ложки воды .В прозрачный раствор обмакните перо , напишите или нарисуйте что – нибудь на бумаге и дайте высохнуть .После сильного нагревания надпись или рисунок станут отчетливо видны.

        Ещё эффективнее этот опыт получается с сильно разбавленным раствором хлорида кобальта . После высыхания линии на белом фоне почти незаметны , потому что кристаллогидрат CoCl2   . 6 H2 O. Но когда листок подогревают , часть кристаллизационной воды отщепляется , и соль приобретает синий цвет. Если же вновь увлажнить её, подышав на бумагу или, еще лучше , подержав её над паром, то  изображение исчезает, потому что опять образуется шестиводный кристаллогидрат.

Ещё один опыт с письмом без пера и чернил.

Расправьте листок фольги от шоколада и приколите  его кнопками к дощечке . Одну  из кнопок  присоедините к отрицательному полюсу батарейки . К положительному полюсу присоедините гвоздь , очищенный наждачной шкуркой. Лист писчей бумаги смочите почти бесцветным раствором поваренной  соли с добавкой красной кровяной соли, положите поверх фольги и коснитесь гвоздем бумаги: на ней появится синий след. При электролизе ионы Fe2+    , взаимодействуя с красной кровяной солью . дают турнбулеву синь Fe3 /Fe( CN)6/  2 . Она проникает в бумагу и закрепляется в её волокнах . Если же вместо кровяной соли взять роданид калия, то получится красный след.

Превращение невидимого в видимое нередко оказывает огромную помощь тем , кто раскрывает преступления . Говорят, что на месте преступления всегда остаются следы, только не всегда они сразу заметны. И криминалисты  ищут в первую очередь отпечатки пальцев . потому что у каждого человека они неповторимы – так же как неповторимы и человеческие лица.

Приготовьте смесь из равных количеств талька  и сажи . Подышите на палец , чтобы слегка увлажнить его , и  прижмите к чистому листу бумаги.. След на листе незаметен, но если присыпать приготовленной смесью , осторожно распределить мягкой кистью и ссыпать излишек смеси , то на бумаге останется четкий отпечаток пальца . На бумаге были невидимые жировые следы , и на них адсорбировались частицы черной смеси.

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

ЗАНЯТИЕ 11 «Папа купил автомобиль».

На уроке учащиеся знакомятся с химическими процессами , протекающими при эксплуатации автомобиля. Задания позволяют взглянуть на проблемы автомобилистов глазами химика.

ЗАДАНИЯ.

  • Накачивание автомобильных камер – процесс чисто физический . Но химик может ответить на вопрос : почему желательно в мороз сильнее накачивать камеры, а с наступлением теплой погоды немного их спускать?
  • Сейчас на рынке есть выбор антифризов – жидкостей для охлаждения двигателя, которые устойчивы к замерзанию. Но если вы оказались в такой ситуации , что антифриз приобрести негде, а вам необходимо залить систему охлаждения , можно приготовить самодельный солевой антифриз , замерзающий при -45 с – раствор , содержащий 32 % CaCl2  , 7% NaCl, 61 % воды.Рассчитайте , сколько солей и воды надо взять , чтобы залить систему охлаждения автомобиля у которого объем охлаждающей системы составляет 6 литров.
  • Представьте себе , что во время длительного автопробега по лесным дорогам вам необходимо залить в радиатор свежую воду. Природная вода в этой местности только родниковая и колодезная, очень жесткая.. Как можно смягчить воду в походных условиях , не имея под рукой никаких реактивов.
  • У вас возникло подозрение , что работники автозаправочной станции , где вы обычно заправляетесь добавляют в бензин воду. У вас в хозяйстве есть гашенная и негашеная известь . Можно ли с помощью этих веществ проверить свои подозрения? Потребуются ли для этого еще какие –то препараты?
  • Определить полярность аккумуляторной батареи и выпрямителя можно при помощи обыкновенной картофелины. Правда, кроме неё , вам потребуются два медных контакта , которые надо воткнуть в свежий срез клубня картофеля на расстоянии 2-3 мм друг от друга и замкнуть цепь . Тогда у положительного провода мякоть клубня начнет синеть . За счет каких процессов это происходит и какова роль картофеля?
  • В бензине марки АИ – 93 содержится около 0,8 г/л тетраэтилсвинца. Сколько свинца попадает в окружающую среду в результате 10000км пробега легкового автомобиля , если средний расход бензина во время пробега составляет 10л на 100 км.
  • Считается , что дизельное топливо имеет определенные преимущества перед бензином с точки зрения экологии , так как не загрязняет  атмосферу свинцом. Но у него есть свои недостатки – при его сгорании образуется много сажи

ЗАНЯТИЕ № 12 «Чистая вода в нашем доме».

На занятии учащиеся знакомятся с современными способами очистки питьевой воды.

Начинается урок с обсуждения запасов чистой воды. Рассматривается проблема неравномерности распределения источников пресной воды на планете .

        Основные потребители пресной воды – сельское хозяйство , промышленность , коммунальное хозяйство.

Определение качества воды из природного источника.

  1. Температура воды измеряется сразу же после отбора пробы в течение 5 мин.
  2. Запах воды оценивают при 20 – 40 С , если необходимо воду подогревают до этих температур. Оценивают запах по шкале .Различают  травянистый, болотный , гнилой, тухлый, затхлый, землистый, запахи, могут присутствовать и запахи химических веществ : хлора, горюче –смазочных материалов..
  3. Вкус  воды испытывают после  кипячения (5 мин) и охлаждения до 20 С . Различают соленый , горький , сладкий, и кислый вкус.
  4. Прозрачность. На дно цилиндра кладут кольцо из медной проволоки и доливают постепенно воду, пока кольцо ещё видно. Высота столба воды при котором  кольцо становится невидимым,  и является мерой прозрачности.
  5. Окисляемость. В пробирку наливают 10мл воды и добавляют 3 капли 0,03 % рра перманганата калия , оставляют на 20мин.Если малиновая окраска сохранилась , вода удовлетворительная, при желто – бурой – недоброкачественная.

Требования к воде для питья и поения животных: запах и привкус при20С в баллах -2, прозрачность не менее 30см.

Способы очистки на водоочистительных станциях .

1.Готовят 1 % раствор сульфата алюминия.

2.В 1 л воды размешивают 6-10г глины.

3.Полученную взвесь разливают по двум стаканам.

4. Добавляют в один из стаканов 5-6 капель приготовленного раствора сульфата алюминия ,в другой стакан не добавляют ничего. По секундомеру замеряют время начала осаждения.

В стакане ,  в который  добавлен сульфат алюминия , осаждение происходит значительно быстрее.

1. ЗАПИШИТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в лабораторный журнал

2. Покажите журнал преподавателю

ЗАНЯТИЕ № 13 «Химик изучает рекламу».

На занятии необходимо связать информацию , содержащуюся в рекламных текстах , с содержанием курса химии и в рамках изучения этого предмета научить ребят критично воспринимать рекламу, выяснять не противоречит ли её содержание законам , теориям и фактам, которые они изучают на уроках химии: нет ли в текстах явных ошибок, неверно объясняемых с точки зрения процессов.

Учащимся предлагаются конкретные задания.

  • «Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» - с этого утверждения начинается реклама одной из жевательных резинок . Как может химик прокомментировать это утверждение?
  • «Знаете ли вы , что каждый раз после мытья волос вы рискуете их здоровьем? Мокрые волосы уязвимы и легко ломаются»- насколько обосновано это утверждение?
  • В последнее время на рынке косметической продукции появилось огромное количество бальзамов – кондиционеров для обработки волос после мытья. Реклама  многих из них обещает увеличение объема и массы  волоса. Возможно ли это с точки зрения химии?
  • В тексте телевизионной рекламы риса «Uncle Bens» утверждается : «Благодаря обработке паром  в нем вдвое больше витаминов группы В и кальция, которого  в обычном рисе просто нет» Что вы можете сказать по поводу этого утверждения ?
  • Рекламируя твердый дезодорант «Mennen» , его разработчики сравнивают свой продукт с наиболее распространенным аэрозольным дезодорантом , которое , по их утверждению , «состоят только из спирта и газа». И далее рекламный текст  уверяет нас, что «спирт испаряется , а вместе с ним исчезает твоя защита , и только твердый дезодорант дает тебе 110 % защиты.» Что в этой рекламе вызывает сомнение и как бы вы стали доказывать преимущества твердого дезодоранта?

Занятие № 14 «Выбор темы проекта».

Учащимся предлагаются для работы различные темы проектов:

  • Сколько стоит стакан питьевой воды?
  • Добрые ли у вас удобрения?
  • Исследование моющего действия стиральных порошков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 3-е – М.: Химия, 1995. – 175 с.: ил. (Научно-популярная библиотека школьника)
  2. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии: Книга для учащихся. (Методическая библиотека.) – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с. Ил.
  3. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из  повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999. – 136 с.: ил. (методическая библиотека).
  4. Сурин Ю. В. Методика проведения проблемных опытов по химии: Развивающий эксперимент. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 144 с. («Химия в школе». Библиотека журнала. Вып. 2).
  5. Малышкина В. Занимательная химия. – С-Пб.:Тригон, 1998 – 576 с., ил.
  6. Леенсон И. А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учеб. Пособие. /И. А. Леенсон. – М.ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 347 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Предметный курс по математике 10 класс "Углубление основного курса математики"

Предметный курс по математике 10 класс "Углубление основного курса математики"...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...