Методическая разработка урока по физике "Законы преломления света"
методическая разработка по физике (10 класс)

Мирзакеримова Гюльнара Ильдархановна

Задачи урока: изучить законы преломления света  и научить учащихся применять данные   формулы при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshaya_metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_fizike.docx275.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №4»

Муниципальный конкурс педагогов общеобразовательных организаций

«Лучшая методическая разработка урока по математике, физике, информатике»

Номинация: Лучшая методическая разработка урока по физике.

Тема урока:

Законы преломления света

C:\Users\10\Downloads\WhatsApp Image 2023-09-04 at 10.20.59.jpeg

Учитель физики и математики: Мирзакеримова Г.И.

г. Дербент, 2021г

Методическая разработка урока по теме : «Закон преломления света» .

Цель урока:

Образовательная : ознакомить учащихся с законом  преломление света.

Развивающая: усовершенствовать ,умение учащихся  навыков расчета .

Воспитательная :повысить интерес к предмету , умение общаться  с сверстниками .

Здоровьесберегающая :профилактика усталости ,контроль за осанкой .

Задачи урока: изучить законы преломления света  и научить учащихся применять данные   формулы при решении задач.

Тип урока: изучение нового материала.                                                                                                      Методы обучения: демонстрационный ,словесный , решение задач .

Форма организации урока ;фронтальная , практикум групповая.

Оборудование :раздаточный материал , таблица «Показатель преломления»,  сборник задач  А.П. Рымкевича, Л.Минькова, стакан с водой,  таблица самооценки и взаимооценки, лазер, магнитные геометрические фигуры.

Этапы урока.

1. Организованный момент.

2.  Проверка д/з.

3. Физический диктант.

4. Изложение нового материала.

а) создание проблемной ситуации;

б) историческая справка;

в) исследовательская работа.

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала.

7. д/з.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

 Ожидаемый результат:

-учащиеся освоят законы научатся решать задачи с использованием этого законов;

-формируются рефлексивные и коммуникативные

                                                              Ход урока:

- Здравствуйте, ребята.Садитесь .

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова: « Мало знать-надо уметь применить.»

Почему, именно эти слова, потому что наш урок имеет большое практическое значение.

 Перед вами таблица взаимооценки и самооценки.В течении всего урока не забывайте заполнять эту таблицу.

  1. Физический диктант-взаимопроверка ,апункт 2 и 3-самооценка.

                                                   3. Физический диктант .

1.Скорость света равна 3*10^8 м/с.

2.Световой луч- это линия ,указывающая, в каком направлении свет переносит энергию.

3.Световой луч параллелен фронту волны.

4.Луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр восставленный в точке падения луча не лежат в одной плоскости.

5.Угол падения равен углу отражения.

6.Циклическая частота колебаний вычисляется по формуле Wo=1/√LC.

7.К свойствам электромагнитных волн относятся: поглощение, отражение , преломление , поперечность.  

-За каждое правильное высказывание ставите 1, неправильное высказывание 0 цифры ставим без запятых, т.е. получаем семизначное число. ( ответ: 1100111)

                                                  4.Изложение нового материала.

Эксперимент: Перед вами стакан с водой. Опустите в этот стакан карандаш. Что вы обнаружили?

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Закон преломления света.)

-Запишите тему урока в тетрадь.

-А как вы думаете какие у нас цели урока?

1) Повторить изученный материал.

2)Ознакомится с законами преломления.

3)Научиться решать задачи по новой теме.

4) Связать тему с другими школьными предметами.

5) Развивать умение работать в коллективе.

(Историческая справка.)

 Греческий астроном  Клавдий Птолемей  130 лет  до нашей эры заметил ,  что  световые лучи  от звезды до земли  проходят не прямолинейно ,но доказать этого не смог  . Давайте  изучим эту тему.

Учитель сам показывает опыт у доски с использованием магнитных геометрических фигур и лазера.

-Запишите в тетрадь:

I закон: Падающий луч ,луч преломленый и перпендикуляр, восставленный   в точке падения , лежат в одной плоскости.

II закон: Отношение sin угла падение кsin угла преломления есть величина постоянная  для двух сред.

Картинки по запросу "закон преломления света формула"

Картинки по запросу "закон преломления света формула"

Вопрос к классу.

  1. А если мы изменим условие, меняется ли показатель n? А почему?

ВоздухКартинки по запросу "закон преломления света формула"

Вода


2) А если мы поменяем условия?

Sind/Sin8=n>1

Vсвета в вакууме и в воздухе почти одинаково.

n=c/V(во сколько раз V в среде меньше

Если луч света падает из оптически менее плотной среды в более плотную среду, то преломленный луч прижимается к перпендикуляру восстановленному в токе падения луча.

Если луч света падает из оптически плотной среды в менее плотную среду, то луч преломленный ’’убегает’’ от перпендикуляра

(Вопрос на размышление)

-А как вы думаете, будет ли такой момент, что <преломление будет равен 90 градусов?( то наступит внутреннее отражение)

n=c/V, где V=λN, тогда n=c/ λN

Заполните! (Запись в тетрадь)

n=c/V-абсолютное преломление

n1,2=n2/n1=V2/V1-относительное преломление

слайд №5.v.Учитывая, что мы с вами выпускники, попробуем физминутку связать с математикой.

На доске 4 т. А, B, C, D. Находим глазами в т. А→В→С→D-какую фигуру получим?

6)т. А→В→С-какой Δ? А теперь кто-нибудь из вас задайте установку перемещения.

VI. Это самое сложное в физике это решение задач. Ну как в физике без задач?

Работа у доски по карточкам 2 ученика.

Работа в парах:

I группа-Лирики(связь физики с литературой)Ответ:(солнечное затмение, радуга)

II группа-Теоретики. Ответ:(молния)

III группа-экспериментальное задание. №1

IV группа-экспериментальное задание. №2 Не забываем про таблицу.

Д/З.№61 задача №3 №4 стр.170-171

Итог урока.

-Что вы сегодня узнали нового?

-Какое у вас настроение?

Спасибо за внимание!

C:\Users\10\Desktop\физика\Новая папка\WhatsApp Image 2023-09-04 at 10.21.33.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Преломление света" в 11 классе

Методическая разработка урока для 11 класса - проведение виртуального эксперимента в сочетании с реальной демонстрацией с применением программы "Живая физика"...

Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

Методическая разработка урока по физике "Дисперсия света"

Урок проводится у учащихся 2 курса, обучающихся по профессии продавец, контроллер, кассир. Урок способствует формированию у учащихся знаний по теме "Дисперсия света", показывает широкое использование ...

Методическая разработка урока физики в 11 классе по теме "Преломление света"

В данном материале дается полный урок физики в 11 классе с променением оборудования для демонстрации преломления света и работой с компьютерной моделью в программе "Живая физика".  Можно брать ма...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....

Методическая разработка урока по теме "Преломление света" для учащихся 8 класса

Данный урок  решает следующие задачи1.    образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познаком...

Методическая разработка урока физики на тему: "Свет в нашей жизни"

данный урок создан с целью:·        Познакомить учащихся с понятием «свет», свойствами и источниками света ;·        Познакомиться...