Методическая разработка урока по теме "Преломление света" для учащихся 8 класса
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Сысоева Ольга Владимировна

Данный урок  решает следующие задачи

1.    образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познакомить с законами преломления света.

2.    развивающие: формирование умений у учащихся применять знания при решении задач; научить строить преломляющий луч.

       3.    воспитательные: эстетическое – через демонстрации, рисунки.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx166.45 КБ

Предварительный просмотр:

Преломление света

Цели урока: Каждый ученик должен знать и уметь пользоваться всеми законами распространения света..

Задачи: 

  1. образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познакомить с законами преломления света.
  2. развивающие: формирование умений у учащихся применять знания при решении задач; научить строить преломляющий луч.
  3. воспитательные: эстетическое – через демонстрации, рисунки.   

Форма организации: комбинированный урок, так как на данном занятии поставлены две дидактические цели (усвоение нового материала и его закрепление), которые решаются на этом уроке.

План учебного занятия:  

  1. Актуализация знаний через проверку домашнего задания и работу по индивидуальным карточкам;
  2. Изучение нового материала:
  1. явление преломления света;
  2. законы преломления света;
  3. абсолютный и относительный показатели преломления.
  4. треугольная призма.
  1. Закрепление и уточнение знаний:
  1.  решение задач из учебника 139;
  2.  решение задач из сборника задач  

Ход урока

  1. Актуализация знаний через проверку домашнего задания и работу по индивидуальным карточкам

Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света»

Вариант 1

  1. Высота столба, дающего тень длиной 50 см, равна 2 м. Длина тени от дома 4 м. Определите высоту дома.

Ответ: 16 м.

  1. Определите положение тени и полутени:

  Ответ:

Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света»

Вариант 3

  1. Длина тени дерева высотой 2 м равна 3 м. Какова высота столба, если длина тени от него 4,5 м?

Ответ: 3 м.

  1. Определите положение тени и полутени:

 Ответ:  

Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света»

Вариант 2

  1. Длина тени от ели высотой 2 м равна 40 см. Какова высота березы, стоящей рядом, если длина тени от нее 2 м?

Ответ: 10 м.

  1. Определите положение тени и полутени:

         Ответ:

Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света»

Вариант 4

  1. Длина тени от метровой линейки 50 см. Определите высоту дома, если длина тени от него 1 м 50 см.

Ответ: 2 м.

  1. Определите положение тени и полутени:

 Ответ:  

  1. Изучение нового материала:
  1. явление преломления света

Ранее уже говорилось, что при падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая - проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).

Демонстрация преломления света. Объяснение чертежа (опорный конспект).

Луч преломляется из-за того, что в веществе V < с. Это объяснение дал в 17в. Патер Меньян.

Ход лучей при преломлении света также имеет свойство обратимости:

Если точечный объект и его изображение поменять местами, то лучевая картина преломления не изменится; изменится при этом лишь направление лучей.

  1. законы преломления света

а) луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к границе раздела двух сред в точке падения;

б) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для данных двух сред есть величина постоянная, зависящая только от оптических свойств этих сред:

sin α  = n2,1

sin γ

где n21 - относительный показатель преломления второй среды относительно первой.

  1. абсолютный и относительный показатели преломления

Если обозначить скорость распространения света в первой среде V1, а во второй - V2, то:

n12 = V1 / V2

Показатель преломления вещества относительно вакуума называется абсолютным показателем преломления. Следовательно: n1 = с / V1, n2 = с / V2,

где n1 и  n2 - абсолютные показатели преломления второй среды относительно первой.

Среда, в которой скорость света меньше, называется оптически более плотной средой. Если n2 < n1 - вторая среда оптически менее плотная, β < γ .

Рисунки

Интересное явление можно наблюдать при распространении света из среды с большей оптической плотностью в среду с меньшей оптической плотностью. Если постепенно увеличивать угол падения, то при некотором его значении (меньше 90°) угол преломления станет равным 90°. При дальнейшем увеличении угла падения падающий луч уже будет отражаться в ту среду, из которой пришел. Это явление получило название полного внутреннего отражения.

  1. треугольная призма

Одной из основных деталей многих оптических приборов является стеклянная треугольная призма. В результате двукратного преломления треугольная призма отклоняет падающий на нее луч в сторону к своему основанию.

Именно из-за преломления света глубина любого водоема нам кажется меньше, чем на самом деле (рисунок).

h = ¾ H

  1. Закрепление и уточнение знаний:
  1. Вопросы для закрепления:

- Что такое преломление света?

- Какой будет казаться глубина реки, если в действительности она равна 2 м?

  1. решение задачи из учебника 139

 

Задача 1

Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0°. Чему равен угол преломления?

Задача 2

Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40°, угол между отраженным лучом и преломленным 110°. Чему равен угол преломления?

Задача 3

Угол падения равен 30°, угол между падающим лучом и преломленным 140°. В какой среде луч распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной?

Задача 4

На дне аквариума с водой лежит плоское зеркало. На поверхность воды падает луч. Нарисуйте примерный ход луча, если угол падения равен 50°. Под каким углом к поверхности воды луч снова выйдет в воздух?

Задача 5

На горизонтальном дне водоема, имеющего глубину 1,2 м, лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом 30°. На каком расстоянии от места падения этот луч снова выйдет на поверхность воды после отражения от зеркала? Показатель преломления воды 1,33.

Домашнее задание

1. § 33; вопросы к параграфу;

2. Задачи в учебнике 140;

3. Сборник задач В.И.Лукашика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Самовоспитание достоинства" для учащихся 7 класса

Цель: способствовать формированию у учащихся очень важного нравственного понятия «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.Задачи: сформировать  пред...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по математике для учащихся 6 класса с легкой умственной отсталостью "Периметр треугольника"

Методическая разработка урока по математике в классах 8 вида "Периметр треугольника"...

Методическая разработка урока по волейболу для учащихся 9 классов

Урок нацелен на достижение осознанного выполнения имитационных и технических действий, коммуникативного взаимодействия игроков передней и задней линии....

Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"

       Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных )  классах на старшей ступени обучения ...

Методическая разработка урока английского языка для учащихся 6 класса по теме Food c использованием ЭФУ.

Урок с использованием ЭФУ  раскрывает для учителей необычайные перспективы форм и приемов обучения. Вы по-новому сможете проводить урок, пользуясь только функционалом электронной формы учебника....