Методическая разработка урока по теме "Преломление света" для учащихся 8 класса
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Данный урок решает следующие задачи
1. образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познакомить с законами преломления света.
2. развивающие: формирование умений у учащихся применять знания при решении задач; научить строить преломляющий луч.
3. воспитательные: эстетическое – через демонстрации, рисунки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3.docx | 166.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Преломление света
Цели урока: Каждый ученик должен знать и уметь пользоваться всеми законами распространения света..
Задачи:
- образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познакомить с законами преломления света.
- развивающие: формирование умений у учащихся применять знания при решении задач; научить строить преломляющий луч.
- воспитательные: эстетическое – через демонстрации, рисунки.
Форма организации: комбинированный урок, так как на данном занятии поставлены две дидактические цели (усвоение нового материала и его закрепление), которые решаются на этом уроке.
План учебного занятия:
- Актуализация знаний через проверку домашнего задания и работу по индивидуальным карточкам;
- Изучение нового материала:
- явление преломления света;
- законы преломления света;
- абсолютный и относительный показатели преломления.
- треугольная призма.
- Закрепление и уточнение знаний:
- решение задач из учебника 139;
- решение задач из сборника задач
Ход урока
- Актуализация знаний через проверку домашнего задания и работу по индивидуальным карточкам
Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света» Вариант 1
Ответ: 16 м.
Ответ: |
Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света» Вариант 3
Ответ: 3 м.
Ответ: |
Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света» Вариант 2
Ответ: 10 м.
Ответ: |
Индивидуальная карточка «Свет. Распространение света» Вариант 4
Ответ: 2 м.
Ответ: |
- Изучение нового материала:
- явление преломления света
Ранее уже говорилось, что при падении пучка света на границу раздела двух сред пучок раздваивается: одна его часть возвращается в первую среду (и это явление называется отражением света), а другая - проникает во вторую среду, изменив свое направление (это явление называется преломлением света).
Демонстрация преломления света. Объяснение чертежа (опорный конспект).
Луч преломляется из-за того, что в веществе V < с. Это объяснение дал в 17в. Патер Меньян.
Ход лучей при преломлении света также имеет свойство обратимости:
Если точечный объект и его изображение поменять местами, то лучевая картина преломления не изменится; изменится при этом лишь направление лучей.
- законы преломления света
а) луч падающий и луч преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к границе раздела двух сред в точке падения;
б) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления для данных двух сред есть величина постоянная, зависящая только от оптических свойств этих сред:
sin α = n2,1
sin γ
где n21 - относительный показатель преломления второй среды относительно первой.
- абсолютный и относительный показатели преломления
Если обозначить скорость распространения света в первой среде V1, а во второй - V2, то:
n12 = V1 / V2
Показатель преломления вещества относительно вакуума называется абсолютным показателем преломления. Следовательно: n1 = с / V1, n2 = с / V2,
где n1 и n2 - абсолютные показатели преломления второй среды относительно первой.
Среда, в которой скорость света меньше, называется оптически более плотной средой. Если n2 < n1 - вторая среда оптически менее плотная, β < γ .
Рисунки
Интересное явление можно наблюдать при распространении света из среды с большей оптической плотностью в среду с меньшей оптической плотностью. Если постепенно увеличивать угол падения, то при некотором его значении (меньше 90°) угол преломления станет равным 90°. При дальнейшем увеличении угла падения падающий луч уже будет отражаться в ту среду, из которой пришел. Это явление получило название полного внутреннего отражения.
- треугольная призма
Одной из основных деталей многих оптических приборов является стеклянная треугольная призма. В результате двукратного преломления треугольная призма отклоняет падающий на нее луч в сторону к своему основанию.
Именно из-за преломления света глубина любого водоема нам кажется меньше, чем на самом деле (рисунок).
h = ¾ H
- Закрепление и уточнение знаний:
- Вопросы для закрепления:
- Что такое преломление света?
- Какой будет казаться глубина реки, если в действительности она равна 2 м?
- решение задачи из учебника 139
Задача 1
Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0°. Чему равен угол преломления?
Задача 2
Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40°, угол между отраженным лучом и преломленным 110°. Чему равен угол преломления?
Задача 3
Угол падения равен 30°, угол между падающим лучом и преломленным 140°. В какой среде луч распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной?
Задача 4
На дне аквариума с водой лежит плоское зеркало. На поверхность воды падает луч. Нарисуйте примерный ход луча, если угол падения равен 50°. Под каким углом к поверхности воды луч снова выйдет в воздух?
Задача 5
На горизонтальном дне водоема, имеющего глубину 1,2 м, лежит плоское зеркало. Луч света падает на поверхность воды под углом 30°. На каком расстоянии от места падения этот луч снова выйдет на поверхность воды после отражения от зеркала? Показатель преломления воды 1,33.
Домашнее задание
1. § 33; вопросы к параграфу;
2. Задачи в учебнике 140;
3. Сборник задач В.И.Лукашика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока "Самовоспитание достоинства" для учащихся 7 класса
Цель: способствовать формированию у учащихся очень важного нравственного понятия «достоинство» и на конкретных примерах показать, что значит – жить с достоинством.Задачи: сформировать пред...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по математике для учащихся 6 класса с легкой умственной отсталостью "Периметр треугольника"
Методическая разработка урока по математике в классах 8 вида "Периметр треугольника"...
Методическая разработка урока по волейболу для учащихся 9 классов
Урок нацелен на достижение осознанного выполнения имитационных и технических действий, коммуникативного взаимодействия игроков передней и задней линии....
Методическая разработка урока по обществознанию для учащихся 10 профильного социально-гуманитарного класса "СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КТО Я? КАКОЙ Я? ЗАЧЕМ Я?"
Данная разработка посвящена методике организации и проведения интегрированного урока в профильных (социально-гуманитарных ) классах на старшей ступени обучения ...
Методическая разработка урока английского языка для учащихся 6 класса по теме Food c использованием ЭФУ.
Урок с использованием ЭФУ раскрывает для учителей необычайные перспективы форм и приемов обучения. Вы по-новому сможете проводить урок, пользуясь только функционалом электронной формы учебника....