урок 8 класс Электризация тел"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Дурных Виктория Викторовна

урок наглядно показывает применение технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_elektrizatsiya.doc66.5 КБ
Office presentation icon elektrizatsiya1.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе по теме

"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Цели:

Предметные:

  • Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде; изучение явления электризации тел; на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.
  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков.
  • Научиться решать качественные задачи по теме.

Межпредметные:

  • Развитие умения распознавать электрические явления в природе и технике.
  • Формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических явлений.
  • Способствовать формированию целостной картины мира.

Коммуникативные:

  • Формирование умения работать в коллективе.
  • Способствовать развитию любознательности, последовательности и аккуратности при выполнении заданий, повышение интереса к предмету.

Задачи:

  • развивать исследовательские и творческие навыки;
  • создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом;
  • помочь учащимся осознать практическую значимость и полезность приобретаемых знаний и умений.

Оборудование:

Стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха, бумага, штатив, 2 воздушных шарика, электрометр, электроскоп, электрофорная машина, набор «Электростатика», гильза из фольги.

Конверт каждому ученику в нем: полоска бумаги 1,5х15 см, две полоски полиэтилена 1х15 см, и пакетик с мелко нарезанными кусочками бумаги, чистый листок бумаги (1/4 тетрадного листа).

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

№ этапа

Этап

Время выполнения

Действия учителя

Действия учеников

1

Орг. момент

1

Сообщение учителя

Слушают учителя

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

5

Стою у доски, помогая в разгадке, демонстрации (молния)

Разгадывают ребус,

наблюдают опыт, молния

З

Изучение нового материала

25

Дает инструкцию по

выполнению опытов, открывает конспект на доске.

Проводят ряд экспериментов, делают выводы, записывают конспект в тетрадь.

4

Закрепление

8

Решение качественных задач

Контроль правильности выполнения

5

Итог урока

3

Вспомнить основные изученные понятия и определения.

Отвечают на поставленные вопросы.

6

Рефлексия

3

Выражают свое мнение о уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Прежде чем начать изучать новую тему запишем домашнее задание § 25, 26, 27 (на доске).

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

(слайд 1) Сегодня, ребята мы приступаем к изучению нового интересного раздела, название которого зашифровано в ребусе. Я прошу разгадать его и отгадку записать у себя в тетрадях. Итак, мы приступаем к изучению нового раздела “ЭЛЕКТРИЧЕСТВО”.

(слайд 2) И тема нашего урока «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов» (запись в тетрадь).

(слайд 3) Цели нашего урока:

  1. Изучить основные понятия электростатики;
  2. Исследовать электризацию различных тел;
  3. Усвоить законы взаимодействия заряженных тел.

Сегодня электричество прочно вошло в нашу жизнь. Но чтобы разобраться, что такое ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, нужно познакомиться с некоторыми электрическими явлениями.

- Приведите примеры электрических явлений? (Дети приводят примеры электрических явлений в том числе и молния). Сейчас я вам покажу маленькую молнию. Чтобы объяснить как, возникла данная минимолния (с помощью электрофорной машины) давайте начнем изучать данное явление самого начала.

3. Изучение нового материала.

Физика наука экспериментальная и сегодня каждый из вас будет экспериментатором. Я прошу внимательно слушать мои инструкции иначе опыты у нас не получаться. Итак, начнем изучать электрические явления.

Задание №1: У всех у вас на столах лежит конверт, достаньте из него маленький конвертик высыпите его содержимое чистый листочек, который также лежит в конверте. Возьмите вашу ручку, которой вы пишите, и потрите ее о раскрытую тетрадь или о свои волосы. Что происходит? (листочки притягиваются к ручке)

Данное явление люди заметили очень давно, как давно мы узнаем из рассказа вашего товарища. И узнаем, откуда же произошло слово электричество. (Ученик рассказывает историческую справку).

(слайд 4) Давайте кратко зафиксируем это в тетради.

(слайд 5) После этого прошло много лет и веков. И лишь в конце 16 в. начале 17 в. английский врач Уильям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества: алмаз, сапфир, металлы, дерево, камешки, земля, вода. Но он также обнаружил вещества, которые не электризуются при трении, это серебро, золото, медь, железо, любой магнит. Тела, обнаруживающие способность притяжения, Гильтберг назвал «электрическими», а тела, которые не обладают такой способностью – «неэлектрическими». Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или ему сообщен электрический заряд, а явление сообщения телу электрического заряда - ЭЛЕКТРИЗАЦИЕЙ.

(слайд 6) Давайте кратко это зафиксируем это у себя в тетради.

(слайд 7) Электризация может происходить несколькими способами:

1. Трение (стеклянная палочка и лист бумаги).

2. Прикосновением (ударом) (бумажные султаны и стеклянная заряженная палочка).

3. Наведением, т.е. без соприкосновения. (гильза и заряженная стеклян. палочка)

Мы с вами сказали, что электризация — это процесс сообщения телу электрического заряда.

(слайд 8) Электрический заряд это физическая величина, характеризующая свойства заряженных тел взаимодействовать друг с другом. Обозначение - q. Следовательно, у нее есть единицы измерения. Единицей измерения электрического заряда в интернациональной системе является один кулон (Кл), в честь французского ученого Шарля Кулона (1736-1806), который установил, от чего зависит сила взаимодействия наэлектризованных тел. Из опытов Кулона возникло понятие «количество электричества». (фиксируют в тетради) Раздел теории электричества, в котором изучается взаимодействие неподвижных электрических зарядов называется электростатикой.

(слайд 9) Задание №2,3: Рассмотреть взаимодействие бумажной полоски и полиэтиленовой (притягиваются), и взаимодействие двух полиэтиленовых полосок (отталкиваются).

Т.е мы с вами получили, что при электризации тела могут не только притягиваться, но и отталкиваться.

(слайд 10) Одним из этапов развития учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике. Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Это был шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом. Вращая шар и натирая его ладонями. Герике тем самым электризовал его. С помощью этого прибора обнаружил как притяжение, так и отталкивание. (продемонстрировать электрофорную машину)

(слайд 11) В 1733 году французский ученый Шарль Франсуа Дюфе установил два рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание. Один вид взаимодействия он назвал «стеклянным» электричеством, другой – «смоляным».

Т.е можно сделать вывод, что при электризации телам может быть сообщен различный электрический заряд. Понятно, что в последнем случае полоскам был сообщен один и тоже заряд. Следовательно, если телам сообщен одинаковый электрический заряд, то они отталкиваются. Если противоположный, то тела – притягиваются.

(слайд 12) Американский физик Бенджамин Франклин предложил называть заряд, который приобретает стеклянная полочка после натирания о бумагу или шелк, положительным, а заряд, который приобретает эбонитовая палочка после натирания о шерсть, отрицательным. Пожалуйста, зафиксируйте эти выводы в тетради.

(слайд 13) Взаимодействие зарядов

Демонстрации: электрофорная машина и 2 султана, присоединенные к одному шарику, а затем к разным, звонок, шарик.

Нужно помнить, что электрический заряд относителен, т.е. он зависит от материала взаимодействующих тел.

(слайд 14) Для обнаружения и приблизительного определения величины электрического заряда используют следующие приборы: электроскоп и электрометр. (демонстрация приборов)

( слайд 16) Использование электризации:

- на ткацкой фабрике;

- при окраске автомобилей;

- при изготовлении хлебобулочных и кондитерских изделий;

- при изготовлении печатной продукции.

4. Закрепление

(слайд 18, 19) Задания:

  1. определите знаки зарядов шариков; (1- одинаковые, 2-разные, 3-незаряженные);
  2. определите знак заряда левого и правого шарика; (а - +, б - -)
  3. на каком из рисунков правильно изображено взаимодействие заряженных шариков? (в)
  4. В каком случае заряд второго шарика может быть отрицательным? (а, б)
  5. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют)
  6. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (т.к. она заземлена через колеса с рельсами)

  1. Итог урока.

- Какое явление называется электризацией?

- Что такое электрический заряд?

- Какие виды заряда существуют в природе?

- Как взаимодействуют одноименные заряды; разноименные заряды?

6. Рефлексия.

Я рада, что каждый из вас может высказать свое мнение и впечатление о сегодняшнем уроке. Это значит, что он не прошел впустую. На следующем уроке мы продолжим с вами изучать взаимодействие заряженных тел.

(слайд 21) Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Перышкин А.В., учебник «Физика. 8класс», М.:Дрофа, 2010.
  2. Марон А.Е.. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9 кл.-М.: Просвещение, 2003.
  3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс», М.:Дрофа, 2013.
  4. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6-7 классах. М.: Просвещение, 1985.
  5. Лукашик В.И.Сборник задач по физике 7-9 классы, М.: Просвещение, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И=Е

Слайд 2

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Слайд 3

Фалес Милетский (624 – 547 гг. до нашей эры) Обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки. Электричество (от греч. е lektron - янтарь)

Слайд 5

Уильям Гильберт (1540 – 1603 гг.) 1600 г - первая работа об электричестве Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества ( алмаз, сапфир, сургуч ), и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду.

Слайд 6

Электризация - это явление, при котором тело приобретает свойство притягивать другие тела; явление, при котором телу сообщается электрический заряд;

Слайд 7

Способы электризации: Трением Соприкосновением Наведением

Слайд 8

Электрический заряд - физическая величина, характеризующая свойства заряженных тел взаимодействовать друг с другом; обозначение – q ; единица измерения - кулон [Кл]; Электростатика – раздел теории электричества, в котором изучается взаимодействие неподвижных электрических зарядов.

Слайд 9

Порядок выполнения работы: 1. Положите две полиэтиленовые плёнки рядом на стол (параллельно друг другу) и проведите по ним несколько раз рукой. Поднимите плёнки за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием. 2. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую плёнку и потрите их рукой несколько раз. Каждый раз разводите полоски и, медленно поднося друг к другу, наблюдайте за их взаимодействием.

Слайд 10

Отто фон Герике (1602 – 1686 гг.) … построил первую электростатическую машину, основанную на трении… … обнаружил, что кроме притяжения существует электрическое отталкивание…

Слайд 11

Шарль Дюфе (1666 – 1736 гг.) … изучал взаимодействие наэлектризованных тел, заметил, что в одних случаях наэлектризованные тела взаимно притягиваются, а в других — отталкиваются. Объяснил это явление тем, что существуют два рода электричества — «стеклянное» и «смоляное». Тела, заряженные электричеством одного рода, взаимно отталкиваются, а при разноименных зарядах притягиваются…

Слайд 12

Бенджамин Франклин (1706 – 1790 гг.) … «стеклянное» электричество им было названо положительным, «смоляное» — отрицательным…

Слайд 13

+ - + + Разноименные заряды притягиваются. Одноименные заряды отталкиваются. Взаимодействие зарядов

Слайд 14

Приборы Электроскоп Электрометр

Слайд 15

Использование электризации:

Слайд 16

1. Сколько тел учувствует в электризации? А.1. Б.2. В.3 2. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака? А.Притягиваются. Б.Отталкиваются. В. Никак не взаимодействуют 3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? А.Притягиваются. Б.Отталкиваются. В. Никак не взаимодействуют проверь себя...

Слайд 17

4. Какая пара шариков не заряжена? А.1 Б.2 В.3 1 2 3 5. Какая пара шариков имеет одноименные заряды? А. 1 Б. 2 В. 3. 6. Какая пара шариков имеет разноименные заряды? А. 1 Б. 2 В. 3. Три пары легких шариков подвешены на нитях.

Слайд 18

К стеклянной палочке М, натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой. 7. Какой заряд имеет палочка N? А. Положительный Б. Отрицательный. м N ?

Слайд 19

8. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка? А. Положительный Б. Отрицательный. ? ++++

Слайд 20

9. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка , поднесенная к гильзе? А. Положительный Б. Отрицательный. ? +++

Слайд 21

А. Положительный Б. Отрицательный. 10. Какой заряд имеет большой шар? + - ?

Слайд 22

Тела 1, 2 и 3 заряжены. 11. Какие из них притягиваются друг к другу? А. 3 и 1; 2 и 1; 3 и 2; Б. 1 и 2; 1 и 3; В. 2 и 3; 1 и 2. + - - 1 2 3

Слайд 23

1. А 3. Б 2. А 5. В 4. А 6. Б 7. А 9. Б 8. А 10. Б 11. Б

Слайд 24

11 правильных ответов - оценка "5" 10 - 8 правильных ответов - оценка "4" 7 - 5 правильных ответов - оценка "3"

Слайд 25

Домашнее задание: §25,26 Приготовить сообщение: польза и вред статического электричества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе "Электризация тел"

конспект урока с применением  КСО...

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок изучения нового материала с использованием опорных схем....

Урок по физике 8 класс "Электризация. Два рода заряда"

Урок составлен с учётом требований к аттестации педагогических работников...

Урок физики. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс.

Урок-исследование. Электризация тел. Два рода зарядов. 8 класс....

Урок физики в 8 классе "Электризация тел"

План-конспект урока по теме "Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов"....