Конспект урока "Электролиз и его применение"
план-конспект урока по физике (10 класс)

Баронкина Татьяна Ивановна

В основу курса физики для уровня среднего общего образования положен ряд идей, одна из которых - идея прикладной направленности, которая  предполагает знакомство с широким кругом  технических  и  технологических  приложений  изученных  теорий  и  законов.

Изучение курса физики базового уровня  осуществляется с  учётом  содержательных межпредметных  связей  с  курсами  химии, математики, и технологии

  Урок «Электролиз и его применение» - бинарный урок,  реализует  межпредметную  связь  химии, физики, технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektroliz_i_ego_primenenie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

 Баронкина  Татьяна  Ивановна,  учитель физики  ГБОУ  «ЦСиО «МЭШ»

                               

Методическая разработка  бинарного урока  

«Электролиз  и  его  применение»

                                                                                                                                     

 

Задачи урока: 

- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученных при изучении темы «электролиз» в курсе физики и химии.

- развивать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение на примере изучения атомистического строения вещества, дискретности атома.

-способствовать в ходе урока трудовому и патриотическому воспитанию на примере жизни и творчества великих учёных.

Методическая цель урока: 

показать один из способов реализации межпредметной связи на уроке (физика, химия, математика, история, литература, техника, искусство).

Тип урока: 

      комбинированный.

Метод и методические приёмы:

нетрадиционная форма обобщающего повторения – бинарный урок с элементами самостоятельной работы и семинарского занятия.

ТСО и  наглядные пособия:

      ПК,  телевизор, ванная с электродами, электрическая лампа, ключ

      замыкания тока,  реостат, источник постоянного тока, раствор CuCl2, модель  

      получения  алюминия, таблицы, портрет  М.Фарадея,  Таблица Менделеева.

Методические указания к проведению урока:

При подготовке к уроку учащиеся получили задания:

  1. Подготовить сообщения (мини-презентации) по темам:
  • «Аррениус и его открытие электролитической диссоциации»;
  • «Фарадей и его законы электролиза»;
  • «Гальваностегия»;
  • «Гальванопластика»;
  • «Рафинирование меди»;
  • «Электрополировка»
  • «Получение алюминия»;
  • «Дискретность атома».

  1. Повторить темы:
  • «Электрический ток в жидкостях»;
  •  «Электролиз и его применение»;
  • «Электролитическая диссоциация»;
  • «Окислительно-восстановительные реакции».      

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

Организация

начала урока

Учитель химии: «При подготовке к уроку по теме «Электролиз» я столкнулась с тем, что в физике и химии вы даёте разные определения электролиза».

Вопросы:

  1.Что такое электролиз с точки

      зрения  химии?

  2. Что такое электролиз с точки

      зрения  физики?

С точки зрения химии,  электролиз рассматривается как процесс, а с точки зрения физики – как результат. Какое определение верно отражает понятие «электролиз»? Цель нашего урока: получить ответ на этот вопрос.

Тема урока: «Электролиз».

Ответы:

 1. Это химические  реакции, протекающие под действием постоянного электрического тока в растворе или расплаве электролита.

     .

 2. Это процесс выделения на электроде     вещества, связанный  с  

окислительно-восстановительными

 реакциями.

Определения записывают на доске.

Самостоятельная

работа

Самостоятельная работа:

Вариант 1.

  1. Составить схему электролиза расплава йодида цинка (ZnJ2).
  2. Определить, сколько цинка выделится на катоде, если ионы перенесли заряд 2 Кл.

       (k = 0,34 мг/Кл).

Вариант 2.

  1. Составить схему электролиза расплава хлорида меди (CuCl2).
  2. Определить, сколько меди выделится на катоде, если ионы перенесли заряд 2 Кл.

      (k = 0,33 мг/Кл).

Решения:

Вариант 1.

1.      катод                    анод

           Zn2+                        J-    

Zn2++2e        Zn0           2J--2e            2J0

восстановление      окисление

                                 2J0= J2

          ZnJ2             Zn + J2

2.  m = kq

     m = 0,34*10-6кг/Кл *2Кл = 0,68*10-6кг

Вариант 2.

1.      катод                    анод

           Cu2+                        J-    

Cu2++2e        Cu0           2Cl--2e            2Cl0

восстановление      окисление

                                 2Cl0= Cl2

       CuCl2             Cu + Cl2

2.  m = kq

     m = 0,33*10-6кг/Кл *2Кл = 0,66*10-6кг

Фронтальный опрос

Учитель химии:

  1. Что такое электрический ток?
  2. Какие вещества проводят ток?
  3. Что называют электролитами?
  4. Какой процесс лежит в основе проводимости электролитов?
  5. Что такое электролитическая диссоциация?
  6. Кто открыл процесс электролитической диссоциации?

Ответы:

1. Электрический ток – это упорядо-

    ченное движение заряженных частиц.

2. Металлы, полупроводники, газы,

    вакуум, жидкости.

3. Водные растворы и расплавы кислот,

солей и щелочей.

4. Электролитическая диссоциация.

5. Распад молекул электролитов на

    ионы.

6. Аррениус.

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося о

 Аррениусе.

Проверка

1-й задачи самостоятельной работы

Учитель химии     проверяет правильность написания схем электролиза.

2-е  учащихся пишут  у доски, другие - исправляют ошибки в тетрадях.

Фронтальный

опрос

Учитель физики:

  1. Кто исследовал электролиз?
  2. Какова формула закона Фарадея?
  3. Что такое «k»?
  4. Перечислите величины, входящие в формулу электрохимического эквивалента вещества.

Ответы:

1. Майкл Фарадей.

2. m = k*q   или   m = k*I*t

3.

               1      M

     k = ------ * -----  , где:

           e * NA     n

4. e = 1,6 * 10-19 Кл –заряд электрона;

    NA= 6,02 * 10-23 Моль-1 – постоянная

                                          Авогадро;

    M – молярная масса вещества;

    n – валентность.

    e * NA   = F – постоянная Фарадея. 

Сообщение учащегося

Вопрос:

1.Почему при раздвигании электродов

   яркость лампы уменьшается?

2. Почему при увеличении

    концентрации поваренной соли

    лампочка горит ярче?

Сообщение учащегося об истории открытия законов электролиза с демонстрацией опытов:

- прохождение тока через раствор

   NaCl;

- зависимость накала лампы от

   расстояния между электродами;

- от концентрации раствора NaCl.

Ответы:

1. Увеличивается сопротивление

    электролита.

2. Сопротивление электролита  

    уменьшается.

Проверка

2-й задачи самостоятельной работы

Учитель физики проверяет правильность решения задач.

Вопрос:

Где применяется электролиз?

2-е  учащихся решают  у доски, другие - исправляют ошибки в тетрадях.

Сообщения учащихся

Темы сообщений:

  • «Гальваностегия»

    (демонстрация таблицы,

    образцов покрытий);

  • «Рафинирование меди»;
  • «Получение чистых металлов»

(демонстрация модели установки);

  • «Электрополировка»;
  • «Определение заряда электрона»;
  • «Гальванопластика»

(показ видеофильма об Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге).

Подведение итога урока

Учитель физики: 

«С точки зрения физики, электролиз – это процесс выделения веществ на электродах, связанный с ОВР».

Учитель химии: 

«С точки зрения химии, электролиз – это совокупность ОВР».

Учитель физики: «Единство науки – итог нашего занятия»

Вывод:

  1. Электролиз – это совокупность понятий: электролит, электрическое поле и ОВР.
  2. Результат и процесс взаимосвязаны:

                   Электролиз

Процесс                      Результат

Электролиз – это:

  1. физико-химический процесс:
  2. явление: диссоциация + электролиз,
  3. происходит под действием электрического тока.

Домашнее

задание

Учитель химии 

зачитывает отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама» о гальванизме.

Вопрос:

Что имел в виду А.С.Пушкин, сравнивая вид старухи с гальванизмом?

Объявление

оценок  за урок

Литература:

  1. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Физика 10, М.: «Просвещение», 2019.
  2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков, Химия 9, М.: «Просвещение», 2021..
  3. Ф.М.Дягилев, Из истории физики и жизни её творцов, М.: «Просвещение», 1986.
  4. Хрестоматия по физике под редакцией Б.И.Спасского, М.: «Просвещение», 1987.
  5. В.А.Крицман, Книга для чтения по неорганической химии, Ч.1, М.: «Просвещение», 1974

Интернет- ресурсы:

https://chemege.ru/

https://nauka.club/fizika/elektroliz.html

https://dic.academic.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект+презентация урока с применением ПК ММК-портал "Периоды математического и пружинного маятников"

Использование ИКТ –технологий  способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. ...

конспект урока по теме "Применение закона Архимеда. Воздухоплавание"

Цели и задачи урока:повторить, обобщить, проверить знания и умения учащихся по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»;сформировать представление учащихся о воздухоплавании;развить представление учащихся о...

Конспект урока по математике "Применение производной к исследованию функции и построениию графиков"

Тема "Применение производной к исследованию функции и построению графиков"...

Краткий конспект урока химии с применением схемы ООД.

Разработка краткого конспекта урока школьного курса химии с применением схемы ООД ...

Конспект урока по теме "Применение теорем синусов и косинусов"

Урок проводится с использование технологий дифференцированного обучения, группового обучения и метода проектов....

Конспект урока по теме "Применение распределительного свойства умножения"

Конспект урока по математике в 6 классе на тему "Применение распределительного свойства умножения". Автор - учитель математики Курнаева Ольга Валентиновна....