Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по физике в 9 классе общеобразовательных организаций
материал по физике

Андреева Римма Борисовна.

Анализ результатов Всероссийской проверочной работы

по физике в 9  классе общеобразовательных организаций МОБУ СОШ с.Ермекеево,МОБУ СОШ с.Усман-ташлы, МОБУ СОШ с.Суккулово,ООШ с.Средние-Карамалы Ермекеевского района в 2020 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020analiticheskiy_otchet_vpr_fizika_9_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов Всероссийской проверочной работы

по физике в 9  классе общеобразовательных организаций МОБУ СОШ с.Ермекеево,МОБУ СОШ с.Усман-ташлы, МОБУ СОШ с.Суккулово,ООШ с.Средние-Карамалы Ермекеевского района в 2020 году

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2019 г. № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году».14 сентября 2020 года в Ермекеевском районе  была проведена Всероссийская проверочная работа (далее - ВПР) по учебному предмету «Физика».

Содержание ВПР по физике определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика.

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне.

Во всероссийской проверочной работе по физике приняли участие 49 обучающихся из 4 образовательных организаций Ермекеевского района.

ВПР по физике проводилась в форме письменной работы. Проверочная работа состояла из 11 заданий, которые были рассчитаны на базовый  уровень усвоения содержания учебного материала. Время выполнения проверочной работы –45минут. Максимальный балл –18. Вариант проверочной работы состоит из 11 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1, 3-7 и 9 требуют краткого ответа. Задания 2, 8, 10, 11

предполагают развернутую запись решения и ответа.

Задания 1-11 ВПР по  физике 9 класс

Проверяемый элемент содержания

Макс

 балл

1

проверяется осознание учеником роли эксперимента в физике, понимание способов измерения изученных физических величин, понимание неизбежности погрешностей при проведении измерений и умение оценивать эти погрешности, умение определить значение физической величины показаниям приборов, а также цену деления прибора. В качестве ответа необходимо привести численный результат.

1

2

проверяется сформированность у обучающихся базовых представлений о физической сущности явлений, наблюдаемых в природе и в повседневной жизни (в быту). Обучающимся необходимо привести развернутый ответ на вопрос: назвать явление и качественно объяснить его суть.

2

3

проверяется умение использовать закон/понятие в конкретных условиях. Обучающимся необходимо решить простую задачу (один логический шаг или одно действие). В качестве ответа необходимо привести численный результат.

1

4

задача с графиком или схемой электрической цепи. Проверяются умения читать графики или анализировать схему, извлекать из графиков (схем) информацию и делать на ее основе выводы. В качестве ответа необходимо привести численный результат.

1

5

проверяет умение интерпретировать результаты физического эксперимента. Проверяются умения делать логические выводы из представленных экспериментальных данных, пользоваться для этого теоретическими сведениями. В качестве ответа необходимо привести численный результат.

1

6

текстовая задача из реальной жизни, проверяющая умение применять в бытовых (жизненных) ситуациях знание физических явлений и объясняющих их количественных закономерностей. В качестве ответа необходимо привести численный результат.

1

7

проверяет умение работать с экспериментальными данными, представленными в виде таблиц. Проверяется умение сопоставлять экспериментальные данные и теоретические сведения, делать из них выводы, совместно использовать для этого различные физические законы. В качестве ответа необходимо привести численный результат.

2

8

качественная задача по теме «Магнитные явления». В качестве ответа необходимо привести краткий текстовый ответ.

1

9

задача, проверяющая знание школьниками понятия «средняя величина», умение усреднять различные физические величины, переводить их значения из одних единиц измерения в другие. Задача содержит два вопроса. В качестве ответа необходимо привести два численных результата.

2

10

комбинированная задача, требующая совместного использования различных физических законов, работы с графиками, построения физической модели, анализа исходных данных или результатов. Задача содержит три вопроса. Требуется развернутое решение..

3

11

нацелено на проверку понимания обучающимися базовых принципов обработки экспериментальных данных с учетом погрешностей измерения. Проверяет способность разбираться в нетипичной ситуации. Задача содержит три вопроса. Требуется развернутое решение.

3

 

Участники проверочной работы должны были продемонстрировать усвоение понятийного аппарата курса физики, использование  физической  терминологии, умение устанавливать причинно-следственные связи. Применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения физических процессов и явлений. а также уметь решать  задачи по основным разделам курса физики. В ряде заданий при помощи рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм проверялось умение работать   с информацией физического содержания.

В таблице 1 представлен максимальный балл за выполнение заданий и  средний процент выполнения заданий по Ермекеевскому району и  по Республике Башкортостан

Таблица 1

Средний процент выполнения заданий ВПР по Ермекеевскому району и  по Республике Башкортостан

Задания

и критерии

Максимальный  

балл

Средний % выполнения

Ермекеевскому району

Республике Башкортостан

49 обучающихся

6631 обуч.

1

1

91.84

82.25

2

2

42.86

53.59

3

1

95.92

79.02

4

1

71.43

56.51

5

1

36.73

51.17

6

1

71.43

59.49

7

2

77.55

63.14

8

1

40.82

40.62

9

2

36.73

35.03

10

3

19.05

13.35

11

3

0

4.7

Анализ  показателей  таблицы №1 позволяет говорить о том, что средний процент выполнения заданий  по Ермекеевскому району  в целом сопоставим с процентом выполнения заданий по  Республике Башкортостан.  При этом по заданиям №№ 1,3, 4, 6,7,9,10 проверяющим умения осознаниея учеником роли эксперимента в физике, понимание способов измерения изученных физических величин, понимание неизбежности погрешностей при проведении измерений и умение оценивать эти погрешности, умение определить значение физической величины показаниям приборов, а также цену деления прибора , умение использовать закон/понятие в конкретных условиях  по Ермекеевскому району значительно выше, чем по РБ,а по заданию № 2,5, проверяющему сформированность у обучающихся базовых представлений о физической сущности явлений, наблюдаемых в природе и в повседневной жизни (в быту), умение интерпретировать результаты физического эксперимента ,умения делать логические выводы из представленных экспериментальных данных, наоборот, значительно ниже.

Анализ выполнения заданий по разделам содержания курса физики в Ермекеевском районе показал, что обучающиеся 9 классов успешно справились с заданиями, проверяющими умения (средний процент выполнения заданий 71%и более):

- осознание учеником роли эксперимента в физике, понимание способов измерения изученных физических величин, понимание неизбежности погрешностей при проведении измерений и умение оценивать эти погрешности, умение определить значение физической величины показаниям приборов, а также цену деления прибора;

- умение использовать закон/понятие в конкретных условиях;

- работать с графиком или схемой электрической цепи,умения читать графики или анализировать схему, извлекать из графиков (схем) информацию и делать на ее основе выводы;

Требования к проверяемому элементу содержания считаются достигнутыми, если средний процент выполнения задания составляет 50%. Из таблицы следует, что  в работе были задания, средний процент выполнения которых ниже 50%. Это говорит о недостаточном уровне сформированности соответствующих умений.

Недостаточный уровень показали обучающиеся при выполнении  5,9,10,11 заданий с развернутым ответом , проверяющих умения:

- усреднять различные физические величины, переводить их значения из одних единиц измерения в другие;

 - совместного использования различных физических законов, работы с графиками, построения физической модели, анализа исходных данных или результатов;

- разбираться в нетипичной ситуации;

Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммировались. Суммарный балл выпускника переводился  в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода, которая приведена в таблице 2

Таблица 2

 Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла  за выполнение ВПР  в отметку по пятибалльной шкале

Суммарный балл

0–4

5-7

8-10

11-18

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

В таблице 3 и представлена статистика по отметкам,  полученным за выполнение ВПР обучающимися 9-го класса Ермекеевского района и  Республики Башкортостан.

Таблица 3

        Статистика по отметкам за выполнение ВПР

Год

АТЕ

Количество участников

Распределение групп баллов, (в %)

«2»

«3»

«4»

«5»

2020

Республика Башкортостан

6631

10.62

45.38

33.36

10.65

Ермекеевский район

49

4.08

44.9

38.78

12.24

Полученные результаты за ВПР по физике в 11 классе позволяют констатировать, что показатель уровня учебной подготовки выпускников  9 класса в 2020 году по РБ составил 89.38%в Ермекеевском районе – 95.92% , что на 6.54% выше показателя по Республике Башкортостан.  

Показатель качества знаний в 2020 году (% обучающихся, справившихся на «4» и «5») по Республике Башкортостан составляет 44.01%, по Ермекеевскому району – что на 51.02 % выше показателя по РБ.

В Ермекеевском районе 4.08% участники из группы с низким уровнем подготовки и с удовлетворительным уровнем подготовки 44.9% это ниже чем по республике.

Самыми сложными заданиями (самый низкий процент выполнения)  были задания №5,9,10,11 эти задания  относятся к заданиям повышенного уровня сложности.

 

С целью повышения качества образования школьников рекомендуем учителям физики:

1. Систематически повышать и совершенствовать профессиональные компетенции (предметные, методические, информационные), через участие в курсах повышения квалификации, вебинарах, дистанционных семинарах, конференциях.

2. Уделять на уроках  внимание не только решению простейших заданий и отработке стандартных алгоритмов решения задач, но и формированию умений применять знания для решения более сложных  комплексных задач, требующих знания нескольких тем.

3. Регулярно осуществлять  повторение по темам учебного курса, вызывающим наибольшее затруднение у обучающихся в целом, создавая   индивидуальные образовательные маршруты.

4. Систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям контрольно-измерительных материалов ВПР, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий. Использовать официальные материалы сайтов ФИПИ – www.fipi.ru,  ОРЦОКО – http://www.orcoko.ru/ ,  ФИОКО – https://fioco.ru/.  

5. Совершенствовать навыки работы обучающихся по поиску, анализу и применению информации с  физическим содержанием для правильной оценки и объяснения  явлений природы и происходящих в ней процессов.

6. Уделять внимание работе с текстом физического содержания, связанной с выделением информации, представленной в явном виде, сопоставлением информации из разных частей текста, таблиц или графиков, интерпретацией информации, применением информации из текста и имеющихся знаний, совершенствовать  навыки работы обучающихся со справочной литературой.

7. Организовывать самостоятельную работу обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности с использованием разнообразных источников информации.

8. На уроках следует уделять внимание не только решению простейших задач, но и заданий ,имеющих комплексный характер. Учить обучающихся практическому применению усвоенных знаний по физике, используя проектно-исследовательские формы и методы обучения. Активно использовать официальные материалы с сайта  ФИПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проведении Всероссийской конференции по результатам Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации АНО СРОИ «Цифровая Фабрика Инноваций» совместно с ФГБНУ «ИУО РАО» 14 ноября 2019 года проводит Всероссийскую конференцию...

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по биологии обучающихся 8 класса в 2020 г.

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по биологии...

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по географии обучающихся 8 класса в 2020 г.

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по географии...

Рекомендации по проведению анализа результатов Всероссийских проверочных работ

Приведен алгоритм организации работы по анализу полученных результатов ВПР. Описаны планируемые результаты анализа итогов ВПР, планируемая методическая работа по итогам ВПР, спланирована организация о...