Технологические аспекты развития самостоятельности учащихся на уроках физики
статья по физике

Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Работая в школе, постоянно возникают вопросы: « Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но вместе с тем появляется еще один вопрос: «Как учить результативно?» В конечном итоге мы все работаем на результат.

     Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определёнными целями и задачами и гарантированным результатом.

Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем является развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся.

      Как развивать познавательную самостоятельность и творческие способности у учащихся, если некоторая их часть негативно относится к тем или иным предметам? 

Учитывая возрастные особенности, стараюсь создать благоприятный морально-психологический микроклимат, положительный настрой, соответствующую мотивацию, ситуацию успеха. Таким образом, формируется позитивное отношение к учебному заданию, а потом и к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»  с.Дивное

Апанасенковский муниципальный округ Ставропольского края

«Технологические аспекты развития самостоятельности

учащихся на уроках физики»

 (по теме самообразования)

Работа выполнена

 Горбонос  Л.  Е.

учителем физики

высшей категории                                                                                                                    

с. Дивное ,  2023г

Технологические аспекты развития самостоятельности

учащихся на уроках физики

      Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Работая в школе, постоянно возникают вопросы: « Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но вместе с тем появляется еще один вопрос: «Как учить результативно?» В конечном итоге мы все работаем на результат.

     Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определёнными целями и задачами и гарантированным результатом.

Во всех сферах общественной и производственной деятельности сегодня в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. “Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого”, - вот популярный тезис нашего времени. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем является развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся.

      Как развивать познавательную самостоятельность и творческие способности у учащихся, если некоторая их часть негативно относится к тем или иным предметам? 

Учитывая возрастные особенности, стараюсь создать благоприятный морально-психологический микроклимат, положительный настрой, соответствующую мотивацию, ситуацию успеха. Таким образом, формируется позитивное отношение к учебному заданию, а потом и к предмету. 

      Наше сердце, совершая более 60-и вынужденных упругих механических колебаний в минуту, создает в окружающем пространстве волновое движение. Энергия, переносимая волной не исчезает бесследно, а передается ученикам. И хотя их пугает резонанс, когерентность, дифракция и поляризация волн, да и вся физика в целом, учитель способен преодолеть инерцию учеников, дать импульс для их развития, при этом сохранить свои силы и энергию. Конечно же, в процессе обучения приходится воздействовать механически, звуком, теплом, электричеством, магнетизмом и излучением.

       Современный урок физики должен обеспечить развитие творческих, учебно-исследовательских, познавательных свойств личности, научить самостоятельно, пользоваться  богатством науки в самых разнообразных жизненных ситуациях.

      Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

В процессе обучения ребенок должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. (сл 2)

       Современные дети не воспринимают учителя как единственный источник информации и поэтому часто не слушают его рассказы и объяснения. В связи с этим необходимо сместить акцент в преподавании и уделять больше внимания самостоятельной деятельности учеников на уроках, максимально используя внутренний потенциал каждого.
        Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
       К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего, на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

       Пути развития самостоятельности на уроках физики.

Первый путь. Надо учить в любой задаче узнавать изученное ранее. Эта методика полезна тем, что учит школьников ориентироваться и видеть связь нового с изученным, приучает действовать осмысленно и рационально, а не интуитивно, что встречается довольно часто.

Чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд умений:

• вести анализ (расчленяя условие задачи на составные элементы – тела, участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы);

•  проводить сопоставление (сравнение);

•  делать выводы.

Эти операции относятся к важнейшим мыслительным операциям.

Второй путь. Обучение деятельности.

Иными словами, надо давать алгоритм каждого действия: план рассказа о физическом явлении, физической величине, физическом законе, алгоритм решения задач на применение какого-либо закона, план выполнения практической работы и др. Если эти алгоритмы записать в тетрадь или придать им форму плаката и использовать систематически, то у учащихся выработается привычка действовать в похожей ситуации четко, а главное – результативно.

Третий путь. Включение учащихся в разнообразную познавательную деятельность.

Нужно, чтобы учащиеся умели не только хорошо строить ответ об изученном физическом явлении, но и проводить наблюдения, ставить эксперимент, собирать электрическую цепь и т. д.

Вот какими видами деятельности можно занимать учащихся на уроках:

•  решение задач у доски с комментарием;

•  демонстрация и объяснение опытов;

•  выполнение практических заданий на местах;

•  устный ответ у доски;

•  опрос учащимися друг друга;

• ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного;

•  составление кроссвордов;

•  составление вопросов по данной теме;

• подготовка и выступление с сообщением по дополнительной литературе;

•  иллюстрация явления примерами из жизни;

•  вывод формулы;

•  преобразование формулы;

•  нахождение ошибок в предложенном рассказе;

•  формулирование итога работы и вывода;

•  конструирование прибора и др.

Учащимся можно предложить следующие виды деятельности, связанной с мыслительными операциями:

- анализ физических ситуаций,

- выдвижение гипотезы,

- сопоставление результатов,

- проведение сравнений,

- выделение главного,

- приведение примеров из жизни и др.

С текстами можно предложить такие виды работ:

- составление плана,

- иллюстрирование текста,

- выделение главного,

- ответы на вопросы по тексту,

- дополнение текста новыми сведениями,

- нахождение ошибок в тексте,

- пересказ текста и др.

С оборудованием полезны такие формы работы:

- группировка приборов, относящихся к одной теме,

- составление паспорта прибора,

- составление к прибору инструкции по технике безопасности,

- реклама прибора,

- подбор приборов для решения экспериментального задания и др.

К поисковым видам деятельности могут быть отнесены следующие задания:

- поиск и подбор пословиц, поговорок, народных примет, загадок, которые могут быть объяснены с точки зрения физики;

- поиск отрывков из стихотворных произведений, в которых идет речь о физических явлениях;

- подготовка сообщений по дополнительной литературе;

- поиск высказываний ученых, деятелей техники о науке;

- поиск интересных вопросов для вечеров занимательной физики;

- написание сочинений, стихов на физическую или астрономическую тематику и др.

Четвертый путь. Поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности.

   Это стимулирует выработку ответственного отношения к своему поведению, инициативы, умения принимать решения в нестандартных ситуациях. Вот перечень некоторых ролей: учителя (при объяснении материала), демонстратора (при постановке опытов), исследователя (при выполнении эксперимента), консультанта (при решении задач), лаборанта(при подборе оборудования), эксперта (при опросе и зачете), рецензента (при оценке докладов, ответов и решения задачи) и др.

       

  • Работа с учебником.

 Работа с учебником или любым другим учебным текстом должна стать обязательной частью урока физики, так как является одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учащегося с учебником (текстом) направлена на усвоение готовой информации, т. е. ее понимание и запоминание. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность, этот процесс требует умственной активности. При работе с текстом ученику необходимо выделить главную мысль параграфа, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формулы и т. д. Именно в процессе понимания, а затем перекодирования информации в другую форму (план, тезисы, конспект), ученик осваивает различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.

Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т. е. способность самостоятельно повышать, а порой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся приемам работы с книгой.

При работе с книгой я использую следующие формы и методы:

 выделение главного в тексте;

 поиск ответов на заранее поставленные вопросы;

составление конспекта или плана изучаемого материала;

сравнение изучаемого явления с изученным ранее;

 поиск нового (того, о чем на уроке по данной теме не говорилось);

поиск применений изучаемого явления;

составление схем, таблиц, графиков;

объяснение действия прибора или физической установки;

составление вопросов для одноклассников по заданной теме. Причем вопросы, начинающиеся со слов «Почему…», «Как…» и т. п. ценятся выше;

составление кроссвордов по заданной теме;

формирование умения пользоваться справочной литературой и дополнительным материалом для подготовки сообщений и докладов.

Самостоятельная работа с учебником на уроках и дома, систематически проводимая и контролируемая, помогает учащимся в овладении основами физической науки, развивает умение трудиться, воспитывает культуру труда.

  • Использование проблемных вопросов.

Чтобы у учащихся появилась потребность к самостоятельным размышлениям, я стараюсь на уроках использовать проблемные вопросы в виде интересной задачи, необычного опыта и др.

Например, на уроке в 7 классе «Плавание тел» в начале урока показываю опыт с картофелиной, которая в одной жидкости плавает, в другой тонет, хотя жидкости по внешнему виду одинаковые. У ребят появляется вопрос: «Почему так происходит?» Далее на уроке выясняется условие плавания тел в жидкости.

На дом можно дать задание, для выполнения которого учащиеся могут привлечь даже членов семьи. Например, выяснить, в каких бытовых приборах применяются трансформаторы, или придумать способ разделения жидкостей с одинаковой плотностью и др.

Предлагаю учащимся по желанию решить дома необычную задачу (не обязательно большой сложности) и  сообщаю, что за правильное решение задачи ставлю оценку «5».

  • Решение задач.

На уроках решения задач сначала предлагаю учащимся поработать самостоятельно. Затем задачи, которые вызвали затруднение у части ребят, на доске объясняют ученики, решившие их.

Даю задачи на выбор: выполнение теста, решение расчетных задач, выполнение экспериментальных заданий с обязательным объяснением для всего класса.

В 11 классе провожу письменный зачет по теме «Электрический ток в различных средах». Вопросы для зачета представлены в виде качественных задач, которые вывешиваются заранее. Ученики могут использовать любую литературу для их решения, искать помощь у одноклассников, родителей, знакомых в течение 2 недель. На зачете они самостоятельно формулируют ответы на поставленные вопросы.

Очень часто использую на уроках тесты, не обязательно для контроля знаний, но и для отработки навыков самостоятельной работы.

По многим темам составлены тексты для самостоятельной работы учащихся.

  • Творческие задания

Предлагаю учащимся подготовить сообщения о жизни и деятельности ученых, об использовании того или иного физического явления в жизни. Например, в 11 классе провожу урок-семинар по теме «Применение электрической энергии», для которого учащиеся готовят сообщения о применении электроэнергии в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в медицине, в быту.

Нахождение ошибок в физическом тексте.

Изготовление физических приборов на уроках труда или дома.

  • Применение информационно-коммуникационных технологий.

Использование самостоятельной работы учащихся с компьютерной презентацией для изучения нового материала.

Изучение материала по готовым компьютерным программам на CD-дисках.

Использование компьютерной «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» для подготовки сообщений.

Выполнение компьютерных тестов, например, ЕГЭ.

Составление учащимися компьютерных презентаций по физике.

Самостоятельная работа учащихся – это один из способов индивидуализации обучения.

  • Проектно-исследовательская деятельность.

Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогаетпроектно-исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения. И теперь учащиеся знают, что работа – не волк, а произведение мощности на время. На уроках учителей всегда слушают с раскрытым ртом, чтобы давление на барабанные перепонки снаружи и изнутри было одинаковым.

     «Формировать критическое мышление учащихся; умения и навыки активного речевого обучения; стимулировать учащихся без боязни ошибиться»

Критичность мышления это – свойство мышления, обеспечивающее оценку информации.

В основе данного умения лежат три другие умения: вести анализ, сравнивать. делать выводы.

Без этих умений невозможно сформировать навыки активного речевого общения. Не заставляю ребёнка слепо заучивать физику, в погоне за всеобщей успеваемостью, даю возможность экспериментировать, не боясь ошибок, воспитываю смелость быть несогласным с учителем.

Вот некоторые приёмы формирования критического мышления, которые я применяю в своей работе

  • Проведение:

- устных оценок чужих работ

- самооценки своих работ

  • Ответы на вопросы:

Может ли такое быть?

Верно ли что?

  • Написание рецензий (на прибор, доклад и др.)
  • Выполнение заданий:

-«подвергай всё сомнению»

-«будь судьёй в споре»

 -«я критикую учебник» 

 Часто на уроке пользуемся с ребятами  пользуемся учебниками двух авторов( Пёрышкин и Громов или Мякишев и Громов). Ребята сравнивают, анализируют, выбирают информацию оттуда, где она преподнесена более удачно. Программа Громова содержит очень много исторических справок, дополнительного материала.

-«я анализирую решение задачи»

Задача всегда предполагает анализ. Часто я предлагаю задачи с недостаточными или избыточными данными. Учащиеся должны ответить на вопросы: «Какая информация отсутствует?», «Где её найти?», «Что в условии приведено зря?».

-«Согласны ли вы с тем что…?»

- В вакууме жизнь как пёрышко;

- Если раньше люди страдали без техники, то теперь от неё;

- Счастье даётся глотками (квантами), чтобы не захлебнуться им;

- Единственное невозможное в жизни – вечный двигатель.

Если ребятам трудно раскрыть тему, то задаю вопросы:

- Всегда ли так бывает в жизни?

- Если не всегда, то, при каких условиях это выполняется?

      Одним из методов, применяемых мною на уроках, является создание проблемных ситуаций. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

 Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывая передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.                                                                                    При объяснении нового материала  многие темы можно начинаю с постановки проблемы.  Тогда учащийся становится не только слушателем, он включается в активную деятельность. Кроме проблемных вопросов, часто предлагаю разрешить учащимся различные ситуации:

Ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе неправильных, и необходимо выбрать правильное;                                                      

 - Ситуация-неопределённость, когда возникают неоднозначные решения в виду недостатка данных.                                                                                                              

 - Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения.

    Ситуация, предложенная на уроке, это тоже проблемный подход. Для того, чтобы решать подобные проблемы должно быть полное понимание того, о чём идёт речь. Понимание важно для усвоения материала, видов деятельности, применения знаний.

Спрашивая определение или законы, добиваюсь полного их понимания. Например, в 1-ом законе Ньютона содержится несколько понятий, которые учащиеся должны знать, чтобы понимать его суть. А в таком понятии, как  С.О.(система отсчёта), их ещё три.

       Вот пример темы урока, в которой заключено  много понятий: «Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках».

 Прежде чем приступить к объяснению  нового материала, мы разбираем с ребятами эти понятия. Я добилась того, что они стали отвечать осознанно, не боясь ошибиться.

Предлагаю вашему вниманию разработку урока, в котором используются различные виды самостоятельной работы учащихся на уроках физики по учебнику А.В.Перышкина “Физика. 8-й класс”.

Тема урока: “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

Задачи:

  1. Образовательные: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия электроскопа, ввести понятия проводников и непроводников электрических зарядов.
  2. Развивающие: развивать умение учащихся работать самостоятельно с учебником и по плану, грамотно излагать свои мысли.
  3. Воспитательные: вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Эбонитовая и стеклянная палочки, шелк, шерсть, мелкие кусочки бумаги, электроскоп, электрометр, гильза из металлической фольги, подвешенная на нити к штативу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка задач урока.

II. Повторение предыдущего материала (Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов).

1. Учитель демонстрирует опыт – эбонитовую палочку натирает о шерсть, затем подносит ее к мелко нарезанным листочкам бумаги. И предлагает учащимся самостоятельно проанализировать наблюдаемое явление по обобщенному плану анализа физического явления письменно

2. Учитель демонстрирует следующий опыт – натирает две эбонитовых палочки о шерсть, одну подвешивает на нитке, подносит к ней другую, наэлектризованные палочки отталкиваются друг от друга. Такой же опыт проделывает с двумя стеклянными палочками, потертыми о шелк. Затем подносит к наэлектризованной эбонитовой палочке заряженную стеклянную, они притягиваются. Предлагает учащимся объяснить наблюдаемое явление устно.

III. Изучение нового материала.

1. Электризация тел может осуществляться не только трением, но и при прикосновении заряженного тела к незаряженному. В этом можно убедиться на следующем опыте – наэлектризованную эбонитовую палочку подносят к гильзе, сделанной из фольги и висящей на нитке. Гильза сначала притягивается к палочке, затем отталкивается. Почему? Сначала учащиеся сами пытаются объяснить причину, затем разбираются вместе с учителем. С помощью подобных опытов можно обнаружить, что тело наэлектризовано. И именно на этом основано действие электроскопа и его разновидности – электрометра. Учитель показывает учащимся приборы, рассказывает и демонстрирует, как они работают.

2. По способности проводить электрические заряды вещества делятся на проводники и непроводники электричества. Далее учащиеся самостоятельно, прочитав параграф 27 заполняют таблицу:

Вещества

Проводники

Непроводники

Определение

 

 

Примеры веществ, относящиеся к этим группам

 

 

IV. Закрепление.

Учитель предлагает самостоятельно описать электроскоп или электрометр по обобщенному плану описания физического прибора (Приложение 2), чтобы проверить уровень усвоения нового материала. Все учащиеся разделяется на две группы: одни описывают электроскоп, другие – электрометр.

После самостоятельной работы по одному представителю от каждой группы рассказывают и показывают об устройстве приборов, выявляют сходство и различия двух приборов.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

  1. Параграф 27.
  2. Устно ответить на вопросы после параграфа.
  3. Составить письменно тестовое задание к изученной теме, состоящее из трех вопросов.

       Как же я создаю ситуацию успеха на уроке?

Особое внимание уделяю индивидуальным особенностям учащихся, которые не умеют чётко выражать свои мысли, не любят отвечать устно, стараюсь дать возможность ответить письменно. В каждом классе предлагаю разноуровневые задания на самостоятельных  и контрольных  работах.                                                  При работе в группах, слабым учащимся стараюсь выделить какую-либо роль.       

 Зная склонность некоторых ребят к рисованию, технике, строю на этом интересе  какие-либо задания.

       Большое внимание уделяю домашнему заданию. (Подробно комментирую, стараюсь сделать это вначале урока). Мой принцип – не перегружать. Часто задаю домашнее задание за 2-3 недели – это сбор информации по теме, творческие задания.

Можно применять домашние экспериментальные задания, тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию. Подобного рода задания сближают обучение и практическую жизнь

В виде рассказа по плану: 

* Что я делаю?

* Что я наблюдаю (вижу, слышу, ощущаю)?

* Что происходит с каждым телом?

* Рассуждения о причине процесса, явления.

* Выводы.

* Вопросы, которые у меня возникли (при анализе результатов у меня возникли следующие вопросы; ...).

Из опыта работы:

Алгоритм распознавания применяемости законов Ньютона  (сл 11)

Шаг 1  Можно ли считать систему отсчета инерциальной?

Шаг 2  Можно ли применять законы классической механики?

Шаг 3  Можно ли считать тело материальной точкой?

     Алгоритм преобразования   формулы второго закона Ньютона
в соответствии с данной физической ситуацией. (сл 12)

1. Записать формулу второго закона Ньютона и выяснить смысл каждой из входящих в нее величин.

2. Найти значения этих величин:

А) выбрать инерциальную систему отсчета;

Б) определить массу рассматриваемой точки;

В) найти ее ускорение;

Г) найти равнодействующую всех сил,

действующую на материальную точку.

3. Подставить в общую формулу величины.

4. Получив уравнение второго закона динамики в векторной форме, перейти от него к скалярным.

  Задача.

На полу шахтной клети находится груз массой 100 кг. Определить силу, действующую на груз со стороны пола, если клеть поднимается вертикально с ускорением 0,3 м/с2.  (сл 13)

Анализ. В описанной ситуации рассматриваются два тела: груз и клеть — во взаимодействии с Землей. Выясним, можно ли применить к ним законы

1. Груз неподвижен относительно клети; клеть ускоренно движется относительно Земли; система отсчета, связанная с Землей, инерциальная.

2. Скорости рассматриваемых тел малы по сравнению со скоростью света.

3. Поскольку клеть и груз движутся поступательно, каждое из этих тел можно считать материальной точкой.

Вывод: в данной ситуации применимы законы Ньютона.

     План решения.

Поскольку масса клети неизвестна, применим второй закон Ньютона только к грузу: F=ma

Уравнение движения груза будет иметь вид:     mg+N=ma:

Переходим к уравнению в проекции на координатную ось: N= ma- mg

откуда искомая сила упругости:  N= 1,01 кН

     В качестве основных методов обучения рекомендовалось самостоятельное чтение текста учащимися и составление ими плана прочитанного, (сл 15)

  1. Что надо знать о         явлении
  1. Что надо знать о        величине
  1. Что надо знать о         законе
  1. Что надо знать о         теории физического явления

      Результаты:

Можно сказать, что самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке рационально организованная и систематически проводимая оказывает положительное влияние на качество знаний, а также вырабатывает навыки учебного труда, воспитывает серьезное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение учеников к урокам и дисциплину в классе. (сл 19)

В заключение хочется отметить, что развитая самостоятельность учащихся – ключ к  успехам.

Список использованной литературы

  1. Браверманн  Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени / Э.М. Браверманн // Физика в школе. – 2006. № 2. C. 10–12.
  2. Рябинина Е.А. Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики / Е.А. Рябинина // Физика в школе. 1990. № 2. C. 21–23.
  3. Казакова Ю.В. Работа учащихся с учебником физики / Ю.В. Казакова // Образование в современной школе. 2006. № 6. C.44–52.
  4. Перышкин А.В. Физика. 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.Перышкин.М.: Дрофа, 2005.
  5. Литература.
  6. Браверман Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени. «Физика в школе» № 2, 2006
  7. Рябинина Е.А. «Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики. «Физика в школе» № 2, 2006
  8. Чикурова М.В. «Оценка самостоятельных работ учащихся». «Физика в школе» № 2, 2006
  9. Ковтун Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности 4-5 классов как подготовка их к самообразованию. Автореферат. Казань, 1975.
  10. Российская педагогическая энциклопедия: В2 т.т. / Р 76 Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2. - М-Я -1999.
  11. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с. - ISBN 5-09-00 3662 - 4.
  12. Дружинин В.В. Психология эмоций, чувств, воли. - М., 2003.Учитель физики МБОУ «Акбулакской СОШ №2» Ульманова А.Х.
  13. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.:Просвещение, 1984.
  14. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.
  15. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика./Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент-как метод развития мышления на уроках физики

В статье описаны примеры использования эксперимента на уроках физики. Они помогают заинтересовать ученика, повысить мотивацию в изучении физики, развиваот логическое и творческое мышление обучающихся....

Создание обучающей среды как важнейший фактор развития УУД на уроках физики.

Пезентация создана к выступлению на межрайонной конференции. Раскрывает содержание данной тематики....

Развитие самостоятельности на уроках физики через икт

Современные подходы в образовании требуют не поднесения готовых знаний и последующее их заучивание учащимися, а обучение методам самостоятельной работы, что позволит ученикам самим пополнять свои знан...

Развивающее обучение, как основа творческого развития учащихся на уроках физики

Цепи и задачи:1. Изучить:    а. теорию развивающего обучения    б. виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении физики    в. опыт учителей, успешно решивших эт...

Некоторые методические аспекты использования компьютера на уроках физики.

В публикации рассматриваются отдельные методические приёмы использования современных компьютерных технологий на уроках физики в общеобразовательной школе....

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...