ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»
план-конспект урока по физике (10 класс)

Чередниченко Евгений Юрьевич

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.», КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕН В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ ИЛИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИКА" НА ПЕРВОМ КУРСЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konp._otkr._ur.docx218.61 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Колледж Петербургской моды

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»

Дисциплина   физика, 1курс

Преподаватель Чередниченко Е.Ю.

Г. Санкт-Петербург

Цели и задачи урока:

Цели урока:

дать обучающимся представление о равномерном криволинейном движении, частоте, угловом перемещении, угловой скорости, периоде, центростремительном ускорении; познакомить с формулами для нахождения этих величин и единицами их измерения; расширить и углубить знания по разделу «Механика». 

Задачи урока:

- образовательные: дать обучающимся представление о равномерном  криволинейном движении его траектории, величинах его характеризующих, единицах измерения этих величин и формулах для вычисления.

- развивающие: продолжить формирование умений применять теоретические знания (при решении задач, при объяснении явлений – связь с жизнью); развивать интерес к предмету;  способствовать развитию логического мышления, умственных способностей студентов путем повторения, обобщения и систематизации изученного, установления причинно-следственных связей и развития умения делать выводы(изменение направления скорости – причина, а ее следствие – появление центростремительного ускорения и т.д.).

- воспитательные: продолжать развивать кругозор обучающихся; наблюдать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы; воспитательные моменты - продолжать развивать умение вести записи в тетрадях,  воспитание настойчивости в преодолении трудностей; политехническая направленность материала – политехническая подготовка (ускорители элементарных частиц).

Межпредметные связи: математика - скалярные и векторные величины, правила действий над векторами, проектирование векторов на оси координат; виды математических зависимостей между  физическими величинами; правила выполнения математических расчетов.

Наглядные пособия: компьютерная презентация.

ТСО:  мультимедиапроектор.

Раздаточный материал: опорный конспект, задания для первоначального осмысления  изученного учебного материала и закрепления полученных знаний.

ТЕМА. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Осуществляется приветствие и обращение ко всем с просьбой обратить внимание на экран, где включается демонстрация  с приглушенным звуком видеоролика о движениях разных тел. Во время демонстрации  производится проверка  присутствующих. Таким образом  осуществляется проверка наличия студентов и общей готовности к занятию, а также организация включения в учебный процесс.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Вопросы для фронтальной беседы демонстрируются на экране.

(Демонстрация слайдов презентации к уроку с вопросами для фронтальной беседы…)

  • Что продемонстрировалось и что общего в разных фрагментах видеоролика? (Фрагменты демонстрируют разные виды движений).
  • Как вы считаете: почему именно с демонстрации движений мы начинаем сегодняшний урок? Какой раздел физики мы изучаем сейчас с вами? (механику) 
  • Механика – это  раздел физики, изучающий  ЧТО? (механические явления, т. е. механическое  движение).
  • А что представляет собой механическое движение?(это изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени)

– Мы изучаем сейчас первый  основной  раздел механики – кинематику. Давайте вспомним:

  • Кинематика – раздел механики, изучающий механическое  движение  КАК? (без причин, которые его вызывают).
  • Основной вопрос в кинематике КАКОЙ: КАК или ПОЧЕМУ? («Как?» , т.е. «Как тело движется?»)

– Изучая кинематику, мы научились отвечать на вопрос: «Как тело движется, как по изученным уравнениям решить ОЗМ».

(Демонстрация слайда с формулами кинематики ПРД, ПРУД для систематизации ранее полученных знаний). 

  • Какие же виды движений ПО ТРАЕКТОРИИ  мы уже изучили? (прямо- и криволинейное). А ПО ХАРАКТЕРУ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ СО ВРЕМЕНЕМ?(равномерное и неравномерное, В ЧАСТНОСТИ – равноускоренное).
  • А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, все ли это движения из тех, которые существуют вокруг нас? ДАВАЙТЕ ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! Можно ли считать изученными нами  движения планет вокруг Солнца, стрелок и маятника часов, машины на повороте, струйки воды, вытекающей из трубы под углом к горизонту, самолета  при выполнении фигуры высшего пилотажа(мертвая петля), элементарных частиц при их разгоне в ускорителях элементарных частиц и т.д.?(связь с жизнью). Что является траекторией движения этих тел?(траектория этих тел - кривая линия).

ЗНАЧИТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ О ДВИЖЕНИЯХ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ,  ВСЁ, КРОМЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ДВИЖЕНИЙ, НАМ НУЖНО ИЗУЧИТЬ ЕЩЕ КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

(Демонстрация слайда  ПРИСТУПАЕМ К ИЗУЧЕНИЮ… равномерного криволинейного движения. ТЕМА. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»). Сообщается тема  и цель урока. 

Сегодня мы познакомимся с равномерным криволинейным движением, с величинами, которые  его характеризуют. А изучим мы его на примере равномерного движения по окружности.

Дату и тему урока  обучающиеся записывают в тетрадях.

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Все мы знаем, что изучить и понять что-то новое легче, основываясь на уже имеющихся знаниях, причем не только по физике, но и по математике, ВЕДЬ МАТЕМАТИКА – ЯЗЫК ФИЗИКИ (межпредметные связи).

ДАВАЙТЕ-КА ВСПОМНИМ:

Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы. 

Демонстрируется серия  слайдов «Вспомним изученное ранее»

  • Как в математике и в физике называют величины, которые имеют только числовое значение и не имеют направления?(скалярные).
  • А имеющие  еще и направление?(векторные).

По слайду «блиц-опрос» назовите векторные величины(скорость, перемещение, ускорение, сила) и скалярные(путь, масса). (Словарная работа с физическими терминами)

  • Чем отличаются модуль вектора от его проекции на ось?(модуль не может быть отрицательным, а проекция - может).
  • Проекция какого вектора на рисунке «+», а какого «-»? ()

  • А что такое МОДУЛЬ ВЕКТОРА? (Это его ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ или ДЛИНА).

(По слайду  «БЛИЦ-ОПРОС»…осуществляется словарная работа: «путешествие» по терминам, относящимся к основным понятиям  кинематики. 

•  Материальная точка — это тело, размерами и формой котрого можно пренебречь(не учитывать) в данных условиях:

1)когда размеры тела  намного меньше  расстояния;

2) при  поступательном движении.

•   Системой отсчета называют:

1) тело отсчета;

2) систему координат;

3) часы.

•   Траектория — линия, по которй движется тело.

•   Путь  — это длина траектории.

•  Перемещение тела  — это направленный отрезок(вектор), который соединяет начальное и конечное положение тела.

Скорость   - векторная физ. величина, характеризующая быстроту движения.БЫСТРОТУ ДВИЖЕНИЯ.

 •   Ускорение   - векторная физ. величина, характеризующая БЫСТРОТУ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Демонстрируется серия слайдов ЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ ТЕМОЙ…

• Криволинейное движение – это движение по кривой линии(криволинейной траектории).

Если присмотреться, то можно разбить кривую на дуги окружностей и прямолинейные участки Т.о. это движение можно рассматривать как последовательность движений, происходящих по дугам окружностей различного радиуса.. Значит:  

• Криволинейное движение – это движение по дугам окружностей.

• Равномерное криволинейное движение – это движение с постоянной ПО МОДУЛЮ скоростью.

А КАКИМ БУДЕТ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ КРИВОЛИНЕЙНОЙ ТРАЕКТОРИИ?

Если прижать к вращающемуся точильному камню конец стального прутика, то раскаленные частицы, отрывающиеся от камня, будут видны в виде искр. Эти частицы летят с той скоростью, которой они обладали в момент отрыва от камня. Хорошо видно, что направление движения искр совпадает с касательной к окружности в той точке, где пруток касается камня. По касательной движутся брызги от колес буксующего автомобиля. Таким образом, мгновенная скорость тела в разных точках криволинейной траектории имеет различное направление.

Т.К. направление скорости изменяется, то несмотря на обманчивое название «равномерное», движение по окружности(криволинейное) – это движение с ускорением (ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ , т. к. оно направлено по радиусу к центру окружности ). Его модуль .

Если представить, что на вращающемся велосипедном колесе корректором нарисовали точку, и она переместилась из положения 1 в положение 2, то при этом радиус, проведенный в эту точку(спица колеса) повернется на угол поворота , а сама точка пройдет путь l, равный дуге окружности.

• Угол поворота  – это угол, на который за время t повернется радиус R вместе с материальной точкой .

В СИ  . 180° =  рад(3,14 рад).

ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ – ПЕРИОД И ЧАСТОТА:

Период Т –  это время  одного оборота. В СИ.

, где t – время, N – число оборотов.

Частота n ( или(читается ню))–  это число оборотов в единицу времени(т. е. в 1с):

В СИ

Период  Т и частота n обратно пропорциональны:

или

ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ – ЛИНЕЙНАЯ И УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ:

Линейная скорость  – это векторная ф/в, модуль которой равен отношению пути  ко времени:

Угловая скорость  (читается омега). – ф/в, равная отношению угла поворота ко времени:

В СИ ;

• Связь между линейной скоростью  , периодом Т и частотой вращения n:

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ

ТЕМА.  РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ

• Криволинейное движение (дв-е) – это дв-е по кривой линии (по дугам окружностей).

• Равномерное криволинейное дв-е – это дв-е с постоянной по модулю скоростью. Но направление скорости изменяется, поэтому ускорение есть! (ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ)

• Угол поворота  – это угол поворота радиуса R:

В СИ  . 180° =  рад(3,14 рад).

Путь — это длина  траектории (дуги ):

Период Т   время  одного оборота. В СИ .

где t – время, N – число оборотов.

Частота n ( или( ню))  число оборотов за  единицу времени(.за 1с):

В СИ

Т и n обратно пропорциональны:

или

Линейная скорость  – векторная ф/в, модуль которой равен отношению пути  ко времени:

В СИ  , направлена по касательной,(   .)

Угловая скорость  (омега). – ф/в, равная отношению угла поворота ко времени:

.

.

• Связь  и

Аналогично

• Связь ,  , Т и  n:

Модуль :

 Связь , Т  и n:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ

Демонстрируется слайд: «РЕШАЕМ ЗАДАЧИ»

Решается задача на  применение одной из формул центростремительного ускорения на  первоначальное осмысление и закрепление знаний

Задача. 

Ответ. 0,83 м/с 2.

Даются ответы на вопросы на экране:

Демонстрируются соответствующие слайды.

1. С каким движением мы сегодня познакомились?

(равномерное криволинейное движение или равноменое движение по окружности)

2. Какие величины характеризуют это движение?

(линейная и угловая скорость, период частота и центростремительное ускорение).

3. Почему частицы грязи из-под колес буксующего автомобиля и искры от точильного камня отлетают по касательной к колесу и камню?

(потому, что по касательной к окружности направлена их линейная скорость в момент отрыва)

4. А как направлено ускорение  при движении по окружности и как оно называется?

(центростремительное ускорение,  направлено по радиусу к центру окружности).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Подводя итог занятия, я хочу услышать ваше мнение выполнили ли мы поставленную нами задачу по знакомству с новым видом движения – равномерным криволинейным движением, и  с его характеристиками? Заслушиваются ответы.  Производится анализ работы на занятии.

Сообщается домашнее задание(дифференцированное):

- выучить теоретический материал темы в соответствии с опорным конспектом;

- решить домашние задачи(условия задач будут сброшены в телеграмм-группу).

Даются комментарии по выполнению домашнего задания.

Задача 1(для обязательного выполнения).

Каково центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению радиусом 800 м, со скоростью 20 м/с?

Эта задача аналогична разобранной.

Задача 2( решить по желанию)

Вал диаметром 20см делает 2 оборота за 0,8с. Определите период и частоту вращения вала, а также линейную и угловую скорость точек на поверхности вала и их центростремительное ускорение.

При решении задачи применить все разобранные сегодня расчетные формулы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"

План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...

Равномерное движение по окружности. Решение задач.

Данная презентация предназначена для демонстрации алгоритма решения задач по физике в 9 классее при изучении темы "Равномерное движение по окружности".В презентации показано решение нескольких задач....

Самостоятельная работа по теме "Равномерное движение по окружности"

Самостоятельная работа по теме "Равномерное движение по окружности"...

Презентация по теме "Равномерное движение по окружности"

Презентация к уроку по теме "Равномерное движение по окружности"...

Самостоятельная работа "Равномерное движение по окружности"

Самостоятельная работа в 10 классе по теме "Равномерное движение точки по окружности"...

Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Тема: Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.Цель урока: сформировать у учащихся представление о криволинейном движении.Задачи: 1. Образовательные – дать учащимся п...