Из опыта проведения нестандартных уроков физики
учебно-методический материал по физике

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Основная цель образования заключается в становлении человека-творца, это предполагает формирование знаний и способов деятельности. А учитель должен создать среду, благоприятную для развития способностей ребенка. Поэтому для современного учителя основная задача - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_provedeniya_nestandartnyh_urokov.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ФИЗИКИ

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Основная цель образования заключается в становлении человека-творца, это предполагает формирование знаний и способов деятельности. А учитель должен создать среду, благоприятную для развития способностей ребенка.

Итак, сегодня (я думаю, так было всегда) в центре внимания - ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Поэтому для современного учителя основная задача - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика является основой научно-технического прогресса, поэтому показывает гуманистическую сущность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, подчеркивает нравственную ценность, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Это может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционных приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у сегодняшней молодежи сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Они неприемлемы. Нестандартные (нетрадиционные) формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к физике как к предмету, как к науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что так же повышает интерес к предмету.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Нестандартный урок – что это?

Что это за уроки, и чем они отличаются от традиционных.? В традиционных уроках обязательно присутствуют привычные элементы: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. Конечно, не все элементы могут включаться в каждый урок, последовательность элементов может меняться, но структура обучения в основном сохраняется прежней: изучение нового, закрепление, проверка.

Нестандартные уроки - это импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают их творческие способности, дают возможность проявить себя тем ученикам, которые из-за слабых знаний не могут это сделать на обычных уроках.

Итак, основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам. Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.  

Конечно, к каждому нестандартному уроку необходимо тщательно готовиться: давать предварительные задания ученикам, объяснять построение урока, роль и задачи каждого участника, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Учителю важно продумать ход занятия, учесть особенности класса в целом, а также особенности отдельных школьников.

Нестандартный урок воспринимается учениками как праздник, яркое, незабываемое событие. Хорошо, если учитель потом вернется к обсуждению данного урока с учениками, вспомнит вместе с ними удавшиеся моменты, наметит перспективы подготовки другого нестандартного урока.

Конечно, нестандартные уроки не должны быть частыми в школьной практике, иначе произойдет эмоциональное перенасыщение учеников, обилие впечатлений заслонит основную цель учебной работы – приобретение глубоких и прочных знаний, развитие способностей учеников. Но без таких уроков процесс обучения становится монотонным, скучным и, соответственно, снижает свою результативность.

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка. Мероприятие, посвященное трагической дате – 30-летию Чернобыльской аварии.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, физика и изобразительное искусство, физика и музыка, физика и история – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
  • Урок-аукцион. Из названия понятно, что урок будет проходить в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. В качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — оценки по предмету. Лучше всего его планировать как завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.  
  • Список можно продолжить. Нестандартные уроки могут проходить в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, ролевая игра, урок-путешествие. В некоторых нестандартных уроках имитируются формы работы, известные в общественной практике: интервью, репортаж, комментарии. Могут проводиться уроки, имитирующие публичные формы общения: пресс-конференции, митинги, ток-шоу, дебаты.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом.

  1. Стараюсь на уроках рассказать о жизни и деятельности ученых. Использую  в своей работе книги старых годов издания – Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов; Якунин. Дети постарше 8-9 классов с удовольствием делают презентации, в которых знакомят своих одноклассников с биографией ученых, используя материал Wikipedia.

Книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика»  содержат интересный материал, доступный.  

Ю.А. Королев. Сборник задач исторического содержания. Задачи подобного рода активизируют учебный процесс, способствуют развитию логического мышления.

  1. Физика отличается от всех предметов школьной программы большим количеством величин и формул. Каждый ученик должен не только запомнить саму формулу, но и знать название и единицы измерения всех величин, входящих в неё. Помогает нам игра «Составь формулу». В ходе игры большое внимание уделяется не только непосредственно формуле, но и величинам, входящим в неё. Ученик, составляя формулу, должен назвать каждую величину, входящую в неё и единицы измерения. В игре участвует одновременно весь класс. Например, в 8 классе при изучении темы «Количество теплоты».
  2. В 9 -11 классах я провожу  «Аукционы графиков», которые особенно эффективны при проверке знаний учащихся. Учащимся предлагается график. Они должны почерпнут из них как можно больше информации. Данная работа может проводиться как группами, так и индивидуально. Побеждает тот, кто получит больше информации. В процессе игры учащиеся не только закрепляют полученные знания, но видят те огромные возможности, которые предоставляет им язык науки. Такую работу провожу при изучении тем в 9 классе «Равномерное и равноускоренное движение», в 10 классе – «Газовые законы», «Термодинамика». Дети учатся «читать графики». Сложные темы. Такие же аукционы провожу на проверку знаний формул.
  3. С целью повышения интереса у учащихся при решении количественных задач я часто использую задачи типа «Пришел в гости Шерлок Холмс». (см. Чеботарева. Дидактический материал по физике для 7 (8) классов. Приложение к журналу «Физика в школе»).
  4. Учебные семинары в старших классах средней школы – одна из лучших форм коллективной работы, когда возникают общий интерес, дискуссия, каждый следит за столкновением мнений, старается (пусть даже про себя) определить собственную точку зрения. Данные возрастной психологии приводят к выводу, что семинарская форма организации учебных занятий соответствует потребностям и интересам старших школьников, развитию их познавательных интересов и творческих способностей. Например, при изучении темы «Атомная энергетика» учащиеся готовят сообщения об использовании энергии атома в мирных и военных целях. При этом они учатся публичному выступлению.
  5. Несколько лет назад нам с учителем истории Черенковой Т.Вл. удалось провести интегрированный урок по теме «Использование атомной энергии». На этом уроке была затронута трагедия мира из-за Чернобыльской катастрофы.  
  6. А в этом году у нас состоялось внеклассное мероприятие (школа, работники Юрловского РДК, Юрловского филиала районной библиотеки). Оно было посвящено 30-лелию Чернобыльской трагедии, её последствиям.

Фантазия человека безгранична.  

  1. Надо отметить у нас с заведующей библиотекой сложились хорошие творческие отношения. 12 апреля – День космонавтики. Совместно было подготовлено внеклассное мероприятие. Визитной карточкой стали слова: «Он сказал: «Поехали». Дети приняли активное участие. Времени хватило и для серьезных выступлений, и для стихов, и для викторины. Присутствовали в читальном зале сельской библиотеки учащиеся 4-9 классов.
  2. Обобщающий урок-турнир по теме «Равноускоренное движение» в 9 классе.
  3.  При изучении тем «Архимедова сила», «Сила трения» - урок-исследование.

Нестандартные уроки - одна из форм активизации мыслительной деятельности учащихся, Такие уроки повышают интерес к знаниям и обеспечивают быстроту усвоения материала с учетом возраста и способностей учащихся.

Подводя итог сказанному, я хочу напомнить Вам, коллеги, историю про одну судьбу ученого-физика. Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно, И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика — отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Заканчиваю на оптимистической ноте. Хочется надеяться, что наши уроки помогут разбудить в  детях жажду новых знаний.        

.

Выступление на районном МО учителей математики, физики и информатики «Опыт проведения нестандартных уроков физики», Малахова А.А., учитель физики, математики и информатики  Юрловского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №2»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок физики в 7кл по теме "Плотность вещества"

Урок рассчитан на "мальчишеский" класс, отличается большим разнообразием демонстрационных экспериментов и самостоятельных экспериментальных работ для учащихся, предложена интересная нестандартная эксп...

Доклад " Методика проведения нестандартных уроков"

В докладе дана классификация нестандартных уроков и показаны примеры их проведения из опыта работы....

Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности школьников

Учителя, работающие в школе отдают себе отчет, что социальные, духовные и интеллектуальные потребности учащихся формируются и удовлетворяются в определенной среде. Чем более развита и многообразна шко...

Организация и проведение нестандартных уроков русского языка

Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков ...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...