План урока
план-конспект урока по физике (7 класс)

Ань Миньевич Ле

Сила

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

  • Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести. Рассмотреть явление тяготения.
  • Развивающая: продолжить формирование опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, выделять главное, делать выводы. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
  • Воспитательная: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество. Видеть, понимать, чувствовать красоту науки и культурные традиции.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, демонстрационный материал.

Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:

  •  знаменитый  закон всемирного тяготения;
  •  сформулировал основные законы механики;
  •  впервые объяснил движения и формы планет;
  •  пути комет, приливы и отливы океана;
  •  первый исследовал разнообразие световых лучей;
  •  сконструировал один из первых термометров;
  •  впервые построил отражательный телескоп... <Презентация, слайд 2>

– Ребята, скажите,  что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?

<Презентация, слайд 3>

Предположения и высказывания ребят.

– Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:

  • духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;
  • сила ума;
  • сила воли;
  • нравственная сила;
  • силою разума постигать, заключать и  изобретать.

Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. <Презентация, слайд 4>

– Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?

Тема урока: «Сила». <Презентация, слайд 5>

– Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?

Цель  урока:

Сформировать понятие «сила»:

  •  Сила, как физическая величина;
  •  Сила, как проявление духовности человека. <Презентация, слайд 6>

Изучение нового материала

1. Введение понятия “Сила”

Ребята, перед вами лежат физические тела и рабочие карты. Посмотрите на шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?
Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас  происходит?
В этом опыте, тело под действием другого тела  (вашей руки) приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения. Говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.
 <Презентация, слайд 7; 

Вывод 1:

Сила – физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой взаимодействия тел. <Презентация, слайд 8>

– Ребята, какие существуют признаки, показывающие, что на тело действует сила?

Четыре признака действия на тело силы:

  • изменение скорости;
  • изменение направления движения тела;
  • изменение формы тела;
  • изменение размеров тела. <Презентация, слайд 9>Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
    Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. Например, если надавить пальцами на шарик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело 
    деформируется.

Вывод 2:

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить 
(записывайте в рабочие карты; Приложение 1)

Вывод 3:

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].
<Презентация, слайд 10>
За единицу силы 1 Н принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.
Ребята, перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила. 
<Презентация, слайд 7видео;  
Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы. Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Вывод 4:

Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения. <Презентация, слайд 11. Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.
Ребята, возьмите мячики и аккуратно подбросьте их вверх. Что вы наблюдаете?
Мячик, подброшенный вверх всегда упадет на Землю.
 <Презентация, слайд 12 видео;  
В чем причина наблюдаемых явлений?
На эти тела действует сила – эта сила притяжения к Земле.
 <Презентация, слайд 13,2;  
Ребята, давайте вспомним, величайшее открытие И. Ньютона, о котором я упоминала в начале урока. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. Он первым понял, что притяжение различных тел к поверхности Земли, и движение звезд и планет подчиняется единому закону – закону всемирного тяготения.
 <Презентация, слайд 13,3; 

Вывод 5:

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. <Презентация, слайд 14>
По закону всемирного тяготения все тела притягиваются к друг к другу.

Вывод 6:

  • Сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел (прямая зависимость).
  • Сила притяжения между телами тем меньше, чем больше расстояние между ними (обратная зависимость).

<Презентация, слайд 15>

Примеры:

1. Если массы тел невелики, то невелика и сила их взаимного притяжения. Например, два человека, стоящие на расстоянии 2 м друг от друга взаимно притягиваются с ничтожно малой силой.  С такой же силой притягивается гирька массой 0,00001 г давит на чашу весов. <Презентация, слайд 13,4; 

2. Если массы тел велики, то и силы взаимного притяжения начинают себя проявлять. Солнце притягивает планеты, образуя Солнечную систему. Земля притягивает Луну, удерживая ее на своей орбите. Но и Луна тоже притягивает Землю. Ведь приливы и отливы воды происходят из-за притяжения гидросферы Земли к Луне. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров. <Презентация, слайд 13,5;  

Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле. <Презентация, слайд 13,6; 

Вывод 7: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Обозначается:  с индексом тяж <Презентация, слайд 16 Если два тела обладают разной массой, то большей силой тяжести обладает то тело, у которого масса больше.

Вывод 8: Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. <Презентация, слайд 17>

Закрепление нового материала

– Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.
– Ребята, проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Задача 1. <Презентация, слайды 18,19>

Задача 2. <Презентация, слайд 20>

Подведение итогов. Рефлексия <Презентация, слайд 21>

А я в свою очередь благодарю вас за отличную работу на уроке и каждому дарю это пожелание. <Презентация, слайд 23>

Домашнее задание: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс

На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой  и  А.Г. Мордковича)...

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План урока русского языка в 8 классе с казахским языком обучения. Тема урока:"Сложные прилагательные"

Урок построен на основе групповых форм организации учебной деятельности, с применением критериального оценивания...

план урока по теме "Умножение" 5 класс, урок №2

План содержит технологическую карту по ФГОС, конспект урока и презентацию....

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...