8.Урок Химиечское действие света
учебно-методический материал по физике

Жиронкин Анатолий Михайлович

8.Урок Химиечское действие света

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.urok_himiechskoe_deystvie_sveta.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

                                                                                                                      МОУ Весёловская СОШ №1

                                                                                                                     Учитель физики  Жиронкин А.М.

                            Предпрофильный курс «Электромагнитные излучения вокруг нас»

                                                                        Урок № 5.4.

                                                   Тема: «Химическое действие света»

           Цель урока:  а) Познакомить учащихся с химическим действием света и его применением –  

                                     фотографией и фотосинтезом.

                                   б) Развивать интерес к физике и фотографии.

                                   в) Укрепление и развитие связей с биологией и химией.

                                   г) Формирование практического опыта, ориентированного на выбор профиля  

                                     обучения в старшей школе, связанного с предметом физика.

          Оборудование: Растворы проявителя, закрепителя, вода, фотобумага, фотографии, фотоаппараты,

                                    компьютерные заставки и плакаты «Фотосинтез», «Фотография», «Солнце и жизнь    

                                    на Земле», схемы и задания на доске и компьютере.

                                                                        Ход  урока.

      I. Организация урока. Проверка  готовности класса к уроку.

      II. Повторение пройденного материала.

          1. Свет – это волна или поток частиц?

          2. Где и каким образом мы наблюдаем отражение и преломление света?

          3. Примеры интерференции и дифракции.

          4. Где проявляется световое давление?

     III. Новый материал.

     Теоретическая часть.  19 в. - химическое действие света. Светочувствительные материалы (АgBr, IBr и др.). Основатели фотографии – Даггер, Ньепс и Тальбот. Дагеротипия. Камера обскура, первые фотокамеры. Современные фотоаппараты. Современная фотография и методы фотохимии. Чёрно-белая и цветная фотография. Диапозитивы.

    Практическая часть. Вы начинающий фотограф, по инструкции растворили проявитель, закрепитель и приготовили воду для промывки, но по неопытности, всё это сделали в одинаковой посуде. Опытный фотограф во-первых подпишет растворы, а во-вторых различит их по виду и запаху. (Проявитель не очень прозрачен, пахнет сахарным сиропом и «лёгкий» т.к. из-за малой концентрации твёрдых веществ имеет низкую плотность. Закрепитель, как правило, прозрачен, за счёт большой концентрации твёрдых веществ имеет высокую плотность поэтому раствор «тяжёлый», запах щелочной или соляной. Вода идеально прозрачна, без цвета и запаха). А как вы различите эти растворы? Вспоминаем начало урока – процесс фотохимии. Что происходит при проявлении, закреплении и промывке фотоматериала? (Проявление – восстановление металлического серебра, проявитель выступает в роли катализатора. Что происходит с фотоматериалом? – Потемнеет. Закрепление – растворение бромистого серебра и вымывание его из фотоматериала. Как в этом случае меняется фотоматериал? – он светлеет или становится прозрачным. Вода – лучший растворитель. Какова её роль в фотохимическом процессе? – Вымывает остатки реактивов, тем самым прекращает химические процессы.)

     Переходим к практике. Поочерёдно помещая элементы фотоматериала в каждый раствор, определяем и, поясняя, доказываем – где что. Затем с готового негатива на фотобумагу, контактным способом делаем засветку. Обрабатываем в проявителе, закрепителе (теперь мы знаем, где какой раствор), промываем в воде и получаем позитив. Далее делаем фотограммы. Положим на фотобумагу предметы – пуговицу, кнопку, скрепку и т. д. и вынесем на некоторое время на свет. Что будет происходить с фотоматериалом? Что мы будем наблюдать при засветке и при обработке? Повторяем те же фотохимические процессы. И подтверждаем или опровергаем мнения выступающих.

      Демонстрация фотографий (фотография – это искусство). Показ фотоаппаратов – объяснение их характеристик и возможностей. Привлечение учащихся к занятиям фотографией и посещению фотокружка.

      Обратим внимание на компьютерную заставку и плакат «Фотосинтез» и «Солнечная энергия и жизнь на земле». Какие явления и процессы возникают на Земле под действием солнечного излучения? Какое значение играет излучение Солнца для возникновения и существования жизни на Земле? Какие условия необходимы для жизни? (Кислород). Какова роль фотосинтеза для жизни на Земле? Какого цвета молекулы хлорофилла?

     

       IV. Творческое домашнее задание для групп.

   Изготовить фотографию. (Фотографирование, фотохимические процессы, засветка, изготовление позитива). Приготовить доклады или презентации «История фотографии», «Развитие фотографической техники от камеры обскуры до наших дней», «Что ждут ученые от новых открытий в области фотосинтеза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Свет и во тьме светит..." (по рассказам Л.Петрушевской)

Художественный мир Л.С.Петрушевской оставляет ощущение беспросветности, безысходности: люди, погруженные в бытовые проблемы, не способны к взаимопониманию. Но можно выделить ряд произведений, которые ...

Материалы к уроку на тему:"Свет. Законы отражения и преломления света." (8 класс).

Данный материал содержит опорный конспект по теме «Свет. Законы отражения и преломления света», вопросы к данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта. Конспект может быть ис...

Интегрированный урок (химия-физика) по теме: «Действие света».

1)   Взаимосвязь химии и физики при изучении действия света на химические и физические процессы.2)    Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения учащихся....

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...

Задачи к уроку по теме "Свет и его законы" + тест "Законы преломления и отражения света. Линзы" для 11 класса

Первая часть - задачи даны с ответами, поэтому потребуется, убрав ответы, распечатать условия для раздачи учащимся. Вторая часть - тесты (в количестве 23 вопросов) не требуют дорабтки и готовы к распе...

План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."

В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...