"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"
статья по химии на тему

Кондратьева Татьяна Александровна

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД), их функции, классификация и характеристика, а также показана технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Соли", где отражены модули урока и универсальные учебные действия для каждого из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«ФГОС ООО: содержание и механизмы реализации»

(120 часов)

«Развитие УУД учащихся на уроках химии в свете идей ФГОС»

Слушатель курсов

Кондратьева Т. А.

 учитель химии

МБОУ СОШ №128 г.о.Самара

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2015

Содержание

  1. Введение                                                                                                     3
  2. Универсальные учебные действия                                                           4
  3. Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Соли»          8
  4. Список использованных источников                                                       15

3

Введение

Основное требование общества к современной системе образования-воспитание всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни. [3] Эти требования закреплены в нормативных документах:

  1. федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4];
  2. «Федеральном государственном образовательном стандарте», впервые появившемся в России в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам и представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями [4];
  3. «Фундаментальном ядре содержания общего образования» - базовом документе, необходимом для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий; основным назначением которого является сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов [5].

Главным в современной системе образования на сегодняшний день является не столько набор определенных знаний по учебным предметам, сколько освоение обучающимся  новых способов действий при решении каких-либо учебных задач, т.е универсальных учебных действий (УУД).

Актуальность рассмотрения темы «Развитие УУД учащихся на занятиях химии в свете идей ФГОС» заключается в том, что формирование УУД способствует самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, в ходе которой они усваивают новые знания и умения, развивает исследовательскую

4

активность, формирует творческие умения.

1. Универсальные учебные действия

Введение федерального государственного образовательного стандарта было связано с необходимостью перехода от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Ее развитие в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

В широком значении термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5].

Функции универсальных учебных действий:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  3. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

5

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. учебные мотивы,
  2. учебную цель,
  3. учебную задачу,
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностные УУД - личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня

6

учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях ;

  1. регулятивные УУД (включающие также действия саморегуляции) - целеполагание, планирование, корректировка плана ;
  2. коммуникативные УУД - умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;
  3. познавательные УУД.

Более подробно я хотела бы остановиться на рассмотрении познавательных универсальных учебных действий.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового

7

стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД [2].

Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках химии в 8 классе я хотела бы показать на примере темы «Соли», представив технологическую карту урока.

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель химии МБОУ СОШ № 128 г. о. Самара Кондратьева Татьяна Александровна

Учебный предмет: химия

Класс: 8 класс

Тема урока: «Соли»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Методы обучения: интерактивные (метод активного диалога, мозговой штурм).

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: печатные (учебник «Химия. 8 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская), аудиовизуальные (презентация).

Техническое оборудование урока: персональный компьютер, ноутбуки с подключением к интернет, доска, экран.

Используемые ЭОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&class[]=50&subject[]=31  (сокращенный адрес через Google URL Shortener http://goo.gl/Bdc67l )

СанПиН

http://www.referent.ru/1/174463

Цель урока: развитие умения обучающихся искать и выделять необходимую информацию из различных источников для определения веществ, относящихся к классу солей.

Задачи урока:

  1. образовательная - умение определять понятие соли ,  классифицировать их, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать вывод;
  2. развивающие - развитие навыков сотрудничества, развитие речи;
  3. воспитательная — умение оценить свои поступки, развитие доверия и доброжелательности.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные - прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем  и одноклассниками.

Личностные - самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

Мотивация.

Стимулирует обучающихся к мыслительной деятельности, предлагая ученикам самостоятельно определить  межпредметные связи изучаемой темы с биологией (соли в составе жидкостей организма человека, возможное влияние солей, входящих в состав средств бытовой химии, на организм человека)  и физикой (агрегатное состояние солей) , задает вопросы по ранее пройденному материалу: тема «Соли» изучается после тем, посвященных основаниям и кислотам, поэтому обучающиеся имеют представления о строении солей (знают формулы кислотного остатка и их названия).

Таким образом, учитель подводит  обучающихся к  необходимости изучения  темы «Соли».

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее пройденный  материал.

Познавательные-повторение формул и названий кислотных остатков, анализ учебной ситуации.

Коммуникативные-высказывание суждений, работа в группе с одноклассниками.

Личностные-достижение результата.

Конкретизация целей и задач учебной деятельности.

Ставит стратегическую задачу урока: определение понятия солей , их состав,  классификация  и номенклатура.

Предлагает для работы инструкцию, где представлены вопросы для изучения  темы «Соли».

Формируют микрогруппы для решения поставленной задачи. Разрабатывают план реализации идеи решения поставленной учителем задачи.

Коммуникативные-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Формулирование и аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации.

Личностные-понимать смысл поставленной задачи. Умение слушать учителя и одноклассников, работать в составе групп.

 Выполнение учебных действий по достижению цели урока.

Консультирует обучающихся в процессе работы: выслушивает ответы, задает наводящие вопросы по необходимости, отмечает степень вовлеченности учеников в работу, отслеживает деятельность каждой микрогруппы.

Собирают, анализируют и систематизируют информацию, используя учебник химии, электронные образовательные ресурсы.

Представляют результат  деятельности своей микрогруппы.

Познавательные-поиск и выделение необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, обосновывать выбор, использование знаково-символических средств.

Регулятивные-взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества своей деятельности.

Коммуникативные-умение работать с информацией.

Личностные-умение работать в составе микрогрупп.

Первичное применение нового знания.

Дает задание на решение задач из учебника. Раздает задание группам

с использованием ЭОР. Консультирует обучающихся при решении заданий.

Решают задания, позволяющие применить полученные теоретические знания на практике.

Регулятивные-самостоятельность в формулировании, проверка с образцом.Построение высказывания, применение умозаключения.

Коммуникативные-умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные-умение слушать и вступать в диалог.Умение соблюдать дисциплину на уроке.

Контроль и самопроверка.

Проводит проверку совместно с обучающимися и выставляет отметки.

Проводят самопроверку совместно с учителем.

Регулятивные-оценивание и корректировка полученного результата.

Коммуникативные-умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Личностные-удовлетворение потребности в положительном оценивании.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные-планируют свою деятельность.

Рефлексия.

Оценивает деятельность каждой микрогруппы.

Оценивают свою деятельность, определяют границы своего «знания» и «незнания».

Познавательная-осознание получения новой для себя информации.

Коммуникативные-умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Список использованных источников

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М: «Школа-Пресс» -  2002. - 305 с.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М: "Педагогический поиск" -  2004. - 250 с.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный ресурс]. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/1450   Дата доступа 11.05.15.
  4. ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/543. Дата доступа 11.05.15.
  5. Фундаментальное ядро образования [электронный ресурс]. Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821 . Режим доступа 11.05.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

       Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК

            Метапредметные результаты        освоения    учащимися       основной о...

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися нового продукта в ходе самост...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Аннотация. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках музыки в контексте ФГОС обеспечивает комплексное развитие учащихся. Статья рассматривает методы интеграции УУД через музыкальные ...