Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК
презентация к уроку на тему

Алифоренко Зинаида Ивановна

              Метапредметные результаты        освоения    учащимися       основной образовательной программы включают:

 освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК Учитель математики МБОУ РКГ №2 высшей квалификационной категории Алифоренко Зинаида Ивановна

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) личностным метапредметным предметным Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы : 2

Слайд 3

Метапредметные результаты освоения учащимися основной образовательной программы включают : освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия ( регулятивные , познавательные , коммуникативные ), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности 3

Слайд 4

4 Виды УУД (блоки ) Состав УУД Личностный блок Действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Выделение морально-этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Самопознание и самоопределение : Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку. Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Слайд 5

5 Виды УУД (блоки) Состав УУД Регулятивный блок целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

Слайд 6

6 Виды УУД блоки 6 Состав УУД Познавательный блок Общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия , включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); Знаково-символические действия выполняют функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний Виды знаково-символических действий: замещение, кодирование/декодирование, моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Слайд 7

7 Виды УУД (блоки ) Состав УУД Познавательный блок Общеучебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно , подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты выбор оснований и критериев для сравнения, сериации , классификации объектов подведение под понятия , выведение следствий установление причинно-следственных связей , построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 8

8 Виды УУД (блоки ) Состав УУД Познавательный блок Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативный блок планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Слайд 9

УМК МАТЕМАТИКА учебники «Математика. Учебник 5 класса» методические пособия для учителя. 9

Слайд 10

Примеры заданий, создающих условия для формирования универсальных учебных действий 1 . 10

Слайд 11

2. Проверьте решения: 11

Слайд 12

3. Расставьте знаки действия и скобки в равенствах 12

Слайд 13

4. 13

Слайд 14

5. Озаглавьте каждый столбик и дополните в каждый столбик по одному своему примеру. 14

Слайд 15

6.Составьте уравнение, при решении которого: 15

Слайд 16

электронное приложение – электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции ( www.school – collection.edu.ru) УМК «КИТ» (Компетентность. Инициатива. Творчество.) 16

Слайд 17

17 Из опыта работы с НФПК (в вопросно-ответной форме). “Национальный фонд подготовки кадров” (НФПК) в рамках реализации проекта “Информатизация системы образования” организовал работу апробационной площадки в Русской классической гимназии №2 г. Томска для апробации учебных материалов и ресурсов. Представляемый ИУМК состоит из двух частей: “КИТ-математика 5-6 кл .” и “КИТ-геометрия наглядная 5-6 кл .”

Слайд 18

18 Направлен ли материал УМК на выработку у учащихся новых образовательных результатов? В результате использования материалов УМК у учащихся появляется высокая заинтересованность в процессе обучения, желание обучаться; способность учиться; коммуникабельность, умение работать в коллективе; способность осуществлять выбор и нести за него ответственность; способность самостоятельно мыслить и действовать; способность решать нетрадиционные задачи.

Слайд 19

19 Можно ли утверждать, что при организации учебного процесса по УМК повысилась учебная самостоятельность школьников? При организации учебного процесса по УМК повышается самостоятельность школьников, вырабатывается инициатива (готовность искать информацию, выдвигать идеи, к уроку искать дополнительный материал.) Приведу пример урока-практикума, который мои ученики провели для учителей «Ученики учат учителей», где проявили максимум самостоятельности.

Слайд 20

20 Можно ли утверждать, что при организации учебного процесса по УМК повысилась мотивация школьников? Мотивация школьников при использовании УМК повышается, так как материал близок к жизненному опыту, созданы условия для прочности усвоения знаний, учащиеся вырабатывают свою индивидуальную траекторию обучения, помогают учиться друг другу. Становятся успешными и хотят закрепить свой успех.

Слайд 21

21 Какие были внесены изменения в реальный учебный процесс (формы, методы и т.п.) в ходе использования данного УМК и насколько эти изменения были необходимы и эффективны? В ходе использования данного УМК появились иные формы и методы организации учебного процесса, например: методы ученического целеполагания (имея доступ ко всем УМК, учащиеся, вместе с учителем и с родителями (программы УМК находились и на домашних компьютерах учеников, что позволяло пользоваться ими дома и детям, и родителям, у родителей они вызывали живой интерес) определяют цели с последующей детализацией, планированием и реализацией их);

Слайд 22

22 методы создания индивидуальных образовательных программ с последующей самооценкой и рефлексией; методы самоорганизации обучения, включающие в себя работу с УМК, где учащиеся могут выбрать для себя уровень сложности заданий, изготовление творческих работ, самоконтроль; методы взаимообучения (учащиеся в парах, группах или целым классом, с помощью УМК выполняют функции учителя, используя доступный им набор педагогических методов; методы контроля (с помощьюУМК очень развит метод самоконтроля и метод обучающего контроля); методы рефлексии, позволяющие осознать учениками собственную деятельность. Используется начальная рефлексия, текущая рефлексия и итоговая рефлексия

Слайд 23

23 Какие способы и формы работы с УМК использовались? 1. Подготовка к уроку и обработка данных успешности освоения темы, предмета. 2. Практическая работа по измерению величин углов. 3. Самостоятельная работа учащихся за отдельным компьютером в сетевом классе. Во время самостоятельной работы одна группа работает за компьютером, а другая – в тетради с печатной основой, во второй половине урока ребята меняются видами деятельности. 4. Индивидуальное самообразование. Ученики выбирают свою траекторию обучения. 5. Творческие индивидуальные работы.

Слайд 24

24 6 . Новые подходы к оцениванию учащихся (домашние проверочные парные работы, взаимопроверки в тетрадях с печатной основой) 7. Систематизация знаний. 8. Защита творческих проектов, например, проект, который увлёк всех, по теме «Проектирование современных зданий» 9. Урок-практикум. 10.Конкурс игрушек из бумаги по чертежам учащихся. 11. Рефлексия. 12. Презентация отдельной темы.

Слайд 25

25 Способствует ли элементы УМК использованию форм самостоятельной, групповой и индивидуальной исследовательской деятельности и методов проектной организации образовательного процесса? Даже в начале учебного года было видно, что элементы УМК способствуют использованию современных форм работы.

Слайд 26

26 Минимизируют ли данные элементы УМК трудовые затраты учителя на подготовку к учебным занятиям (за счет наличия в наборе справочных материалов, материалов для организации практических занятий, контрольно-оценочных материалов и т.д. )? Для учителя это пока непривычная форма работы, но очень увлекательная, интересная и продуктивная, которая требует навыков, привычек и некоторых затрат времени для самообучения.

Слайд 27

27 Как использование данного УМК сказалось на качестве знаний, умений и навыков по предмету? Входной тест (за начальную школу), проведенный в начале учебного года, показал 30% качества, а за I четверть по математике – 82% качества, а за I полугодие – 87% качества. Кроме того повысилась учебная самостоятельность школьников – деятельность учащихся, где школьники сами могут ставить перед собой задачу, планировать и решать ее, производить контроль и оценку своих действий в ходе решения задачи, определять свою готовность к предъявлению результатов своей работы.

Слайд 28

Подводя итог, могу сказать, что видела как заинтересованы мои ученики, с каким удовольствием они спешат на уроки математики и геометрии, насколько активны и самостоятельны на уроках, как осознанно и творчески подходят к выполнению домашних заданий, слышала положительные отклики родителей, видела, что появилась мотивация к успешному изучению нового и , видела, как с помощью УМК «КИТ» развиваются универсальные учебные действия детей на уроках математики. 28

Слайд 29

Спасибо за внимание! 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся

Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися нового продукта в ходе самост...

Использование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Методический семинарИспользование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка...