Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся
статья по английскому языку на тему

Добровольская Нина Станиславовна
Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных действий (УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_v_razvitii_uud.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в развитии  универсальных учебных действий учащихся

             

Разработанный еще в первой половине 20 века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Информационные потоки увеличиваются, в связи с этим перед учителем встает задача – научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации. Требованием нового стандарта является деятельностный характер организации образовательного процесса, диалогичность, направленность процесса на поддержку индивидуального развития личности учащегося.

 Задачей учителя становится не столько наглядно и доступно на уроке все объяснить, рассказать, показать, сколько включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, овладения новым знанием, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

 Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них,  способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных действий  (УУД).

 Для учащегося проект это:

  • возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
  • деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать достигнутый результат.

Для учащегося в большей степени заинтересованность проектом представляет конечный результата работы, поэтому учителю необходимо правильно подобрать тот тип проекта, который будет интересен ученикам и на протяжении всего периода работы и будет формировать у них необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Существует несколько видов учебных проектов и каждый из них имеет свои цели и результаты:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • игровой или ролевой проект.

   Практико-ориентированный проект

Цель проекта:  решение практических задач.

Проектный продукт: учебные пособия, инструкции, памятки, рекомендации.

Тип деятельности учащегося: практическая деятельность в определенной учебно-предметной области.

Формируемая компетентность:  деятельностная.

 Исследовательский проект

Цель проекта:  доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Проектный продукт:  результат исследования, оформленный установ-ленным способом.

Тип деятельности учащегося: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.

Формируемая компетентность: мыслительная.

 Информационный проект

Цель проекта: сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Проектный продукт: статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.

Тип деятельности учащегося: деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации.

Формируемая компетентность: информационная.

Творческий проект

Цель проекта: привлечение интереса к проблеме проекта.

Проектный продукт: литературные произведения, произведения изобразительного искусства, видеофильмы.

Тип деятельности учащегося: творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики.

Формируемая компетентность: коммуникативная.

  Игровой или ролевой проект

Цель проекта: предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта.

Проектный продукт: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.д.).

Тип деятельности учащегося: деятельность, связанная с групповой коммуникацией.

Формируемая компетентность: коммуникативная.

Из моего опыта работы, как учителя английского языка, хочется отметить, что особенной популярностью у учащихся пользуются творческие и игровые проекты, но есть учащиеся, которые предпочитают исследовательские и информационные виды проектов.

      Итак, основные этапы работы над проектом:

  1. Разработка проектного задания;

2.   Разработка самого проекта. Учащиеся осуществляют поисковую

деятельность. Учитель консультирует, координирует работу учащихся;

3.   Оформление полученных результатов;

4.   Защита проекта и рефлексия.

В процессе работы над учебными проектами у учащихся формируются и развиваются  Универсальные учебные действия:

  • личностные - раскрытие себя, развитие проектных способностей, понимание значимости результата;
  • регулятивные -  организация исследовательской деятельности;
  • познавательные -  проектирование, прогнозирование;
  • коммуникативные - развитие собственного сознания при общении с другими учащимися.

Итак, подводя итоги вышесказанному, становится очевидно, что технология проектного обучения  является одной из эффективных технологий в обучении.