Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка
статья по английскому языку (8 класс) по теме

Морозова Наталья Владимировна

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов для успешной реализации учебного сотрудничества  на уроках английского языка в 8 классе

Вся система образования в Российской Федерации, и высшее в том числе, в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.Н. Амонашвили) и передовых практиков современной школы (А.К. Макаренко, А.В. Сухомлинский). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения

Сотрудничество -  по словам И.Я. Зимней: «….гуманистическая идея совместной, развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности….»

     В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.

Б.А. Сосновский определяет  следующие линии взаимодействия при организации учебного сотрудничества:

1) «ученик - ученик»;

2) «общегрупповое взаимодействие учеников в классе»;

3) «учитель - ученик»;

4) «учитель - учительский коллектив

В качестве форм учебного сотрудничества выделяют сотрудничество со сверстниками, сотрудничество с учителем и сотрудничество с самим собой.

При организации учебного сотрудничества учителем необходимо:

- уметь планировать свою работу и диагностировать результаты;

-знать, чем руководствоваться при делении ребят на группы;

- иметь ввиду специфику урока иностранного языка, его отличие от уроков по другим предметам, каковы его сущностные черты;

- учитывать структуру урока и уместность данной формы работы в уроке;

   Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития.

Учебное сотрудничество может организовываться в различных формах, одна из которых проект. Работа в форме проекта позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами и решать на уроках интересные практически значимые и доступные учащимся проблемы межкультурного взаимодействия;

О.В. Теслина пишет: «В последние годы очень много говорится о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранным языкам. К новым технологиям указанного подхода относится и метод проектов».

  Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Цель проекта – дать глубокие и прочные знания в области изучения английского языка; удовлетворить познавательные потребности учащихся, развитие их творческого потенциала. Учащиеся в этом случае сами формируют и развивают обучающую ситуацию.  Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Ученики обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения, принимают на себя ответственность за свое обучение.

    В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленность на результат, полученный при решении теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат, продукт практической деятельности, можно видеть, осмыслить, использовать в решении последующих реальных задач. Для получения таких продуктов необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, решать проблемы, интегрируя для этого знания из различных областей, применяя их на практике, прогнозировать результаты и находить новые идеи в разных вариантах решения.

Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы в спорах, порождающих различные пути решения, чтобы язык служил для формирования и формулирования необходимых мыслей.

    Метод проектов позволяет перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами и решать на уроках интересные практически значимые и доступные учащимся проблемы межкультурного взаимодействия.

    Требования к методу проектов:

1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, позволяющей использовать язык для решения коммуникативных задач, познания нового.

2) Отличается конкретной целью, позволяющей использовать язык для решения коммуникативных задач, познания неизвестного.

3) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (выпуск газеты, оформление буклета с достопримечательностями, проведение ролевой игры). Работа над языком (исправление ошибок, работа над грамматикой и письмом) осуществляется в форме обработки и улучшения продукта, т.е. “учебная комната” превращается в “мастерскую”.

4) Самостоятельные исследования и действия учащихся при использовании всевозможных вспомогательных средств, к которым относятся как словари и грамматические справочники, так и компьютер, микрофон, видео-фотокамера и т.д. учитель является помощником в том, что касается языка, так и исследуемого явления, даёт “ученику” те языковые средства, которые необходимы для решения задачи.

5) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

6) Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижения гипотезы их решения, обсуждения методов исследования, оформления конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода “мозгового штурма”, “круглого стола”, творческих отчётов, защиты проекта и т.п.).

7) Включение в учебный процесс внешнего мира либо выход учебного процесса во внешний мир, при этом осознаётся единство языка и действия, языка и ситуации.

8) Самостоятельная деятельность учащихся

    Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

   Важно, чтобы выдвигаемая для  проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы  участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте.

 Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

  1. обсуждение темы будущего проекта;
  2. формирование творческих групп (включая учащихся с разной степенью  владения английским языком),  распределение задания между членами группы, работа над планом проекта;
  3. сбор информации из разных источников на русском и английском языках – вебсайтов Интернета, энциклопедий, журналов, словарей, других источников;
  4. работа над темой проекта: перевод с русского на английский, овладение лексикой, грамматическими образцами, чтение и структурирование текста;
  5. сбор дополнительной информации (при необходимости);
  6. оформление проекта;
  7. презентация проекта;
  8. подведение итогов работы

  Таким образом, выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре, предоставляет возможность Выполнение проекта, его защита представляет новый способ организации обучения, который способен заинтересовать учащихся и вовлечь их в работу. Проект – это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация.

Проект

Цель - контроль навыка работы в сотрудничестве, совершенствование навыков письма, говорения

Форма –групповая работа

1.Olympic Games 2010

2.British kind of sport

3.My sport profile

Предварительная работа:

1.Деление на группы

2.Распределение тем

3. Назначение ответственных за материалы, тексты, наглядность, презентацию проекта.

 (Учащиеся приступают к выполнению проектов, две группы выполняют плакаты, третья – презентацию на компьютере. После выполнения каждая группа имеет 3 минуты, чтобы защитить проект. По окончании работы и защиты, каждая группа получает общую оценку)

Критерии оценки:

1.Наглядность

2.Грамматика

3.Вклад каждого

4.Презентация проекта

«5» -проект имеет рациональное количество информации и наглядного материала, грамматически верно построены тексты, каждый ответственный за какую-либо часть проекта выполнил свои обязанности, презентация проекта прошла на хорошем уровне;

«4» - проект насыщен текстом, но мало наглядных материалов, незначительные грамматические ошибки, все ответственные исполнили свои обязанности, проект презентован на хорошем уровне;

«3» - небольшое количество информации и наглядности, грамматические ошибки, не все ответственные выполнили обязанности, презентация проекта не раскрыла сущности работы;

«2» - проект несет небольшую информационную значимость, мало наглядного материала, группа не смогла объединиться для успешного выполнения работы, предварительная работа не проводилась, проект не защищен.

Ожидаемый результат – проект, содержащий достаточное количество информации и наглядности, грамматически верно построены тексты, каждый ощутил ответственность за результат, научились работать в группе, прислушиваться к мнению каждого, защита проекта на высшем уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при организации внеаудиторной самостоятельной работы по английскому языку

В этом материале представлен опыт проектной деятельности в рамках внеаудиторной самостоятельной работы при изучении дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык...

"Метод проектов как способ реализации педагогики сотрудничества на уроках английского языка"

Проектная методика-путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проектов в соответствии со своими возможностями, знаниями, ум...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Использование метода проектов для формирования познавательных мотивов на уроках английского языка

    В данной статье рассматривается вопрос о формировании познавательных мотивов у старшеклассников на уроках английского языка. Выявляются  методические приёмы  и использов...

Проект теме «Реализация ФГОС ООО на уроках английского языка с использованием методики видео-технологий с целью эффективного формирования навыков речевой деятельности учащихся»

В современных образовательных стандартах обязательным компонентом целей и содержания обучения иностранному языку в средней школе становится межкультурная коммуникация, включающая в себя знакомство с о...

Организация учебного сотрудничества на уроках английского языка.

Доклад на тему "Организация учебного сотрудничества на уроках английского языка"...

Способы учебного сотрудничества на уроках английского языка

Рассмотрены формы совместной деятельности учителя и обучающихся  для объединения усилий и согласованности действий при изучении английского языка....